Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соотношение экономики, политики и права. Специфика соотношения экономики, политики и права всегда вызывала живейший интерес



Специфика соотношения экономики, политики и права всегда вызывала живейший интерес ученых и практиков, так как затрагивала насущные потребности всех без исключения социальных групп и граждан.

Марксистско-ленинское учение всегда подчеркивало материальную обусловленность надстроечных категорий, в том числе политики и права. Однако на практике возобладал политический субъективизм. Игнорируя объективные закономерности функционирования экономики и общества в целом, насильственно вводились коллективные формы собственности, политика подменяла право, внедряясь в сферу его воздействия.

В современных условиях, пытаясь устранить допущенные ранее ошибки, политическая власть впадала в другую крайность, проявляя все тот же политический субъективизм. Выводились из-под контроля государства и передавались в частную собственность огромные предприятия и природные ресурсы, составляющие национальное достояние общества. Товаром становилась даже власть. Шло оперативное, волевое и широкомасштабное введение частной собственности. Эффективный рынок невозможен без частной собственности, но в России ее распространение практически на все объекты материального мира без должных ограничений привело к противопоставлению интересов хозяйствующих субъектов и разрыву необходимых хозяйственных связей. Если во всем мире наблюдается процесс глобализации, кооперации политических и экономических усилий не только отдельных предприятий, но и государств, то в нашей стране наблюдалось обратное явление. Причем для того, чтобы государство не смогло компенсировать и устранить погрешности искусственно созданного системного кризиса, были предприняты меры существенного ограничения возможностей его централизованного управления в сфере экономики. Собственность подавила государственную власть. По словам В.В. Путина, власть слилась с бизнесом в экономическом экстазе. В условиях, когда бюрократия приватизирует государство, граждане по закону ограничиваются в своей конституционной правосубъектности. Провозглашенные механизмы самоуправления не могут решить возникающих проблем, так как население ни материально, ни духовно не готово к такой деятельности. Таким образом, с помощью объективно необходимых и желаемых обществом мероприятий была разрушена российская общественная система, которая восстанавливается с большим трудом. Политика по-прежнему игнорирует объективные закономерности и довольно часто подменяет право, а право часто «плетется» за событиями, не успевая предупреждать негативные проявления в общественной жизни, чем активно пользуются преступные группировки.

Экономика не единственный и не всегда доминирующий фактор, влияющий на изменения в обществе в целом и в сфере правового регулирования в частности. Однако как система отношений в сфере производства, распределения и потребления материальных благ она, в конечном счете, предопределяет содержание и политики, и права. Особенно наглядно это проявляется в эпоху революционных реформ при смене форм собственности.

На наш взгляд, именно преобразования в отношениях собственности автоматически вызывают адекватные изменения как в политике данного государства, так и в содержании принимаемых юридических актов. Следует иметь в виду, что собственность выполняет не только потребительскую, но и социальную функцию. Причем социализация собственности в последнее время значительно усилилась. Поэтому в конституциях большинства стран подчеркивается, что собственность не может использоваться в ущерб общественным интересам. Ведь собственность это не только благо и бремя по его содержанию, но и обязанность по сбалансированию интересов собственника с интересами других субъектов являющихся заинтересованной стороной в отношениях по поводу присвоения определенных ценностей.

Экономические отношения обладают свойством некоторого саморегулирования. Однако даже в условиях высокоразвитой рыночной экономики невозможно достичь хороших результатов, уповая только на данное их свойство. Рыночный механизм, как самонастраивающаяся система хозяйствования, не идеален. Он порождает и воспроизводит безработицу, кризисы, инфляцию и социальное неравенство. Он не создает стимулов для развития фундаментальной науки, производства товаров общего пользования (общественный транспорт, образование, здравоохранение), не восприимчив к общенациональным и долгосрочным программам (оборонные нужды, развитие инфраструктуры и т.д.), не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, не создает механизмов, способствующих охране окружающей среды и т.д. Поэтому государство должно управлять рынком и дополнять его организующие возможности с помощью методов прямого и косвенного воздействия. Рыночные отношения действуют стихийно, противоречиво порождая кризисные явления и социальные конфликты. Как показывает международный опыт, эти отношения могут плодотворно развиваться лишь при поддержке и координационном воздействии государства. Современная экономика, вовлекая в свой оборот сотни стран и миллионы разнородных производств, нуждается в согласовании, скоординированном управлении. Для этого государство на основе познанных экономических и социальных закономерностей, учитывая свои возможности, устанавливает правовые основы рынка, определяет правовой статус его участников, обеспечивает меры их экономической безопасности, устанавливает в интересах общества экологический, финансовый и иные формы контроля за их деятельностью, за использованием сырьевых ресурсов и т.д. Поэтому нельзя исходить из фатальной предопределяющей роли экономики, недооценивая влияние политики.

Именно политика намечает пути и средства наиболее оптимального решения стоящих перед обществом задач, используя при этом современные достижения и резервы общества. Большие возможности политики объясняются ее непосредственной связью с государством. Политика определяется как система отношений между классами, нациями, партиями и другими большими социальными группами по поводу формирования, сохранения, перераспределения и реализации государственной власти. С ее помощью закрепляется их материальное положение, гарантируется незыблемость и определяются перспективы общественного развития.

Политика очень динамична. Люди сознательно творят свою историю, реагируя на многообразие жизненных ситуаций с помощью политических решений. Однако субъективные возможности политики весьма ограничены. Реальной, рассчитанной на перспективу может быть лишь та политика, которая отражает баланс интересов всего населения и объективные закономерности функционирования данной политико-правовой системы.

В современных условиях под влиянием некоторой трансформации их носителей специфика соотношения экономики и политики претерпела определенные изменения. Глобализация общественной жизни предопределила формирование и активизацию деятельности таких наднациональных экономических институтов как Международный валютный фонд, различного рода транснациональные корпорации, контролирующие наиболее прибыльные отрасли экономики отдельных стран и т.д. В политической сфере, наряду с государством, активизировали свою деятельность такие наднациональные носители политической власти, как ООН, Евросоюз и т.д. При этом происходит их своеобразный симбиоз, как на региональном, так и на глобальном уровнях всей мировой социальной системы.

Созданные конгломераты по-разному проявляют себя на национальном, региональном и мировом уровнях. Если на национально-государственном уровне влияние экономических бизнес-структур и государственной власти может меняться, то на региональном и глобальном уровнях приоритет интересов экономических носителей власти остается бесспорным и постоянным, определяющим функционирование отдельных государств. По мере развития общества наблюдается процесс стирания имевшихся ранее четких граней между экономической и политической властью. В то же время было бы не верным утверждать, что наднациональные объединения подменяют и заменяют национальные государства.

Наиболее существенные, стратегические решения политики реализуются с помощью права. Оно не только концентрирует в себе наиболее важные политические интересы, но и является наиболее эффективным инструментом их удовлетворения. Право закрепляет, охраняет, осуществляет и объективирует их в форме нормативных требований, обеспеченных государственным принуждением.

Для политических институтов оно выполняет роль несущей конструкции, обеспечивающей устойчивость общества. Но было бы неверным сводить содержание права к политике.

В отличие от политики, оно не столь динамично реагирует на изменения общественной жизни, но также тесно связано с экономикой. Право не может быть выше экономического и культурного развития общества, подчеркивал К. Маркс.

Экономический детерминизм права отмечали и представители юридического позитивизма. И потому, отражая существующий уровень экономического, нравственного, научно-технического и т.п. развития общества, оно не может забегать вперед, законодательно закрепляя несуществующие возможности общества.

Назначение права состоит не в службе тактическим, порой сиюминутным интересам отдельных социальных групп, а в упорядочении наиболее значимых отношений на основе социального компромисса, установлении баланса интересов всех заинтересованных субъектов и определении меры свободы их поведения с целью стабилизации и бесконфликтного развития общества. В этой связи структура, содержание, средства воздействия, субъекты и объекты политики и права отличаются весьма значительно.

По вопросу о соотношении политики и права в литературе имеются различные точки зрения. Сторонники естественного права утверждают его приоритет над политикой. Другие исследователи отмечают приоритет политики над позитивным правом. Представляется, что разрешение этой проблемы не может быть однозначным. Этот вопрос должен рассматриваться конкретно исторически.

Однако при всей диалектичности взаимовлияния этих категорий политика первична в отношениях с правом. В силу своей динамичности и непосредственной связи с экономическими, религиозными, национальными и иными интересами она даже во времени предшествует праву. Кроме того, право формируется и обеспечивается не мифической силой, а государством в процессе осуществления правовой политики, которая синтезирует его правотворческую, правоприменительную и правообеспечительную деятельность.

В то же время в условиях демократии право перестает быть придатком политической власти, поскольку налагает ограничения на деятельность политических институтов, определяет процедуры и способы использования властных полномочий, запрещает или ограничивает деятельность экстремистских организаций и т.д. Только право определяет меру власти и меру подчинения ей.

Государственная власть должна действовать в рамках права и требований законности. Осуществляясь в различных сферах общественной жизни, политика отличается своим содержание и направленностью. Причем любая политика (экономическая, этническая и т.д.) использует преимущественно характерные для нее средства. Если власть опирается на право, то принято говорить о правовой политике.

В условиях современной России она приобретает все большую значимость. Ее своеобразие состоит в том, что:

1)она является публичной, официальной и формируется в основном государственной властью в лице Президента РФ, Федерального Собрания РФ, правительства РФ, органов власти и управления субъектов федерации. В ее формировании и осуществлении принимают участие органы местного самоуправления, политические партии, а также граждане;

2)она органически связана с правом, которое не только оформляет ее, но и наполняет своим содержание, средствами воздействия и претворения в жизнь. Получив закрепление в Конституции РФ и других основополагающих правовых актах, она обеспечивает охрану, развитие и совершенствование общественных отношений;

3)она затрагивает наиболее значимые интересы различных социальных групп, партий, властных объединений, а также граждан.

