Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека.
Вольно или невольно он, привлекая правовые нравственные, религиозные, политические и т.п. критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т.д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и определения позитивных тенденций правового воздействия, для обеспечения действенности использования правовых средств.
Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает правовую действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.
Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:
- носителем правосознания является человек или общность людей;
- отражает государственно-правовые явления;
- выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
- носит оценочный характер, так как отражает не только степень знания состояния правовой действительности, но и его сопоставление с перспективами развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью в целом;
- тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т.д.).
Правосознание представляет собой систему чувств, эмоций, взглядов, идей и гипотез, в которых выражается отношение людей к праву и иным явлениям правовой действительности.
Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни.
Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:
а) в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;
б) в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;
в) даже при незнании конкретных правовых предписаний оно способствует выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;
г) при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права, когда при отсутствии необходимой нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. Особенно это распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано.
Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.
Обыденное правосознание отражает внешние, порой наглядно проявляющиеся стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии — совокупности чувств, мнений, переживаний, предрассудков и т.п., выражающих отношение человека к правовой действительности.
Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т.е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т.п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т.д.). Основными разновидностями теоретического правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.
Правовая идеология — это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.
С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое (классовое) и индивидуальное.
Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых юридически значимых деяний (коррупция).
Отсутствие синтетически целостного правосознания общества превращает людей в разрозненную толпу не способную объективно, аналитически осознавать окружающую действительность. Безбрежный плюрализм низвергает существующую иерархию социальных ценностей. Лишает человека четких критериев истинны и справедливости, порочное воспринимается как законное и справедливое, а свобода воспринимается как нравственный и мировоззренческий произвол. Это облегчает задачу манипулирования людьми. Поэтому при авторитарных режимах власть старается держать людей в невежестве, лишать людей широкого всестороннего образования, превращая их в узких профессионалов, подвергает сомнению необходимость дружбы и взаимовыручки, объявляет порочным чувство патриотизма. Разрозненных людей легче подчинить злой воле. Власть охотно пользуется таким социальным абсурдом, принимая нужные ей решения, легко находя для них юридические обоснования и мотивацию. Она действует по принципу «Разделяй и властвуй».
Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т.д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т.п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется на основе юридической практики, под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.
Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей), а также психологическую индивидуальную готовность к совершению правомерных поступков.
Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию, готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:
познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;
оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;
регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.
В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.