Типология Государств – их классификация, в основе которой лежит понятие типа Государства.
Тип Государства – это обобщенная характеристика свойств, признаков, наиболее общих черт, присущих конкретной группе Г-в, раскрывающая закономерности их организации и развития.
Типология необходима для понимания сущности г-ва, т.к. относя Г-ва к тому или иному тип, раскрывает их историческое многообразие, различающееся в устройстве, соц природе, показывает динамику развития, замену 1 типа – другим. И т.д.
В современной учебной дисциплине выделяются следущие подходы к типологии государств:
· Формационный
· Цивилизационный
· Политический режим как основа типологии Государств
1) Формационный (к.Маркс)
В основе лежит понятие общественно – политической формации, которое складывается из базиса и надстройки, где базис – это способ производства, и соответствующие ему производительные силы и общественные производственные отношения, а надстройка – Г и П.
Исходя из этого выделяют эксплутационные типы государтсв (рабовладельческий, феодальный, буржуазный) и социалистический.
Переход от 1 форме к другой связан со сменой отживших форм производственных отношений, а тип Г-ва как классовая организация, определяется тем, интересам какого класса оно служит.
Рабовладельческое – эк основа – ч/с рабовладельцев на средства производства и рабов
Сущность =- политической орг власти класса рабовладельцев, которая защищала их, представляла их интересы, постоянно контролировала свободных людей.
Основные внутр ф-ии – создание и поддержание оптимальных условий для эксплуатации рабов и разорившихся свободных людей, охрана рабовладельческой ч/с, подавление соправтивление рабов и свободных людей и т.д.
Внешние ф-ии – оборона страны, завоевание и порабощение др земель и народов, гос аппарат по классовому принципу, Большую роль играли жрецы
Феодальное Г – диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян, крестьяне в полурабской зависимости от помещиков
Буржуазное Г – диктатура буржуазиив котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства и вынужден продавать свою юридическую силу капиталисту. Данное государство проходит свои этапы развития (капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное)
Социалистическое Г– Общественная собственность на средства производства, имеет широкую социальную базу. Это антиэксплуатирующее государство – полугосударство, это исторически последний тип Г, которой постепенно отомрет, выполнив задачу построения бесклассового коммунистического общества.
Плюсы:
Ø Научно объясняется возникновение и развитие типов государств
Ø Раскрывается, объясняется логика развития этих государств
Ø Разработан методолгический прием типологии государств
Ø Эк отн-я как основа общества позволяют увидеть сходства разных стран.
Минусы:
Ø Не учитывается многоуклонность экономики
Ø Изучаются исследуются только классы – антагонисты, ост соц слой выпадает из поля зрения
Ø Не учитывается духовно-культурная жизнь общества
Ø Не учитываются особенности некоторых восточных государств, где власть в экономической сфере проистекала из политической.
2) Цивилизационный подход (Арнольд Тойнби)
Главное отличие цивилизационного подхода от формационного в том, что понятие цивилизация в отличие от понятие формация, состоит в раскрытии сущности любой эпохи через человека, его форм д-ти (труд, полит, соц, религ) через господствующей в опред время идеологии каждого о характере общественной жизни, собственной д-ти и т.п. Причем сам человек стоит в центре изучаемого прошлого и настоящего как личность, а не как предмет какого то класса или сословия. Т.о. в этом подходе главным является не принадлежность Г-ва к какой –либо общесвтенно-экономической формации, а причастность к той или иной цивилизации, где главным являются не материальные ценности, а духоховные, культурные.
По мнению Тойнби вся история Человека состоит из истории отдельных замкнутых культурных цивилизаций, которые равноценны по своим ценностям, все процессы в каждой из них тождественны. Каждая цивилизация сохраняет свою устойчивость только благодаря Г и П. Однако специальную типологию Г и П он не разработал.
Цивилизация – замкнутое и локальное стостояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и др признаков. Цивилизации:
На основе этих воззрений, американский ученый Сэ́мюэл Ха́нтингтон соотнес цивилизации с Г-ми:
· Государсвта, которые полностью идентифицируют себя с определенной цивилизацией (Египет – египесткая, Италия – зап. И т.д.)
· Сердцевинные (?) Государства, которые считают себя главным источником культуры данной цивилизаци (Россия – православие)
· Одинокие Г, т.е. отсутствует Общность с др общ-ми (Эфиопия, Япония)
· Надтреснутые Г-ва, т.е. население относит себя к разным цивилизациям ( Канада)
· Расколотые – преобладает 1 цивилизация, но лидеры Г-ва хотят её изменить (Мексика, Турция).
По мнению Американского ученого Уолта Ростоу асе обществапо экономическому развитию можно отнести к 1 из стадий:
1) Традиционное– т.е. преобладает с/х, наука и техника не развиты.
2) Переходное– закладываются основы промышленности, общество переживает процесс сдвига, НТР в промышленности и с/х
3) Созревающее общество– устойчиво развивается и промышленность и с/х, выпуск продукции превышает рост населения
4) Общество достигшее высокого уровнянар потребления – т.е. производство предметов потребления длительного пользования и услуг, т.е. Г-во всеобщего благоденствия ( США)
Плюсы: -Изучаются не только материальные, экономические процессы, но и духовные, социальные, культурные
Ø Конкретная эпоха изучается более подробно
Ø Человек рассматривается как творческая личность, а не как представитель класса или сословия
Ø Проявляется не только противостояние групп, классов но и их взаимодействие
Ø Г-во это не только инструмент политической власти, но и орг объед людей, удовлетв. Соц, эк, духовные и иные потребности и др.
Минусы:-Само понятие «Цивилизация» как основание классификации недостаточно определено, нет родовых признаков цивилизации
Ø Нет юр перехода к государству, предметом классификации выступает Общество
Ø По тойнби все цивилизации проходят 5 стадий – последняя гибель.
В нстоящее время, чтобы понять сущность Г, чаще всего говорят о сочетании этих подходов, в каком-либо из них есть позитивные моменты, они дополняют друг друга, позволяя более глубоко и предметно понять что есть Г-во, противопоставлять их нет смысла.