Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правотворчество: понятие, принципы, субъекты и виды



Правотворчество - деятельность компетентных органов, связанная с созданием правовых норм и закреплением их в соответствующих источниках (узкий смысл). В широкой трактовке данный процесс “исчисляется” с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

 

Принципы:

 

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия НА правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления.

 

2. Адекватность.

 

3. Соответствие праву.

 

4. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. Привлечение компетентных специалистов (юристы, социологи, политологи).

 

5. Законность правотворчества. Вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию НПА должна осуществляться в рамках Закона, и, прежде всего КРФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования НПА. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов.

 

6. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

 

Функции: обновление законодательства (издание НПА), устранение (отмена) устаревших юридических норм, восполнение пробелов в праве.

 

Субъекты: народ (референдум), государственные органы (органы власти и управления), должностные лица (министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, органов местного самоуправления, негосударственных организаций, депутаты и т.д.).

 

Виды:

 

1. Непосредственное правотворчество народа (референдум) - проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат утверждению.

 

2. Правотворчество государственных органов - деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах). Здесь можно выделить 2 вида правотворчества: законотворчество, подзаконное правотворчество.

 

3. Делегированное правотворчество -- это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

 

Правотворчество - особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

 

Стадии правотворческой деятельности:

 

I. Подготовка проекта нормативно-правового акта:

 

1) принятие решения о необходимости разработки официального проекта акта (политическая воля);

 

2) подготовка текста акта:

 

а) предварительное обсуждение текста проекта (возможно и всенародное);

 

б) доработка, согласование;

 

в) предварительное одобрение проекта компетентными органами (субъектами правотворческой инициативы).

 

II. Официальное воздействие государственной воли в форме нормативно-правового акта состоит из стадий прохождения проекта в правотворческом органе:

 

1) внесение проекта в правотворческий орган на рассмотрение (например, Правительством РФ);

 

2) обсуждение проекта в правотворческом органе (в каком-то специализированном комитете Государственной Думы с вынесением его на обсуждение в Госдуме, как правило, 3 чтения законопроекта);

 

3) голосование, подписание

 

4) опубликование акта и доведение его до адресата.

 

Правотворчество включает законотворчество.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.