Силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему специфическими признаками. Государство нельзя отожествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части политической системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.
Государство в политической системе занимает специфическое положение по сравнению с другими субъектами политической системы. Этот обусловлено следующими обстоятельствами:
• государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества;
• его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой — иными звеньями этой системы;
• государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности;
• государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения;
• с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности граждан участвовать в политической жизни общества;
• конкретное участие каждого гражданина в делах государства, ответственность каждой личности за судьбу государства и общества в целом нашли свое юридическое закрепление в Конституции РФ, а также в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство — основной элемент политической системы общества.
Кроме того, основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены тем, что:
• государство — это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс;
• государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
· оно является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти;
• обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
• обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, полицией, службой безопасности и т. п.);
• обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т. п.);
• обладает монополией на правотворчество;
• обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения;
• государство — это самый «богатый» субъект политической системы. Оно является крупнейшим собственником основных средств производства.
Роль государства: будучи властным институтом оно оказывает регламентирующее упорядочивающее воздействие на других субъектов политической системы. Издавая НПА, государство определяет порядок и формы создания других субъектов политической системы (политических партий, общественных и религиозных объединений и т. п.), их организационно-правовые формы, порядок и формы их деятельности и взаимодействия между собой и с государством.
Государство регистрирует политические партии и общественные объединения, осуществляет контроль за их внешней (не вмешивается во внутриорганизационную) деятельностью.
В случае выявления нарушений законодательства государство может запретить, приостановить на своей территории деятельность любых других субъектов политической системы. Принудительно прекратить деятельность иных субъектов политической системы государство может исключительно в судебном порядке.
Властное воздействие государства на иных субъектов политической системы отражает субординационный характер взаимодействия государства с другими субъектами политической системы. Но помимо субординационных взаимосвязей в политической системе существуют и координационные, и реординационные взаимосвязи. Координационные отношения проявляются в паритетном взаимодействии субъектов политической системы: совместное участие государства и других субъектов политической системы в решении общесоциальных программ, создание партийных коалиций и т. п. Реординационные взаимосвязи проявляются в воздействии субъектов политической системы на государство. Формами такого воздействия может быть участие политических партий в формировании представительных ОГВ; выработка целей и задач развития общества, которые в случае победы политической партии на выборах становятся программой государственного развития; формирование общественного мнения по поводу осуществления государственной власти; организация и проведение легальных акций гражданского неповиновения и т. д.
Ни одно другое подразделение политической системы не обладает такими поломочиями, как государство, и поэтому может решать только определенный круг вопросов, обусловленный их уставными задачами, и оказывать посильную помощь государственным органам в решении общегосударственных проблем.