Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.
Аристотель
Давай с тобой посмотрим (без иронии, серьезно) на обучение среднего студента в вузе. Как это происходит и к чему это ведет?
Есть такой термин, он называется «инверсионный след». Грубо говоря, каким бы невидимкой ни был самолет, он оставляет след в небе, по которому его могут вычислить. Если перевести это в реальность обучения, то человек учится тому, чем он занимается. Нельзя научиться резать людей скальпелем, если ты целыми днями играешь в футбол. Сложно научиться проектировать машины, если ты растишь горох. Не получится стать филологом, если ты читаешь только демотиваторы — ну и так далее и тому подобное.
Давай посмотрим, чем занимаются студенты в институте. Я имею в виду реальность СНГ.
— Студенты адски бухают.
— Забивают болт на обучение.
— Дают взятки всем сотрудникам вуза.
— Прогуливают лекции.
— Через неделю после сдачи предмета не могут ничего по делу сказать.
И на выходе мы получаем абсолютно безмозглого юнита с дипломом о «высшем» образовании. Наличие фундаментальных знаний — ноль. Умение говорить то, что хочет услышать преподаватель — есть. Умение развиваться самостоятельно — ноль. Умение собирать и обобщать информацию — ноль (копипиз-динг из интернета рефератов к аналитике имеет отношение такое же, как морская свинка к морю или свиньям). Умение решать проблемы — ноль. Интерес к профессии — ноль.
Резонный вывод — надо брать пять таких долпедов, чтобы делали работу одного специалиста. Зарплату соответственно тоже разделить на пятерых.
А теперь перенесемся в страны загнивающего капитализма.
Стоимость обучения в Оксфорде, например — 25 тысяч фунтов стерлингов в год (в среднем, с налогами), проживания — восемь тысяч в год. Накиньте еще хотя бы семь тысяч на расходы, и получаем в год сорок тысяч фунтов стерлингов. Это два миллиона рублей в год.
Гарвард стоит от 35 до 63 тысяч в год. Проживание — двенадцать тысяч в год. Усредним, получаешь шестьдесят тысяч долларов США. Миллион семьсот. Это без карманных расходов — получается два миллиона. Более дешевый Массачусетс (M.I.T) стоит 39500 в год. 11200 проживание. В среднем высшее образование в США дешевле миллиона в год найти сложно для человека с улицы.
Считаем дальше. Средняя продолжительность обучения — шесть лет, хотя нередки случаи обучения по восемь лет. В западных институтах студент сам, выбирает интенсивность обучения. За шесть лет набегает в пересчете на наши деньги — двенадцать миллионов.
Студент может взять кредит на обучение и выплачивать его, скажем, десять лет после окончания института.
Ты как, серьезно представляешь себе студента, который потратил почти полмиллиона долларов на обучение, работающим за тысячу долларов в месяц? Да если просто эти деньги платить в погашение кредита (без процентов!) — это сорок лет работы. Стать свободным от долгов в шестьдесят пять — мечта, а не реальность. Гораздо проще предположить, что работодателя пошлют очень и очень далеко с такими зарплатами.
Нормальная зарплата выпускнику хорошего вуза на западе в сто тысяч долларов в год не является чем-то запредельным. К сорока годам можно получать и половину миллиона в год.
Можно и тридцать миллионов в год.
Долларов.
Зарплаты.
Теперь мой главный вопрос: если ты знаешь, сколько стоит обучение, сколько стоит твоя почка (а если тебя отчислят, долг банку отдавать надо), будешь ли ты адски хуярить во время обучения, чтобы стать хорошим специалистом? Плохому специалисту платят в год пятьдесят тысяч, а это не то же самое, что сто.
Плата за обучение
Мы имеем дело с самым образованным поколением в истории. Но их мозг заряжен без указания направления куда двигаться.
Тимоти Лири
Я много раз проводил открытые семинары и работал по заказу компаний. В чем разница? Программа семинара может быть практически идентичной, но результаты у корпоративщиков зачастую бывали хуже на порядки. Причину я нашел быстро — за участников заказных семинаров платит компания. И мы тут же попадаем в реальность «бесплатного» образования.
Как только я ввел условием договора, что все участники семинара обязаны платить хоть какую, но значительную сумму своих личных денег, то тут же произошли разительные перемены. Во-первых, на семинары перестали приходить люди, которые не любят вкладывать деньги в свое обучение. Во-вторых, люди стали учиться со значительной отдачей.
Я проводил эти опыты и с обычными людьми — делал бесплатные семинары для всех желающих. И вместо обучающего процесса дело скатывалось в бардак и педерастию. Результаты двух одинаковых групп по одному семинару за деньги и без денег различались как небо и говно.
Получается, что деньги за обучение являются существенной мотивацией учиться. Так что я зарекся учить бесплатно — только самых достойных последователей, которых выбираю себе сам. Если ко мне приходит человек, который долго плачется, что хочет учиться. Но денег нет — чтобы помочь ему сохранить лицо, я могу предложить ему работу. Подавляющее большинство на работу почему-то не соглашается.
Ресурсы и развитие
Образование в учебном заведении позволит Вам заработать на жизнь; самообразование принесет Вам богатство.
Джим Рон
Просто для справки. Я лично знаю таких людей, как…
— программистов, которые получают пятьсот долларов США за час работы;
— человека, которого вызывают из Израиля, например, в Алматы для настройки систем биллинга у сотовых операторов;
— тренеров, которые получают больше десяти тысяч долларов за рабочий день;
— писателей, которые получают в год гонораров больше, чем половина миллиона.
Хотя средний программист получает тысячу в месяц, средний тренер получает меньше тысячи в месяц, средний писатель получает тысячу за книгу. Твою мать, в чем разница?
Представь себе, что ты не послушался родителей в далеком детстве и запустил план «все для фронта, все для победы». Вместо того чтобы пробухать пять лет с раздолбаями разных сортов в институте, ты все свое свободное время тратил на то, чтобы стать профи в том деле, который ты себе выбрал.
Ни минуты на порно, мультики, фильмы, пьянки, социальные сети, новости — яркий фанатичный блеск в глазах и развитие по восемнадцать часов в день. Общение на форумах таких же фанатов, обмен опытом в узкой тусовке, все деньги инвестируются в развитие своего навыка — никаких «статусных» вещей, только самое необходимое.
Как ты думаешь, что вырастет из тебя за пять лет? Подсказываю: ты станешь как минимум специалистом на вершине своей профессиональной иерархии. А люди на вершине получают не на пять процентов больше, чем основание. Разница обычно в десятки раз.
Давай обратим внимание на простой жизненный механизм принятия решений, который часто встречается у людей. Вот смот-смотри — живет себе обычный человек, у него есть мечты, цели, представление о будущей жизни и так далее и тому подобное.
Давай взглянем на эту ситуацию чуть шире, чем обычно. Что у нас есть?
Человек имеет некий ежедневный (ежемесячный) приток необходимых и важных ресурсов, например, денег, времени, опыта, еще чего-то важного.
С другой стороны, он живет в неком обществе, в котором есть свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. В частном случае, человек читает журналы, смотрит интернет, общается с людьми, взаимодействуя каждый день с множеством других людей.
И в этом обществе существует много навязанных ценностей, которым «надо» соответствовать, чтобы быть в этой социальной среде уважаемым и равноправным членом общества. Например, надо иметь машину, мобильный телефон, квартиру и так далее. Не считая других социально значимых аксессуаров уважаемых марок.
Что делает средний человек? Он покупает статусный аксессуар, чтобы «быть не хуже, чем все». Возможно, чтобы быть лучше. Или еще одна мотивация — как это, взрослый мужик, да и без машины? Это неправильно, это значит, что у него что-то не так. То есть человек идет на поводу общественного мнения и тратит весьма крупные деньги — для чего?
