В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Так, в 2007 г. временно пребывающим в России иностранным работникам было запрещено заниматься розничной торговлей алкогольными напитками, фармацевтическими товарами, а также осуществлять торговлю вне магазинов, в том числе в палатках и на рынках. Такие ограничения были введены в нашей стране после того, как в Карелии произошло межэтническое столкновение, в результате которого погибли люди. Официально «нулевая квота» на продавцов была введена для того, чтобы освободить рабочие места для россиян и уменьшить безработицу. Но, как отмечают эксперты, реально эта мера была направлена на то, чтобы снизить миграционные потоки в страну, особенно нелегальные. Мировой опыт показывает, и карельская история это подтвердила: когда число мигрантов на определенной территории превышает критический порог – примерно 10 %, могут возникать острые социальные ситуации. То есть одна из главных задач такого регулирования – избежать возможных конфликтов.
Кстати, согласно последнему исследованию миграционных потоков, проведенному Всемирным банком, доля мигрантов в России сейчас составляет 8,6 %. В то же время нужно подчеркнуть, что российская тенденция последних лет – ежегодное снижение квот для трудовых мигрантов, в особенности для низкоквалифицированных. Одновременно вводятся льготные условия для высококвалифицированных специалистов. С 1.07.10 вступили в силу поправки в миграционное законодательство, благодаря которым в страну в упрощенном режиме въехало уже 2,5 тыс. VIP-специалистов, на которых квоты не распространяются.
Ежегодно Правительство РФ определяет потребность в привлечении в страну иностранной рабочей силы. Первоначально квотирование распространялось только на граждан, прибывающих к нам в визовом порядке, а с 2007 г. квотировать начали и безвизовых иностранцев. С 2008 г. при выдаче разрешений на работу в нашей стране начали учитывать профессии и квалификации, необходимые российской экономике.
Согласно Постановлению Правительства от 12.11.10 № 895, потребность России в трудовых мигрантах в 2011 г. составит 1,7 млн человек. Это примерно на 200 тыс. меньше, чем в 2010 г. Из них более всего будет привлечено рабочих, занятых на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах. Этой категории будет выдано более 530 тыс. разрешений на работу. Второе место по численности занимают неквалифицированные рабочие – 388,6 тыс. разрешений. И на третьем месте – 109,5 тыс. разрешений – это руководители учреждений, организаций, предприятий.
Командировки
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.02.07 № 97 «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающим (проживающим) в Российской Федерации, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешение на временное проживание)» для временно пребывающих иностранцев при направлении их в служебную командировку общая продолжительность трудовой деятельности вне пределов соответствующего субъекта Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу. Если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором, общая продолжительность трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу.
Для временно проживающих при направлении их в служебную командировку общая продолжительность трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев. Если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором, общая продолжительность трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.
Однако из вышеуказанного правила имеются исключения. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.09.07 № 607 определен перечень профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие либо временно проживающие в РФ, могут осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу или разрешено временное проживание. Временно проживающие в России иностранные граждане, занимающие руководящие должности: руководители учреждений, организаций и предприятий, специализированных (производственно эксплуатационных) подразделений (служб), функциональных и других подразделений и служб могут быть направлены в служебную командировку на тех же условиях, что и граждане РФ.