Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).
Правовую систему следует отличать от системы права. Понятие «система права» предназначено для того, чтобы раскрыть внутреннюю сторону объективного права, охарактеризовать его состав (элементы) и структуру (целесообразные связи между элементами). Когда же мы говорим о правовой системе, то объективное право само входит в нее в качестве элемента, хотя и особого.
Элементами правовой системы является всето, что необходимо для процесса правового регулирования.
Правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых средств, необходимых и достаточных для правового регулирования поведения. Разумеется, что это - нормы права, правоотношения, юридические факты, правовые акты (нормативные и индивидуальные), законность, правосознание, правовая культура, правосубъектность, меры правового принуждения и др.
Для того чтобы сгруппировать разные правовые системы используется понятие правовой семьи.
Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития.
С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы:
1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);
а) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
б) юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер:
в) ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся судам, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;
г) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;
д) главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
е) отсутствуют кодифицированные отрасли права;
ж) отсутствуют классическое деление права на частное и публичное;
з) статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
и) юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.
2) романо- германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);
а) единая иерархически построенная система источников писаного права, главное место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
б) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создаёт общие юр. правила поведения, правоприменитель же (судья, адм. органы) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
в) имеются писаные конституции, обладающие высшей юр. силой;
г) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
д) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры ;
е) деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
ж) правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
з) особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.
3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);
а) главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юр. предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
б) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме, Кийясе.
в) весьма тесное переплетение юр. положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
г) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;
д)отсутствует деление права на частное и публичное;
е) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
ж) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;
з) во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.