Мораль, нравственность, этические нормы – это нормы, формирующиеся в обществе и указывающие по мнению людей какое поведение является справедливым, честным, благородным, правильным, а какое – нет. Мораль изучается такой наукой, как этика.
Что такое моральная норма? Это тоже правило поведение общего характера. Откуда она появляется? Нормы морали складываются в обществе под влиянием господствующих нравственных представлений о добре, зле, справедливости, чести и достоинстве. Каким образом гарантируется их реализация? Внутренние убеждения – внутренний фактор; сила общественного мнения – внешний фактор.
Моральная норма – это сложившееся в силу господствующих в обществе представлений о добре, зле, справедливости, чести, достоинстве, правило поведения общего характера, реализация которого гарантируется силой внутреннего убеждения и силой общественного мнения.
Сходства. Право и мораль – это социальные явления, они также регуляторы, в-третьих, они нормативны, в-четвертых, - носят общий характер.
Отличия права и морали:
1) Право (позитивное) исходит от государства и им охраняется. Мораль формируется в обществе под влиянием нравственных категорий и обеспечивается силой внутреннего убеждения и общественным мнением.
2) Позитивное право представляет слаженную систему норм, а мораль такой системы, как правило, не
имеет
3) Позитивное право едино в рамках одного государства, а мораль у различных социальных групп не одинакова
4) Позитивное право формализовано на бумаге, а мораль, как правило, неписанная, существует в виде общих принципов, находится в сознании
Право регулирует только те отношения, которые поддаются внешнему контролю, а мораль в том числе и иные отношения регулирует (любовь, дружба и товарищество)
Нормы морали постепенно выделились из мононорм первобытного общества. В начале они существовали нераздельно с правом. Постепенно, по мере усиления государства позитивное право отделяется от морали и даже вступает с ней в противоречия. В любом обществе существует взаимопроникновение норм морали и позитивного права. В классовом обществе позитивное право соответствует морали доминирующего класса и противоречит морали иных социальных слоев. Защитники существующего строя и позитивного права всегда пытались подвести моральные основания под существующие нормы права, предать им ореол святости. Критики строя и существующего права в свою очередь доказывали несоответствие его морали, в том числе с позиции теории естественного права.
Смягчение противоречий между классами и социальными группами ведет к усилению нравственного характера позитивного права. В теократических государствах общества церковь и правящая элита навязывают обществу религиозно-этические нормы, которые сливаются с позитивным правом. Обычно тоже самое делает и тоталитарное государство.
Взаимодействие права и морали осуществляется в нескольких формах. Основными из них являются:
1) Влияние морали на формирование и развитие норм права;
2) Влияние права на формирование, утверждение и развитие нравственных норм
Когда право в своих нормах именно защищает те моральные ценности, устанавливает санкции
3) Охрана правом этих нравственных устоев, моральных норм
4) Использование нравственных норм при применении права
В уголовном праве закреплена категория «особая жестокость», например.
Взаимодействие права и морали достаточно сложно. В цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием; и следование праву входит в число его моральных ценностей. Принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, которые закреплены как нравственные принципы. Поэтому можно утверждать, что данные ценности лежат в основе как моральных, так и правовых норм. Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах; так в законодательных, нормативных актах нередко используются оценочные понятия нравственного характера (цинизм, недостойное поведение, честь). Это свидетельствует о том, что с одной стороны моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой стороны нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий. Таким образом, можно говорить о регулятивном взаимодействии морали и права.
Связь права и морали находит выражение и в теории права в интерпретации ряда юридически проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона. Можно верно понять и решать исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости и гуманности. Закон может оказаться несоответствующим этим этическим категориям – в таком случае мы говорим, что есть закон, но нет права (это не правовой закон); но различия между правом и законом производить исходя из презумпции (закон есть право); так как это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.
Говоря о взаимодействии, необходимо говорить не только о влиянии права и морали, но и отметить противоречия, которые существуют между правом и моралью. Так как практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует о том, что противоречия между правом и моралью имеется при регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношениях. Ряд коллизий во взаимодействии права и морали возникает в вопросах регулирования трансплантации человеческих органов, операций искусственного оплодотворения и имплантаций, осуществление ряда других операций и форм лечения.
Российское право соответствует нормам морали? Есть ли противоречие между российским правом и российской моралью. Например, налоговый кодекс. Есть норма, которая предусматривает, что тому субъекту, который покажет на соседа укрывающего доходы полагается 10% от этого дохода.