Освещенность открытых территорий, станционных путей и искусственных сооруже-ний железнодорожного транспорта нормируется независимо от вида источника света в ос-ветительных приборах. Минимальные нормы освещенности на объектах железнодорожно-го транспорта регламентируются ОСТ 32.120-98 [5].
Современные ОП железнодорожных станций и других территорий характеризуются разнообразием применяемых ОП, ИС и способов освещения. Мощные дуговые ксеноно-вые ИС используются в ОП, которые заменяют прожекторы заливающего света с лампами накаливания. Успешно применяются галогенные лампы накаливания мощностью от 1 до 10 кВт, разрядные лампы высокого давления типа ДРЛ и ДРИ.
Необходимо отметить, что применение натриевых ламп высокого давления, имеющих желтый спектр излучения, для наружного освещения объектов железнодорожного транспор-та не допускается, так как это может привести к ошибочному восприятию сигнала желто-го света.
Выбор типа ОП для освещения конкретной территории является важным вопросом. Неправильное применение светильников и прожекторов приводит к увеличению установ-ленной мощности, неудовлетворительному светораспределению, и следовательно к увели-чению эксплуатационных расходов ОП.
В практике проектирования осветительных установок железнодорожных территорий используются следующие модификации расчетных методов:
точечный аналитический метод по заданной силе света в направлении расчетной точ-ки. Этот метод целесообразно применять при расчете освещенности от одиночного ОП;
точечный аналитический метод с использованием графиков условной освещенности для одиночных ОП или группы прожекторов, установленных «веером» или «в ряд». Этот метод удобно применять при наличии справочных материалов с графиками условных ос-вещеностей для конкретных типов ОП;
точечный метод с использованием ЭВМ – это практически единственный рациональ-ный метод при необходимости расчета освещенности в большом количестве контрольных точек;
метод компоновки изолюкс (графоаналитический); рекомендуется при небольшом ко-личестве ОП с одинаковыми параметрами при условии наличия графического изображе-ния изолюкс на уровне рабочей поверхности в зависимости от типа ОП и высоты его уста-новки.
На железнодорожном транспорте методы расчета освещенности в заданной точке применя-ют при проектировании ОУ для пассажирских платформ, территорий железнодорожных стан-ций, контейнерных площадок и других объектов. Целью таких расчетов при выбранном способе ос-вещения, а следовательно и известной высоты расположения ОП от освещаемой поверхно-сти, а также наименьшей нормируемой освещенности является:
выбор типа ОП и ИС к нему;
определение (намечается до расчета) количества ОП и основных параметров их уста-новки (угол наклона в вертикальной плоскости, угол между оптическими осями смежных прожекторов в горизонтальной плоскости, расстояние между ОП при установке их в ряд);
определение расстояния между опорными конструкциями ОП (осветительными мачта-ми, опорами, порталами, жесткими попереченами).
Схема расчета освещенности от «ряда» прожекторов в точке «А» представлена на
рис. 3.
Примеры расчета освещенности точечным методом, используя различные его модифи-кации, детально рассмотрены в светотехнической литературе [4, 6].
Отношение наибольшей освещенности открытых территорий к ее наименьшему значе-нию установлено не более 15:1.
Показатель ослепленности на железнодорожных станциях не должен превышатъ зна-чения Р< 800.
Железнодорожные объекты и территории с учетом специфики их освещения делятся на две группы:
I – парки станций (сортировочные, участковые, пассажирские), где большая часть пу-тей занята подвижным составом;
II – территории, не занятые постоянно подвижным составом (горб и спускная часть сор-тировочной горки, горловины парков, зоны стрелочных переводов, вытяжные пути, от-крытые грузовые склады, пассажирские платформы и т.п.).
По I-I
Рис. 3. Схема расчета освещенности в точке А от «ряда» прожекторов
В –расстояние между смежными ОП, м; ℓП – ширина путевого развития, м;
Д–расстояние между попереченами, м; вМ–ширина междупутий, м;
L–полезная длина приемоотправочных путей, м.
Специфика освещенности железнодорожные территории–организация освещения: де-централизованным или централизованным способом.
Децентрализованный способ освещения применяется для освещения междупутий и тер-риторий I-й группы, когда ОП рационально рассредоточены по освещаемой площади. При этом ОП располагаются на: жестких поперечинах для подвески контактной сети, высота 12 м; гибких поперечинах, высота 17 м; металлических порталах на железобетонных опо-рах, высота 15 м; металлических порталах на железобетонных опорах, высота 28 м; цеп-ной подвеске длиной 260 м, высота 7 м; гибкой поперечине для установки ОП на высоте
7 м.
Децентрализованный способ обеспечивает хорошее качество освещения (коэффициент затемнения 0,26÷0,30), но требует дополнительных затрат на устройство настилов, лестниц, ограждений для технического обслуживания и ремонта ОП. Экономически выгоден этот спо-соб на электрифицированных или подлежащих электрификации в ближайшие годы станци-ях. Подвеску ОП над осями междупутий на гибких поперечинах целесообразно применять в тех случаях, когда можно обслуживать ОП из междупутий с передвижной телескопии-ческой вышки. Кроме того, при использовании конструктивных элементов контактной се-ти для устройства децентрализованного освещения необходимо обеспечить безопасность персонала при техническом обслуживании и ремонте ОП путем снятия напряжения с кон-тактной сети.
Централизованный способ освещения применяется для освещения территорий II-й группы. При этом ОП сконцентрированы в нескольких точках территории на осветитель-ных опорах и мачтах различной высоты. Централизованный способ размещения ОП удо-бен в эксплуатации, так как не зависит от технологии станции. Для технического обслу-живания и ремонта ОП мачты и опоры имеют специальные устройства. Недостаток этого способа – низкое качество освещения, коэффициент затемнения составляет 0,35÷0,70.
Список литературы
1. ГОСТ Р 12.4.013-97 ССБТ Очки защитные. Общие технические условия.
2. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение.
3. Справочная книга по светотехнике / Под ред. Ю.А. Айзенберга –М.: Энергоатомиз-дат, 1995. –472 с.
4. Справочная книга для проектирования электрического освещения / Г.М. Кнорринг,
И.М. Фадин, В.Н. Сидоров –2-е изд., пер. и доп. – СПб: Энергоатомиздат, 1992. – 448 с.
5. ОСТ 32.120-98 Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного тран-спорта.
6. Дегтярев В.О., Корягин О.Г., Фирсанов Н.Н. Осветительные установки железнодо-рожных территорий. – М.: Транспорт, 1985. – 150 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Несчастные случаи на производстве и меры по их предупреждению……………3
1.1. Термины и определения, понятие производственного риска………………………..3
1.2. Причины производственных травм и их профилактика……………………………...5
1.3. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету…………………………...6
1.4. Ответственность работодателя при несчастном случае на производстве…………..7
1.5. Порядок формирования комиссии по расследованию несчастного случая…………8
1.6. Сроки и порядок расследования несчастного случая……………………………….10
1.7. Порядок оформления, регистрации и учета
несчастного случая на производстве………………………………………………………….12
1.8. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев…………………………………………………………………………….14
1.9. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда………………..14
1.10. Порядок возмещения вреда пострадавшему
от несчастного случая на производстве………………………………………………………15