Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма государственного устройства. Форма гос.устройства – территориальная организация гос.власти



Форма гос.устройства – территориальная организация гос.власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса гос. образований, не обладают суверенными правами. Признаки:

1. Унитарное государство предполагает единые для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;

2. На его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика;

3. Составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) гос. суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное гос. устройство может быть централизованным (если во главе местных органов гос.власти стоят назначенные из центра чиновники которым подчинены местные органы самоуправления), и децентрализованным (когда органы гос.власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни). Имеются и смешанные системы местного гос.устройства (Турция).

4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

5. Все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

6. имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами гос.власти.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно единое союзное государство. Федеративное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности. Можно выделить общие черты:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъ-ектов (штатов, кантонов, земель, республик и т.д.);

2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат федеральным гос.органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. В парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные гос.органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос.суверенитета субъектов:

- гос.образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных гос.органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определятся конституционными норами.;

- субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;

- конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза (США, Германия);

- управление вооруженными силами непосредственно осуществляется союзными гос.органами.

Национальные федерации характеризуются более сложным гос.устройством. Признаки:

1. Субъектами являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией;

2. Строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Поэтому, независимо от экономического потенциала, размера территории, численности населения все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства;

3. Обеспечивает гос.суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие. Имеют свое гражданство, свои органы власти, самостоятельно осуществляют внешнеполитическую и экономическую деятельность;

4. Высшие гос. органы федерации формируются из представителей субъектов.

5. Каждый субъект имеет право отделиться от союза и образовать самостоятельное государство.

Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов.

Уния – объединение, союз государств (под властью одного монарха, на основе договора).

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. В отличие от федерации:

1. не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, а лишь координационные;

2. не имеет единой армии, единой системы налогов и единого гос.бюджета;

3. сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

4. конфедеративные гос.органы могут договориться о единой денежной системе, таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике на период существования конфедерации;

5. недолговечны.

Содружество - объединение государств, признающих общего главу содружества. Некоторая видимость общности интересов стран содружества поддерживается с помощью проведения регулярных конференций, играющих чисто консультативную роль, и путем создания ряда постоянных комитетов. Не выступает на международной арене.

Сообщество – политическое и экономическое объединение. Формально в компетенцию сообщества входят: внешняя политика, оборона, финансовая система, использование стратегического сырья, а также наблюдение за органами юстиции, высшим образованием, внешним транспортом и средствами связи.

Ассоциация –объединение, союз для достижения общей цели (хоз., политической, научной, культурной).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.