Эти деньги тратятся для того, чтобы обесцениваться. Любой аксессуар со временем теряет стоимость, и в итоге он стоит чуть больше, чем ничего. Примеры? Пожалуйста. Сколько сейчас стоит «крутой пацанский автомобиль», то есть Mercedes S600 в 140 кузове? Как насчет пяти тысяч долларов? Или попробуй продать купленную в 2006 году Nokia 8800 за те самые две штуки баксов. Получишь, ну в лучшем случае, сто.
Это два примера того, как статусные в прошлом вещи обесценились в двадцать раз. Ну и кроме всего прочего, сейчас они ни разу не статусные, не для уважения, и вообще пользоваться ими так себе идея.
Что же они дают? В моменте они могут вызвать пару часов разговоров о твоем величии. Чтобы потом, в подтверждение этого самого величия, ты снова был вынужден тратить деньги на новые, улучшенные игрушки, снова доказывая всем вокруг и самому себе, что ты боец хоть куда и эге-гей. Рано или поздно все свободные деньги будут уходить на то, чтобы подтверждать свое собственное величие, на которое, по большому счету, всем глубоко пофигу.
Пользы такое поведение не приносит — да, ты получаешь плюс один сантиметр в моменте, но через год это уже нисколько, а через пять лет — минус пять.
Что же можно делать? Смотреть в будущее. Я понимаю, что в этой стране не принято думать, как в твоем бизнесе ты будешь общаться с клиентами через пятнадцать лет. У нас культивируется подход «урвать сейчас, а там разберемся». Но хочу обратить на это твое внимание.
Например, если бы ты потратил две тысячи долларов в 2006 году на себя, что бы ты смог получить? Два-три хороших семинара развития своих навыков (цены были чуть другие). Например, на семинар по зарабатыванию денег, по стрессоустойчивости и креативности.
Как ты думаешь, если навыки, полученные от умных людей, использовать четыре года, они принесут тебе две тысячи? Да, причем в месяц. Дополнительного дохода. Да, у тебя не будет прямо сейчас в моменте крутой мобилы. Что делать, печально. Ты знаешь, на отношение других людей это крайне редко влияет. Да и девочкам на него пофигу. Тогда остается вопрос — а зачем тебе труба за полтысячи, если по уровню необходимого комфорта вполне хватит трубы за сто?
Да, это требует одного фундаментального навыка — уметь понимать, что тебе нужно реально, а что требуется обществом. Не знаю как ты, а я свободно могу прожить без машины, хотя иногда приходится ездить на такси. Да, придется покупать только то, без чего ты реально не можешь прожить. Да, не все готовы вкладывать деньги в себя сейчас, чтобы хорошо жить в будущем — ну так это не для них пишу.
Да, приходится отказывать себе действительно во многом — с другой стороны, в начале творческого пути ты себе, действительно, много позволить вряд ли сможешь.
Так что подумай, спроси себя — что для тебя важнее: получить сейчас сомнительный бонус в глазах других людей или сделать так, чтобы через три года эту ерунду ты мог купить с дохода за один день?
Экспонента
Когда предмет становится полностью устаревшим, мы делаем его обязательным курсом.
Питер Друкер
В самом начале моего обучения, на самом первом семинаре, еще в 1999 году, в первые дни обучения, я жадно впитывал новую информацию, для меня каждое слово тренера было откровением, каждая техника — совершенством, каждая демонстрация — гениальной.
Потом я тренировался в наведении транса и метафорах, в том числе групповых наведениях. До сих пор помню свое состояние, когда пятьдесят студентов по моей команде уходят в транс, у них получаются трансовые феномены, они обучаются и прорабатывают свои застарелые убеждения. Круто, черт побери!
Потом были курсы повышения квалификации и очень-очень много всего. С самого начала взял себе за правило любую тему изучать только у человека, который изучает ее по времени больше, чем я. И с каждым годом круг преподавателей неукоснительно сужается. Посуди сам: через десять лет изучения и еженедельной практики идти на семинар по эриксоновскому гипнозу к молодому тренеру с налетом в тридцать наведений и стажем меньше двух лет? Разве чтобы его подучить. Имеет смысл, да.
Да, к нам приезжают мастера великого калибра. Редко, но приезжают. И я к ним с удовольствием хожу. Были семинары у Эриксон, Беккио, Гинзбурга, Гиллигина. Двое из них — личные ученики Милтона, одна — его дочь. Практически из первых рук можно получить много интересного и показательного.
Вот тут наступает маленькая нелинейная зависимость, которая заставляет меня немного печалиться. Смысл в том, что чем больше я практикуюсь в гипнозе, тем меньше нового я узнаю на семинарах мастеров. Да, у многих из них опыт по тридцать лет. У меня — всего чуть больше десяти.
И получается, что на семинаре за многие тысячи долларов мой конспект может составлять буквально три-четыре страницы. Стоимость новой информации возрастает по экспоненте, и каждый раз — все больше стоит, и все большая разница в соотношении «сигнал — шум». На первом семинаре по гипнозу, ценой меньше двух сотен, я исписал половину тетрадки. Чисто для справки: столько тогда стоила аренда однокомнатной квартиры на месяц в Москве, цены меняются.
Огорчает в большинстве случаев именно то, что группы студентов набираются по методу «кто пришел, и ладушки», и разрыв в уровне вопросов — буквально от нулевого уровня до мастерских тонкостей в толковании стратегии реальности клиента.
Что в итоге получается? Чем больше ты изучаешь и практикуешь любую тему, тем сложнее тебе учиться. Разлом происходит на уровне трех-пяти лет практики, когда уже можно отправляться в свободный полет, встречаясь с коллегами своего класса или более продвинутыми для обучения и обмена опытом.
Самая большая ошибка — прекратить практиковать, тогда ты становишься теоретиком. Любой навык — это моторика, она требует практики. Для меня практика в гипнозе — мои семинары по гипнозу и стресс-менеджменту, плюс консультации. Получается в год около сотни наведения транса — как раз хватает, чтобы навыки улучшались. Если бы я не практиковал гипноз и самогипноз, буквально через пару лет для меня этот навык стал бы чем-то полузабытым.
Если ты не практикуешь изученные навыки, ты всегда будешь нулевого уровня. Развитие подразумевает возрастающую стоимость в получении новых знаний. Думаю, что это наблюдение справедливо для любой профессиональной деятельности. Даже в соблазнении — если ты ушел с головой в семейную жизнь и через несколько лет вернулся в реальность — начинать придется с нуля. Да, навыки вернутся быстрее и веселее, но практика все равно будет нужна.
Еще одно замечание
Для необразованного человека чтение книги цитат — уже хорошее дело.
Уинстон Черчилль
Давай на примере рассмотрим жизненный путь человека применимо к его зарплате. Вернее, отношения в обществе к этой самой зарплате.
Допустим, есть человек, который в восемнадцать лет зарабатывает двадцать тысяч рублей. Что скажет стая? Например, молодец, студент, подрабатывает. Респект и уважуха.
Что будет, если человек зарабатывает двадцать тысяч в двадцать пять лет? В принципе ничего такого. Только что закончил институт, работает на первой работе. Бывает, одним словом.
А если это твоя зарплата в тридцать лет? Средняя женщина скажет, что тут что-то нечисто. Нельзя в тридцать столько зарабатывать. Или должны быть крайне уважительные причины — например, Перельман твоя фамилия.
Что будет, если ты столько получаешь в сорок? Гм, если без мата и негатива — про тебя ничего не подумают.
Получается, что ты должен с каждым годом зарабатывать все больше. К примеру, если твоя зарплата с восемнадцати лет будет расти каждый год на две тысячи рублей, то к сорока она будет составлять около ста тысяч. Тоже не фонтан, кстати. При стаже двадцать с лишним лет — это не много, не мало — так, средний класс, досиживающий штаны до пенсии. С кредитным Фокусом.
Что получается? Жизнь — это эскалатор, который едет вниз. Если ты будешь на нем стоять, рано или поздно окажешься у основания пирамиды, которая находится в постоянном движении и борьбе за естественный отбор.