В юридической литературе обращают внимание на то, что в структуре правовой политики можно выделить два относительно самостоятельных направления:

-политику в сфере права;

-политику посредством права.

Основные направления правовой политики в сфере права связаны с формированием правосознания и правовой культуры лиц, предопределяющих содержание права, определением приоритетов юридической деятельности, вытекающих из целей и задач, стоящих перед государством, повышением качества правотворческой деятельности, научно обоснованным планированием и четким разграничением полномочий правотворческих органов, определением видов общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, подбором наиболее оптимальных методов, способов, типов и средств регулятивного воздействия и т.д.

Направления правовой политики посредством права предполагают совершенствование правоприменительной и интерпретационной деятельности государственных органов, улучшение эффективности действия юридических актов индивидуального характера, разрешающих спорные и конфликтные ситуации, повышением профессионализма правоприменительной деятельности органов местного самоуправления, коммерческих фирм и т.п. негосударственных структур.

Правоприменительная политика по-разному проявляется применительно к различным сферам общественной жизни. Своеобразие возникающих отношений требует использования различных средств и способов воздействия. Особое значение приобретают гражданско-правовая политика, определяющая порядок развития формирующихся рыночных отношений, и уголовно-правовая политика, вырабатывающая принципы и тактику борьбы с коррупцией и общеуголовной преступностью.

Результатом реализации правовой политики должно стать повышение уровня организации и качества жизни современного российского общества.

По своему содержанию правовая политика предполагает познание прошлого, оценку действующего и определение будущего состояния законодательства. На этой основе осуществляется деятельность по регламентации и регулированию общественных отношений.

Таким образом, правовая политика, это обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов, сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни. В связи с проводимыми политико-правовыми преобразованиями, выработка научно обоснованной и эффективной правовой политики становиться первоочередной задачей современной юридической науки и практики. От степени решения этой задачи зависит легитимный характер реформ и их проведение в правовом русле. В то же время правовая политика может быть успешной при условии еѐ соответствия принципам: социально-нравственной обусловленности, справедливости, научной обоснованности и реалистичности, легитимности, гласности, сбалансированности интересов личности, государства и обществ, соответствия национальному праву и международным стандартам.

Накопившиеся проблемы и кризисные явления в развитии Российского общества, ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют еѐ приоритеты. Проблема социальных прав всегда выходит на первый план по мере увеличения социального разрыва между бедными и богатыми, использующими государственную власть и закон в своих интересах вопреки интересам общества. Приоритетами правовой политики являются:

– преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление еѐ координирующей роли на основе общенационального представительства;

– борьба с бюрократизмом и коррупцией. Устранение отчуждения власти от насущных интересов населения;

– выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;

- четкое разграничение правотворческих полномочий между федеральными органами, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления;

– поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;

– улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;

– устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования. Усиление моральных аспектов в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;

– укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

Право не является пассивной формой отражения экономики и политики. Оно оказывает на них активное обратное воздействие. В этом и состоит его социальная ценность. Это свойство права активно используется политическими партиями и различного рода социальными группами, своей лоббистской деятельностью старающимися повлиять на содержание принимаемых юридических актов. Лоббизм это форма деятельности, посредством которой реализуется политическое представительство интересов. Он активно развивается при наличии многообразия интересов, возникающих вследствие социальной дифференциации и доступности власти, не способной одновременно удовлетворить все многообразие интересов. Во взаимодействии с органами власти преимуществами обладают более организованные группы давления и сильные общественные объединения, имеющие финансовые ресурсы.

При этом учитывается сложившаяся политическая конъюнктура.

Политическая конъюнктура в праве — это стремление с помощью права удовлетворить сложившийся и доминирующей в данное время корпоративный или личный интерес, противоречащий интересам и возможностям общества.

Особенно наглядно использование политической конъюнктуры в лоббистской деятельности современных российских олигархов проявилось в «проталкивании» через законодательный орган закона о банкротстве. С помощью этого закона и действующей судебной системы удавалось весьма успешно без каких-либо материальных затрат перераспределять в свою пользу желаемые объекты государственной и акционерной собственности. Умышленному банкротству подвергались даже успешно работающие предприятия. Наглядным примером активного использования недостаточно проработанного закона для захвата собственности является федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Этот закон стал основой для деятельности рейдерских групп по захвату собственности.

Таким образом, право посредством политики может оказывать троякое воздействие на экономику: стимулировать прогрессивное развитие экономики; тормозить развитие экономики; стимулировать развитие одних и тормозить развитие других экономических отношений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.