1. Связывает элементы с субъектным составом. Все элементы сводятся к взаимодействию её S. В структуру ПС входят: государство, политические партии, общественные объединения.
2. Структура ПС общества рассматривается через её подсистемы, то есть через совокупность и взаимосвязь подсистем. При таком подходе выделяют элементы: институциональную подсистему ПС, нормативную подсистему ПС, функциональную подсистему ПС, коммуникативную подсистему ПС, идеологическую подсистему ПС.
Институциональная подсистема –политические институты, которые прямо или косвенно (непосредственно/опосредовано) участвуют в политических процессах, которые происходят в обществе. Говоря о S ПС, можно выделить 3 основные разновидности:
· Собственно политические S – те организации, которые создаются непосредственно для осуществления политической деятельности, то есть те S ПС, основным назначением которых является осуществление политической деятельности (государство, политические партии, политические объединения)
· Не собственно политические организации – такие организации, которые создаются для решения неполитических задач, но достигать свои неполитические цели они могут только при использовании политических методов (профсоюзы, общество матерей военнослужащих)
· Организации с незначительной долей политического участия (собственно не политические организации) – создаются для решения неполитических задач, решают эти задачи неполитическими методами, но могут привлекаться для выполнения разовых политических поручений (общество автомобилистов любителей)
Критерии отнесения к S политической системы:
1. Узкий подход – собственно политические субъекты
2. Широкий подход – органы государства, их д\л, коммерческие организации и даже личность
Нормативная подсистема (регулятивная) –совокупность социальных норм, регулирующих политические процессы, проходящие в обществе, определяют порядок формирования, организации и взаимодействия S политической системы.
Должны включаться:
1. Правовые нормы:
· Конституционные (ст. 3, 13, 32),
· ФЗ о политических партиях и общественных объединениях
· ФЗ о проф союзах и гарантиях их прав
· ФЗ о молодёжи и молодёжной политике
· Конституции (уставы) S
2. Собственно политические нормы, которые могут носить как писанный, так и неписанный характер. Писанные нормы закреплены в программах политических партий, закрепляются и находят своё выражение в ежегодном послании Президента палатам Федерального собрания. Неписанные политические нормы – различные политические обычаи и традиции: наличие оппозиции, 7 ноября, ежегодно общение президента с народом
3. Корпоративные нормы – организационные/уставные нормы, которые определяют внутреннюю организацию и деятельность ПС: устав политических партий, профсоюзов
4. Нормы политической этики – нельзя обливать оппонентов соком, хватать за волосы.
5. Религиозные нормы. В теократических и клерикальных религиозные нормы играют существенную роль в регулировании жизни общества.
Функциональная подсистема –те функции, которые призвана выполнять политическая система общества:
1. легитимация государственной власти – именно ПС, как связующее звено, призвано через различные политические институты обеспечить признание и доверие ГВ со стороны общества.
2. интегративная функция ПС – ПС призвана объединить общество, сплотить его на решение определённых политических задач. Ведущая роль в реализации этой функции отводится государству, потому что оно объединяет всех членов общества на основе гражданства. Другие S ПС так же её выполняют.
3. функция целеполагания – выработка целей и задач развития общества, в первую очередь политических. Ведущая роль принадлежит политическим партиям.
4. консолидирующая функция – назначение ПС заключается в выявлении и объединении политических интересов. Ни один человек самостоятельно не может оказать значимого влияния на политические процессы и удовлетворить политические интересы не может. Только объединившись с себе подобными, он может на что-то рассчитывать. Ведущая роль принадлежит политическим общественным объединениям.
5. экстракционно-распределительная функция – извлечение из общества социальных ресурсов, как материальных так и нематериальных и их дальнейшее распределение и перераспределение в обществе. Задействованы все S ПС в той или иной степени.
6. идеологическая функция – формирование политической идеологии общества. Политика не может функционировать вне идеологии.
7. коммуникативная функция – выработка форм взаимодействия S ПС, установление и реализация политических и общественных отношений между S ПС.
8. мобилизационная функция – мобилизация социальных, в первую очередь людских ресурсов, для выполнения политических задач.
9. электоральная функция – привлечение политических сторонников на выборах.
10. агрегация политических интересов – обособление, выделение и организация политических интересов различных социальных групп.
Коммуникативная подсистема –это и есть политические отношения, которые возникают и реализуются в процессе взаимодействия и взаимосвязи S ПС в политической жизни.
Идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к формам проявления политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции.
Особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений.