В истории государства особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. Как правило, политические системы большинства обществ, особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедания. Такое положение имеет место в либерально-демократических политических системах.
В тоталитарно-распределительных системах происходит фактическое вмешательство государства в дела церкви. Такие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. В обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, напротив, религиозные организации оказывали воздействие на функционирование государственных институтов. В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических конфликтов государства. В целом, церковь во многих обществах – это практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается.
Церковь – это;
1) союз людей, исповедующих одну веру;
2) религиозная организация, целью которой является обеспечение регулярных взаимоотношений между ее членами и структурными подразделениями, а также установление и поддержание связи со светскими организациями.
Взаимодействие государства и церкви детерминируется ее двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза. В зависимости от того, какие права предоставляются церкви, во взаимоотношениях ее с государством можно определить следующие четыре типа систем:
1) теократия, или приоритет церкви перед государством;
2) господствующая церковь;
3) признанные церкви;
4) церкви терпимые.
По отношению к разным вероисповеданиям государство может применять различные системы. В зависимости от отношения к религии в современном мире выделяют: 1. Теократическое государство – это государство, в котором глава государства выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная религия, а государственная власть принадлежит церкви. В теократическом государстве основным источником права являются религиозные нормы. Сегодня такими государствами являются Ватикан, Иран, Пакистан и др. Признаки теократического государства:
1) установление государственной религии, обязательной для всех;
2) включение религиозных организаций в политическую систему;
3) сращивание государственного аппарата и религиозных объединений;
4) религиозный лидер возглавляет органы государственной власти и обладает полномочиями политической государственной власти;
5) участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность.
2. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.). Признаки светского государства:
1. отсутствие какой-либо обязательной (государственной) религии;
2. невмешательство церкви в государственные функции;
3. выполнение церковью исключительно духовной функции, направленной на удовлетворение религиозных нужд общества;
4. отсутствие контроля об отношении граждан к религии;
5. охрана государством законной деятельности религиозных объединений;
6. отрицание религиозных норм в качестве источников права;
7. гарантия свободы религии, обеспечение равенства всех религиозных объединений перед законом. Основной признак светского государства — отграничение религиозных организаций от государства. В светском государстве на религиозные объединения не возложено выполнение функций органов государственной власти. В то же время религиозные объединения не должны участвовать в политической жизни государства. Данный признак предусмотрен в Конституции РФ, в программных документах Русской Православной церкви, российских мусульманских, иудаистских и протестантских религиозных организаций. 3. Клерикальное государство – государство, где власть сливается с церковью, однако, в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности, налоговыми, получает субсидии. В настоящее время клерикальными являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль. 4. Атеистическое государство — это государство, в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В атеистических государствахзапрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь лишена имущества, священнослужители привлекаются к ответственности. Таким государством был бывший СССР.
Конституция РФ, Статья 14. Государство и религиозные объединения
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.