Как показала жизнь, мы все больше и больше используем в нашем языке иностранные слова. Это не ново для России. Во времена Павла I и Александра I аристократия говорила на французском языке даже при дворе императора. В наше время знание английского значительно опережает сознание, и поэтому на крутых виражах карьеры многие директора по персоналу не только забывают название своей должности на русском, но и своих сотрудников пытаются «окрестить» каким-нибудь модным иностранным словечком для придания пущей важности.
В этом ключе забавно выглядит судьба бизнес-тренеров. Пытая счастье на ниве промывания мозгов сотрудникам корпораций, групп компаний и всевозможных консорциумов различных уровней и масштабов, они подумали о том, чтобы замахнуться на Вильяма… ну да, того самого. В одном интернет-издании читаем: «Коучер, как правило, работает с первым лицом организации, не будучи включенным в ее структуру. Эту позицию занимает внешний, независимый специалист». Вот так. Не будем долго распространяться про позицию, которую такой коучер занимает, работая с первым лицом организации, а лишь только постараемся вникнуть в вопрос о том, что такое коучер, чем он отличается от ваучера и что его роднит с наставниками и менторами. Справедливости ради надо заметить, что на вопрос о том, как правильно именуется специалист – коуч или коучер, не могут внятно ответить даже сами представители данной профессии.
Итак, обратимся к основным понятиям. Понятие «коучинг» происходит от английского слова coaching — что означает тренировка или подготовка. В действительности коучинг в его первозданном виде подразумевает строго индивидуальную помощь и относится во всех своих проявлениях к тренингам личностного роста, помогая определенному человеку обрести душевное равновесие или добиться профессионального роста. Единственное возможное отличие от психоанализа – это отсутствие экспертной оценки действий обучаемого со стороны коуча.
Персональный коучинг в своем нынешнем виде появился в 1980-х годах в США. Финансовый советник из Сиэтла Томас Дж. Леонард в процессе своей работы обнаружил, что многие из его клиентов нуждались не только в навыках финансового планирования: они спрашивали его совета по многим вопросам, касавшимся карьерного роста или жизненных планов. Для обозначения той работы, которую Леонард проводил со своими клиентами, он использовал слово «коучинг»; этот вид профессиональной помощи становился все более и более популярным, выходя за рамки собственно финансового консультирования. В 1982 году Т. Д. Леонард начал практиковать коучинг.
В английском языке одно из значений слова «коуч» – это тренер. Леонард был первым, кто начал применять этот термин не в спортивном контексте. Он использовал слово «коучинг» в качестве термина, обозначающего консультирование по достижению жизненных целей. Все, что Леонард узнал о коучинге, он объединил в формальную структуру знаний и методов. В 1992 году Леонард организовал Университет коучинга; в настоящее время это самая большая организация в мире, обучающая коучингу.
В нашей российской действительности не совсем добросовестные бизнес-тренеры стараются придать этому занятию некий таинственный вид, объявляя его своего рода психоанализом для избранных. В действительности коучинг есть не что иное, как профессиональный или личностный психоанализ, или попытка человека с помощью специалиста выявить свои сильные и слабые стороны и направить максимум усилий на достижение поставленного результата.
Джон Уитмор говорил: «Коучинг – это средство содействия другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижения в любой сложной ситуации. Моя задача как коуча – помочь клиенту достичь высокого уровня ответственности и осознанности на самых глубинных уровнях сознания для того, чтобы создать, развить доверительные отношения человека со своей внутренней мудростью. Мне важно организовать взаимодействие клиента со своей внутренней мудростью. Моя задача как коуча – сделать шаг в направлении духовного странствия, внутренней мудрости». Это определение очень точно отражает суть коучинга.
Коучинг – это технология, которая при правильном ее использовании «перемещает» сознание человека из зоны проблемы в зону эффективного решения. Благодаря использованию такой методики можно увидеть новые подходы и возможности, раскрыть потенциал и «навести порядок» в различных убеждениях и областях жизни. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что сам коучер при этом должен обладать огромной силой характера, эрудицией, порядочностью и высочайшим профессионализмом, чтобы не навредить человеку, которого он пытается «переделать». Одним из примеров работы коучеров-самоучек может быть коллектив известного ткацкого предприятия, руководителя которого «откоучили» до состояния зомби. Он стал издавать распоряжения о поголовном венчании сотрудников, проводить групповые сеансы «психотерапии» и в конце концов успокоился в эзотерическом экстазе, полностью забыв о бизнесе, который как раз и собирался поправить с помощью коучинга. Конечно, коучи могут возразить, что уход директора из бизнеса был единственно правильным решением, но мы хотим этим примером лишний раз предостеречь коллег от попыток зомбирования, которыми многие «профессиональные коучи» прикрывают свое невежество.
Одна из основных целей коучинга – научить людей думать по-новому. Раньше считалось, что достаточно создать условия для работы и использовать материальные и нематериальные методы стимулирования, чтобы получить от работников высокие результаты. Поэтому многие руководители все еще увлекаются «кадровыми технологиями»: персонал компании воспринимается как «чистый лист», который в результате особой «обработки» становится важным активом компании. А компания в целом представляется как некий механизм для создания таких активов.
Современный менеджмент в виде коучинга – это взгляд на персонал компании как на зерна, каждое из которых уже содержит свой творческий потенциал. Каждый сотрудник способен самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор и брать на себя ответственность. Руководитель-коуч предоставляет сотрудникам возможность брать ответственность и делегирует полномочия. Нереализованный потенциал персонала при технологическом подходе – это упущенная выгода всей компании.
Коучинг – это процесс, способствующий самореализации и развитию и, возможно, параллельно направленный на усовершенствование профессиональных навыков обучающегося. Как и в случае с любым процессом, необходимо успешное завершение всех этапов, чтобы программа коучинга работала эффективно. Пропущенные стадии или фиксация на какой-либо одной ступени в ущерб другим могут вызвать замешательство, потерю ориентации и невысокие результаты.
Про этапы и ступени в процессе коучинга написаны фолианты, мы же остановимся только на главных моментах. Работа коуча условно подразделяется на четыре стадии.