8) Связь государственного принуждения и общественного осуждения
9) 1 из мер государственного принуждения
Др. меры гос принуждения с правонарушением не связаны, к ним относятся, например:
-меры, проводимые в профилактических, предупредительных целях (досмотр багажа, проверка документов, таможенный надзор, сан контроль)
- реквизиция имущества
- истребование имущества у добросовестного приобретателя, если оно оказалось похищенным. И т.д.
ВИДЫ ЮР ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
1) По форме осуществления(судебный, административный порядок)
2) По органам гос-ва, её возлагающим(законодательными, исполнительными, судебными и иными юрисдикционными)
3) По к-ву субъектов(индивидуальная. Коллективная)
4) По отраслевом признаку (конституционная, уголовная, гражданская
5) По порядку осуществления, основанию возникновения, функциям, санкции:
· Штрафная (карательная)
Ø За конституционные, административные, дисциплинарные правонарушения
Ø Носит как правило относительно – определённый характер, санкции чаще всего альтернативные, или относительно-определенные, в том числе комулятивные
Ø Налагается строго определенным органом или лицами, добровольной быть не может
Ø Осуществляется в строго установленной процессуальной форме, нарушение которой не допускается и может привести к отмене решения
Ø Осуществляется карательная, штрафная, репрессивная функция
· Правоустанавливающая (имущественная)
Ø Наступает за гражданские, матриальные, имущественные правонарушения
Ø Санкции как правило абсолютно определенные
Ø Допускается самостоятельное, добровольное возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права или состояния
Ø Может осущ-ся в достаточно демокр. Форме, вред, ущерб м.б. возмещен на любой стадии процесса, что приводит к прекращению юр отв-ти
Ø Правовосстановительная, компенсационная ф-я.
Конституционная ответственность - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. (В литературе нет единого мнения относительно КПО как разновидности юр ответственности. Однако существование в конст-м законодательстве мер ответственности, которая не может быть отнесена к другим известным ее видам (уг, адм, дисц, гр-пр, материальной), позволяет говорить о наличии такого вида ответственности.
Наступает не только за правонарушение (Конст деликт – деяние S КПО, не отвечающее должному поведению, и влекущее за собой применение мер конст ответственности), но и за деяния безнравственные, порочащие высокое звание или положение, за принятие неэффективных решений, опрометчивых действий и т. д.
Санкции: лишение статуса беженцев, предупреждение, приостановление, ликвидация общ объединения, лишение гос наград и званий, лишение избирательного права гражданина, признание выборов недействительными, досрочное прекращение полномочий д/л, упразднение органов, недоверие правительству со стороны парламента, прекращение полномочий депутата по решению представительного органа, отрешение президента от должности отставка правительства и отдельных министров, признание выборов или рез-ов референдума недейств, отмена или приостановка конст акста.
Особенности: устанавливается КРФ, ФКЗ, ФЗ, зSРФ, подз Акт.; особенность закрепления КПО – описание санкции без основания и наоборот; санкции прим-ся широким кругом лиц; нет единой процедурной формы применения; санкции адресованы не только к S, но и к результатам их деятельности; осн часть санкций прим-ся КС, Носит ярко-выраженный политический хар-р
Порядок:
1) судебныйпорядок. (возмещается вред, причиненный ГО и д/л, расформировы-ся Изб ком, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;
2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом (не судебным). решение об отмене решения о принятии в гражданство РФ, освобождаются от должности д/л органов государственной власти и МСУ. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается СФ, которму предшествует выдвижение обвиненияГД, а также предоставление заключений ВС и КС РФ;
3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственнойдемократии. (отзыв депутата)
40. Цели и принципы юридической ответственности
Цель – определенный результат, представление о конечном варианте чего-либо.
Целями юр ответственности являются:
1) Социальная справедливость
2) Охрана правопорядка
3) Обеспечение прав и свобод субъектов
4) Перевоспитание конкретного правонарушителя, удержание его от новых правонарушений (частная превенция)
5) Предупреждение всех других лиц о возможности наступления юр ответственности (общая превенция)
6) Наказание правонарушителя, хоя в зак-ве эта цель прямо не установлена.
Цели юр ответственности связаны с её функциями.
Функции – основные направления, через которые достигаются цели ответственности
1) Карательная (штрафная, репрессивная)- представляет собой активную реакцию государства на поведение субъекта в виде неблагоприятных последствий личного, имущественного, организационного характера.
2) Правовосстановительная (компенсационная) в большей мере характерна для гражданского права, где социальная справедливость восстанавливается путем возмещения причиненного вреда, компенсации потерь, восстановления прежнего состояния, выполении обязательств и т.д.
3) Воспитательная – у S складывается уверенность, что государство реагирует на правонарушение, наказываетS и у людей повышается уровень правосознания и правовой культуры. Эта функция призвана мотивировать людей на правомерное поведение, предупреждать совершение новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности ( частная превенция), так и правонарушений иными лицами ( общая превенция)
4) Предупредительная (превентивная) – само существование юр ответственности является средством предупреждения о её реальности, действенности, неотвратимости, что удерживает от совершения правонарушений.
Принципы – основные идеи, начала, исходные требования, которые служат реализации названных целей, не позволяют превратиться юр отв-ти в средство расправы или репрессии.
1) Законность –возлагается только органом или лицом, в чьи полномочия это входит, должна быть обоснована на действующем законодательстве, применяется только за правонарушение, во внимания принимаются только обстоятельства, установленные законным путем и т.д.
2) Обоснованность – должна быть основана на достоверных, хорошо проверенных фактах, не вызывающих сомнения.
3) Справедливость – нельзя наказывать за проступок как за преступление, за 1 и то же деяние нельзя наказывать дважды, наказание должно соответствовать общ опасности и тяжести деяния, закон обратной силы не имеет, ответственность несет тот, кто совершил преступление, наказание должно быть основано на человеческих ценностях.
4) Неотвратимость- любой S совершивший ПрНр независимо от его должностьи, партийной принадлежности, материального положения и т.д. должен безусловно претерпеть неблагоприятные последствия, причем последствия не должны далеко отставать от совершенного деяния.
5) Целесообразность – если цели юридической ответственности достигаются раньше, чем предполагалось, то ответственность мб прекращена, наказание отменено, изменено или отсрочено.
6) Персонифицированность – ответственность несет тот S, который совершил Правонарушение
7) Право на защиту лица, привлеченного к ответственности – имеет право знать, за что он привлекается к ответственности, привлекать док-ва, обжаловать действия д/л, иметь квалифицированную юр помощь.
8) Гуманизм – запрет устанавливать и применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство.