Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Святые покровители и избавители



при головной боли

Святому Иоанну Предтече

при болезни глаз

Божией Матери в честь иконы Ее «Казанской», Святителю Алексию Московскому, Василию Блаженному, Святителю Никите Новгородскому, Праведному Симеону Верхотурскому, Благоверному царевичу Дмитрию Мученику, архидиакону Лаврентию, Мученику Мине Египтянину, Сотнику Лонгину, Великомученику Димитрию Солунскому, Преподобной Евфросинии Московской, Казанским святителям Гурию и Варсонофию.

при зубной боли

Священномученику Антипе

при болезнях желудка, отеках

Великомученику Артемию

при увечье или иной боли рук

Божией Матери в честь иконы Ее «Троеручицы»

Преподобному Иоанну Дамаскину

при болезни ног

Праведному Симеону Верхотурскому, Преподобному Серафиму Саровскому

при оспе

Мученику Конону

Священномученикам Киру и Иоанну

при лихорадках и горячках

Апостолу Петру Святителю Василию Новому Преподобному Мирону Праведному Артемию Веркольскому Мученице Фотинии Праведной Иулиании Лазаревской

в женском кровотечении

Преподобному Ипатию Руфианскому

в расслаблении тела

Преподобному Александру Свирскому, Преподобному Никите Столпнику

при бессоннице

Семи отрокам в Ефесе, Преподобному Иринарху Ростовскому, Преподобному Маруфе, еписк. Месопотамскому

при водянке

Преподобному Ипатию

при болезни горла

Священномученику Власию

при онемении языка

Преподобному Иоанну Рыльскому

от падучей болезни

Мученику Виту

при параличе

Преподобному Иакову Железнобородскому, Преподобному Иоанну Многострадальному, Преподобному Мартиниану

о скором выздоровлении

Мученику Панкратию

вообще при болезненном состоянии

Епископу Спиридону Тримифундскому, Преподобному Пимену Многоболезненному, Великомученику Пантелеимону, Преподобному Агапиту, Преподобному Сампсону, Священномученику Ермолаю, Мученикам Косме и Дамиану, Мученикам Киру и Иоанну, Мученикам Мокию и Аниките, Мученикам Фалалею и Трифону, Божией Матери в честь иконы «Целительница»

В семейных неблагополучиях

о счастье брака

Божией Матери, Апостолу Симону (Зилоту) Канониту, Петру и Февронии, Муромским Мученикам Адриану и Наталии, Мученикам Хрисанфу и Дарье, Великомученице Параскеве, своему Ангелу – хранителю

о благополучии второго брака

Преподобной игумении Афанасии

если возненавидит муж жену всуе

Мученикам Гурию, Самону и Авиву, Мученице Сусанне

в супружеском неплодстве

Праведным Иоакиму и Анне Праведным Захарии и Елизавете Преподобному Роману

в трудных родах

Мученику младенцу Иоанну Киевопечерскому, Преподобному Ипатию Руфианскому, Преподобному Евфимию Великому, Божией Матери «Помощница в родах» и в честь иконы Ея «Федоровской», Праведным Захарии и Елисавете, Преподобной Мелании Римлянине, Великомученице Екатерине

при недостатке материнского молока

Божией Матери «Млекопитательница», Преподобному Ипатию. ю Равноапостольной Нине, Мученику Трифону.

покровители младенцев

Божия Матерь «Тихвинская», Праведный Симеон Богоприимец, Священномученик Иуар.

при лишении и потере детей

Мученику Евстафию Плакиде, Преподобным Ксенофонту и Марии

в болезнях младенцев

Святителю Иулиану, Праведной Иулиании Лазаревской

В душевных нуждах

о даре напутствиясвятыми дарами

Великомученице Варваре

в тоске по родине и родным

Преподобному Иоанну Кушнику

когда неверие беспокоит душу

Апостолу Фоме

наставники покаяния

Преподобному Павлу Препростому, Преподобный Ефрем Сирин, Святитель Андрей, архиепископ Критский, Преподобная Мария Египетская

в унынии

Святителю Тихону Задонскому

в самом отчаянии

Святителю Иоанну Златоустому, Преподобному Афанасию Афонскому

в страсти гнева

Преподобному Ефрему Сирину, Праведному Давиду, Преподобному Сергию

против гордости

Преподобному Сергию, Преподобному Алексию, человеку Божию

возвращают отторгнутых от церкви

Преподобный Симеон Столпник, Апостол и евангелист Иоанн Богослов

против сребролюбия

Преподобному Феодору, Святым бессеребренникам Киру и Иоанну, Косме и Дамиану

в страсти пьянства

Иконе Божией Матери «Взыскание погибших», Мученику Вонифатию, Преподобному Моисею Мурину, Иконе Божией Матери «Неупоеваемая чаша»

об избавлении от блудной страсти

Преподобному Моисею Мурину, Преподобному Виталию, Преподобному Иоанну Многострадальному, Мученице Фомаиде, Мученикам Александру и Антонине, Мученицам Виринее, Проскудии и Домнине, Святителю Евфимию Новгородскому, Преподобной Марии Египетской, Мученице Иулиании Вяземской, Мученице Рипсимии, Преподобному Мартиниану, своему Ангелу-хранителю

покровители чистоты и целомудрия

Праведный Иосиф (Целомудренный), Апостол и евангелист Иоанн Богослов, Благоверные князья Борис и Глеб, Преподобный Савва Освященный

о прощении умерших без покаяния

Преподобному Паисию Великому, Блаженной Ксении Петербургской

о сохранении от внезапной смерти

Священномученику Садоку, Великомученице Варваре, Священномученику Харлампию, Преподобному Онуфрию Великому

о сохранении от злого очарования

Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, Святым мученикам Киприану и Иустинии, Преподобному Льву, епископу Катанскому, Святителю Никите Новгородскому, Преподобному Нифонту, Мученице Перпетуе.

о прогнании лукавых духов

Святителю Тихону Задонскому, Преподобному Макарию Великому, Преподобному Антонию Великому, Праведному Иоанну Кронштадскому, Равноапостольному Науму Охридскому

о просвещении разума в учении

Иконе Божией Матери «Прибавление ума», Пророку Науму, Преподобному Сергию, Святым трем отрокам, Мученику Неофиту, Мученикам и бессребренникам Косме и Дамиану, своему Ангелу" хранителю

в обличении лжеучений и ересей

Святителю Николаю, Пророку Илии, Великомученице Екатерине

Покровители просветительства

Равноапостольные Кирилл и Мефодий, Святитель Игнатий Брянчанинов, Преподобный Паисий Величковский, Преподобный Нестор Летописец, Святитель Димитрий Ростовский, Святитель Авраамий Смоленский, Святитель Фоефан Затвориник, Преподобная Ефросиния Полоцкая.

при обучении иконописанию

Апостолу и евангелисту Луке, Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, Преподобному Алипию Иконописцу, Преподобному Дионисию

покровители гимнографии [5]

Преподобный Иоанн Дамаскин, Преподобный Роман Сладкопевец

покровители сирот и убогих

Божией Матери «Всех скорбящих радость», Святитель Иоанн Милостивый Александрийский, Святой равноапостольный князь Владимир, Преподобный Симеон Странноприимец, Преподобный Зотик Странноприимец, Праведная Олимпиада, Праведная Иулиания Лазаревская, Праведная Тавифа.

в терпении скорбей и болезней

Праведному Иову, Преподобному Пимену Многоболезненному, Мученику Трифону

при опасностях для жизни на воде

Преподобному Михаилу Клопскому, Святителю Николаю Чудотворцу, Великомученику Димитрию Солунскому

при опасностях от мороза

Блаженным Андрею и Прокопию

в темничном заключении

Великомученице Анастасии Узорошительнице

Благословители путешествующих

Апостолы Клеопа и Лука,

покровители православных воинов

Архангел Михаил, Великомученик Георгий (Победоносец), Великомученик Димитрий Солунский, Благоверный князь Александр Невский, Благоверные князья Борис и Глеб, Благоверный князь Димитрий Донской, Благоверный князь Михаил Тверской, Благоверный князь Михаил Черниговский, Преподобный Сергий, Преподобный Макарий Желтоводский.

ввиду смерти на войне

Первомученице Фекле

в плену у врагов

Божией Матери «Одигитрии Полонской», Праведному Симеону Богоприимцу, Святителю Николаю, Преподобному Петру Афонскому.

В житейских нуждах

при входе в новый дом

Праведному Иосифу

покровители пчеловодства

Святой Иоанн Предтеча, Преподобные Зосима и Савватий

при сеянии и во время жатвы хлеба

Апостолу Филиппу

о плодородии земли

Божией Матери «Спорительница хлебов», Священномученику Харалампию

на удачу в торговле

Великомученику Иоанну Сочавскому

от пожара

Божией Матери «Неопалимая купина», Никите, епископу Новгородскому, Преподобному Спиридону Просфорнику, Василию Блаженному

в бездождии или засухе

Пророку Илии, Преподобному Михаилу Клопскому, Преподобному Евфимию Великому, Святителю Никите Новгородскому.

на открытие водных источников

Преподобному Сергию, Преподобному Серафиму, Равноапостольному Аверкию еп. Иерапольскому, Преподобному Иисусу Анзерскому, Преподобному Шио Мгвимскому

от порчи плодов и во время голода

Священномученику Харалампию

дар умножения хлебов

Преподобный Евфимий Великий

покровители пастухов и стад

Священномученик епископ Модест, Священномученик Власий, Мученики Флор и Лавр, Великомученик Гергий

при болезнях у животных

Святые бессребренники Косма и Дамиан, Священномученик Власий

чтобы отыскать украденное

Мученику Иоанну-воину, Мученику Феодору Тирону

ведет к покаянию злоумышленников

Великомученик Мина

в случае нарушения договоров

Мученику Полиевку

при оклеветании

Святителю Василию Рязанскому, Святителю Авраамию Смоленскому, Преподобному Давиду Гареджийскому, Преподобной Ефросинии, княгини Московской

при открытии работ в мастерских

Апостолу Павлу, Святителю Василию Великому

помощь строительным работам

Святителю Филиппу

об успехах в рыболовстве

Апостолам Петру, Иакову и Иоанну

укрощают ярость зверей

Мученик Зосима, Преподобный Серафим, Преподобный Коприй, Преподобный Герасим, Преподобный Шио Мгвимский

Святые атрибуты

Совершенно исключительным и почти единственным лечебным средством является крещенская вода при заболеваниях грудных детей. Иногда, совершенно отрицая все другие лекарства, ограничиваются только применением этой воды, умывая, обрызгивая, примачивая головку и давая пить больным детям (Орловская, Новгородская, Рязанская области).

Близко к употреблению святой воды стоит, как лечебно" религиозный прием, купанье в проруби после водосвятия, в день Крещения. Применение этого способа основывается на довольно древнем поверье, что такая героическая попытка почти неизменно ведет к полному излечению от всякой болезни. Этот прием когда-то применялся практически поголовно. Иностранные послы только диву давались, как на Крещенье чуть ли не весь город собирался на Москва-реке под стенами Кремля и купался в прорубях при пении тропаря «Во Иордане крещающуся». Здоровые делали это исключительно в профилактических целях. Что же касается больных, то их, несмотря на физическое состояние, освящали водой на берегу, затем на кушаках опускали в прорубь и трижды окунали, погружая в воду с головой. Удивительно, что даже неверующий при таких «купаньях» не «зарабатывает» и насморка.

Не таким рискованным, но таким же распространенным является купание в реках после водоосвящения в день Первого или «Молодого» Спаса (1 августа). Купаются при этом обязательно ниже того места по течению реки, где происходит погружение креста. Женщины лишь зачерпывают воду пригоршнями, обмывают ею лицо, руки, пьют и обливают маленьких детей.

Очень часто воде приписываются священные и исцеляющие свойства, благодаря совсем особенным обстоятельствам и условиям, в основе которых лежит суеверие. Так, вблизи г. Боровичи (Новгородская область) есть камень, к которому ежегодно 28 сентября приходят окрестные жители. На камне есть как бы отпечаток человеческой ноги. По местному преданию, здесь сидел святой Зосима Соловецкий, когда шел в Москву хлопотать о земле для монастыря, и оставил по себе след. Возле камня служат молебны, а воду, находящуюся в отпечатке следа, собирают в бутылки и используют при лечении.

Среди церковных и богослужебных атрибутов большим уважением пользуется масло от святых мощей и чудотворных икон. В особенности почитается масло из Киева, от гроба Господня и с Афона – Нового и Старого. Последнее в некоторых местах называется регальным, а в просторечии – рыгальным

Когда под рукой нет такого дефицитного масла, оно заменяется простым лампадным. Берут, например, при родах масло из девяти лампад и называют его «Богово масло». Способы применения большим разнообразием не отличаются: либо растирают больные места, либо принимают внутрь напополам с водой. Почти таким целебным значением пользуются ладан и просфоры, особенно принесенные из монастырей. «Менее» целебны (но все-таки) обыкновенные церковные просфоры, благословенный хлеб и так называемый артос. Но по целительным качествам им не сравниться с девятичинной просфорой, а просфоре очень далеко до церковных свеч.

Обычай ставить свечи перед святыми иконами не имеет исключительно лечебной цели, но обещать в болезни и по выздоровлении поставить свечу перед иконой угодника – самое обычное явление как в жизни крестьян, так и горожан.


Глава 4. Магия ратного дела

 

Начиная с воинских артикулов (строевые уставы) Петра I всяческие заговоры и колдовство на военной почве строжайшим образом преследовались и «ружья заговоритель» рисковал погибнуть жестокой смертью: «без сожаления да сожжется». Наверное на то были веские основания: все же у страны была официальная христианская религия, совершенно не одобрявшая ворожбы и колдовства, и в каждом полку был свой священник. В конце концов покровителями православных воинов выступали аж десять святых: начиная с Архангела Михаила нашим солдатам покровительствовали великомученики Георгий (Победоносец) и Димитрий Солунский, благоверные князья Александр Невский, Борис и Глеб, Димитрий Донской, Михаил Тверской, Михаил Черниговский и наконец, преподобные Сергий и Макарий Желтоводский. Каждому из них полагалось возносить свою молитву. Максимально что допускалось носить на себе – это намоленные ладанки и крестики. И тем не менее и солдаты и их родные усердно прибегали к магии, надеясь, что она убережет православного ратника от пули и штыка.

Против холодного оружия

Кован еси, брат; сам еси оловян;
а сердце твое вощано,
ноги твои каменны от земли до небес;
не укуси мене, аки пес, отай;
оба семя от земля;
коли усмотрю тя очима – своего брата,
тогда убоится твое сердце
моих очей усмотрения;
ты вощан!

 

* * *

Заговор от меча и сабли

Кован еси (есть) брат! Сим (а теперь будешь ты – Авт) еси оловян,
А сердце твое вощаное, Ноги твои каменны от земли до небес,
Не укуси меня пес отай!
Оба (мы) есма (рождены) от земли!
Коли усмотрю тя(бя) очами своег брата,
Тогда убоится твое сердце
Моих очей усмотрения.

 

* * *

Примечание: применение в обманах и трюках ракрашенных вощаных и оловянных мечей – было известно многим. Нож, сделанный из темного воска, эффектный на вид, тем не мене не резал – не то чтобы до крови, а не резал вообще. Подобным образом «на зоне», то есть в лагерях заключенных иногда делают муляжи «пистолета» из хлебного мякиша, «вороненого» с помощью шариковой ручки.

Ты, меч, был «кованым», меч, теперь стал «восковым» – вот смысл проинесенного заговора. «Был ты силен – стал слаб, был ты тверд, стал мягок, Был ты остер – стал туп. Все эти фразы, так или иначе – могли встретится в заговорах, в явном или не явном виде».

Заговор на железо, уклад, сталь, медь

Мать сыра земля, ты мать всякому железу,
А (потому) ты железо, поди во матерь землю,
А ты древ(к)о, поди во свою матерь д(е)рево,
А вы перья (от стрелы) подите во свою мать птицу,
А птица полети в небо. А клей (вареный из чешуи) побеги в рыбу,
А ты, рыба, поплыви в море.
А мне бы рабу (имя рек) было просторно по всей земле.
Железо, уклад, сталь, медь на меня не ходите,
Воротитесь ушами и боками, Как мятелица не может прямо лететь,
И ко всякому древу близко приставать, Так бы на меня и моего коня,
И приставать по мне и моему коню. Как у мельницы жернова вертятся,
Так бы железо, уклад, сталь и медь Вертелось бы кругом меня и в меня не попадали,
А тело бы мое было от вас не окровавлено, Душа не осквернена.
А будет мой приговор крепок и долог.

 

Примечание: Военный наговор на чье-то чуждое боевое «желехо» был непременным заговором всех времен и народов. Железо, медь и прочие металлы, как известно, добываются из руд «земных», а потому земля в который уже раз почиталась «матерью» всего на ней сущего.

Чтобы вражеское ружье стреляло:
На войне воевали, города добывали,
те черти ружья заговаривали – не заговорили;
есть порох, есть и свинец, и на черта палки конец!
Аминь, аминь, аминь.

 

***

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Как гром грянет и молния палит,
так бы в руках моих огненное оружие палило и гремело,
как не может никто тварь божию,
солнце и луну, гром и молнию остановить,
так бы не могли в руках моих
огненное оружие остановить!
Аминь.

 

Чтобы ружье не стреляло

Ты не стрелец – ты чернец;
у тебя не ружье,
у тебя кочерга;
у тебя не порох,
а сенная труха – забита палкою!

 

От ранения

Господи Боже, помяни царя Давида!
Смирил и сократил небо и землю;
и наших недругов и супостатов, и еретиков, и ненавистников сократи;
как раб божий отговаривается от колдуна,
от бабы простоволосой, от девки гладковолосой,
от всякого человека, от верного и неверного,
так бы раба божия (имя рек) отговаривала
Мать Пресвятая Богородица своею белою рукою и черною пеленою,
красною ризою, сам Господь Бог,
Михаиле Архангеле и святые святители,
закройте и защитите меня,
на той высокой горе загораживайте меня железным и медным небом,
затворяйте меня тремя дверями железными,
закладывайте тремя цепями железными,
замыкайте меня тремя замками железными!
И относите три ключа Христу на небеса на престол!
Никто на небеса не взыдет,
три ключа не возьмет,
да некому так сделать, на небеса не ходить,
трех ключей не брать, трех замков не отпирать,
трех дверей не отворять, тын железный не сломать,
медное небо не поднять;
он себе руки по локоть обобьет, ноги пополам,
язык пополам – да некому, да некому тако сделать!
Да будет моя рубашка из того панциря и булата, и еще тело – яко бел горюч камень;
как не выступила из моего рта кровь,
так не выступит раб божий от ста оружий,
от ста топоров и ядер, свинцовых пулек и от всякого огненного оружия,
знающего и не знающего,
от всякой пугвицы – знающей и не знающей,
от медного креста, и от железного гвоздя,
и от железной подковы от всякой! Аминь.

 

От пуль

Мать Божия, Пресвятая Богородица,
раба своего Якова от скорби и недугов нетленною своею пеленою,
Пятница Прасковея, Варвара-мученица, Катерина-мученица,
Настасея-мученица, нетленною своею ризою
защити и закрой раба своего Якова
от пищалей и от свинцу, от железа и от земли!
Мать Божия, Пресвятая Богородица!
Как ветер ходит круг дерева,
и так бы ходила свинцовая пуля круг моей шапки!

 

Заговор от неприятеля

О, Пресвятая Богородица, матерь Христова!
Укрой ризою Своею святою, от неба до земли,
Меня самаго и коня мо(е)во, и кто при мне есть.
Отжени неприятеля от меня и учини (его) порох водою,
А пулю – ветром, от меня, раба Божия (имя рек).
Ангели Христови на соблюдение мне
От Бога с небеси дай мне… прилежно молюся.
Ты мя(ня) днесь сохрани И просвети от всякия неправды,
И ко всякому деянию, и на путь спасения направи. Аминь.

 

Примечание: Заговоры такого рода, думаетя, не требуют больших комментариев, «Учини его порох водою» – весьма желанная в бою фраза, означающая, в более простом варианте: «намочи его порох», Мокрый порох, как известно, не загорается, а значит и все огнестрельное оружие врага становится бездейственным.

Начинить же «пулю ветром» – означало сделать пулю пустой, а значит слабоубойной, рыскающей. Такие пустые оловянные пульки, иногда наполненные «кровью» применяли в ярморочных спектаклях, стреляя, впрочем, из настоящих пистолетов, с ослабленным пороховым зарядом.

Еще один заговор от неприятеля

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Есть море Каменное.
На том море стоит каменный столп,
И на том столпе стоит каменный муж.
Высота его – от земли до небес,
Широта его – от Востока до Западу,
А той муж зяблет заповеди божии,
Воюет своим посухом железным,
И всякому железу и окладу, булату синему и красному,
И стрелам простим, и всякому оружию железному
И стрелам и пищал(ь)ным пулкам (пулям из пищали – Авт)
Свинцовым и оловян(н)им, с(е)ребреним.
Медным и железным, и каменным,
И пушечным ядрам железним, и всякому пушечному ядру,
Ни шаблею сечною, ни ножем разит,
Ни копием колот, никаким оружием не рушить мене,
Раба Божия (имя рек) и моих товарищов оружие 500 человек,
Не образить мене никаким ратным оружием,
И как сковороднима ушима своима воротит за сковороду,
Так би воротилось от мене, раба Божия (имя рек)
И моих товарищев в заговорном оружии 530 человек,
По той же заповеди всякому железу звезды (7 металлов якобы от 7-ми планет, – Авт)
вернулись к своей матери земли,
А древо (от древков вернулось бы) в лес,
А перие (от оперения стрел – Авт) в птицу, а птицу в небо.
А клей(рыбий клей, для стрел – Авт) в свою матерь рыбу, а рыба в море,
От мене, раба Божия (имя рек),
И моих товарищов в заговорном оружии 530 человек,
И буде платья мое крипчайше шамина и панцыря, (крепче чем – Авт)
И ковчега булатние, Всегда ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Примечание: Нетрудно доагадаться, что «каменный столп» – это колонна, а «каменный муж» – статуя некоего бога, по всей видимости, «языческого», т. е. древнегреческого происхождения, Упоминание о «посохе железном» дает основание считать, что речь идет о Зевсе, боге богов.

«Всякому железу звезды» – напоминание о чисто астрологическом воззрении о том, что семи звездам-»планитам»(Солнцу, Луне и видимым семи планетам, Меркурию, Венере, Марсу, Юпитеру и Сатурну) соответствуют семь металлов(Золото, серебро, ртуть, медь, железо, олово и свинец), порожденным землею, куда и призывают их «назад» вернуться.

Магические действия, в том числе и заговоры в русской арсии всегда строжайшим образом преследовались и «ружья заговоритель» рисковал погибнуть жестокой смертью: «без сожаления да сожжется».

Заговор от неприятеля на себя и товарищей

Аз раб божий (имя рек) и моих товарищов.
Иду на ратный бой, далеко, против нератных людей,
Своих злых супостатов.
Нератние люди идут против мене, раба божия (имя рек)
И моих товарищев 530 человек И несут крест Господень.
На нем же распят бысть Иисус Христос, истинной Бог наш…
Божество совершается и господство совокупляется,
То идут на меня, раба божия (имя рек) холмы и земли,
И (к)як широта земли и висота до неба,
Так бы летели стрелы и пищальные пул(ь)ки
И пушечные ядра от мене, раба божия (имя рек)
И товарищов моих 530 человек,
Во веки веков. Аминь.

 

Примечание: как видим, заговор распространяться мог на целую роту и полк, поэтому, так или иначе, но крамольного «заговорителя» организовывала, подчас, к действию, целая масса народа, рота солдат, а то и офицеров, желающих, пред боев «заручиться» благим располжением святых мужей, или, на худой конец – нечистой силы.

Что за касается заговоривания «пищальной пульки» – пуль из ружей, ядер из пушек, и прочего, то они мирно дожили до наших дней и по сей день практикуются иными суеверными охотниками перед выездом на дичь, на охоту, когда «наговаривают» на двустволку для пущего успеха…

Заговор от неприятеля

Под морем под Хвалынским, стоит медный дом,
А в том медном доме закован змей огненный,
А под змеем огненным лежит
Семипудовый ключ от княжева терема, Володимерова,
А в княжем тереме Володимеровом, сокрыта сбруя богатырская
Богатырей Ноугордских, соратников молодеческих.
По Волге широкой, по крутым берегам
Плывет лебедь княжая со двора Княжева.
Поймаю я ту лебедь, поймаю, схватаю.
Ты, лебедь, полети к морю Хвалынскому,
Заклюй змея огненного, достань ключ семипудовый,
Что ключ от княжеска(го) терема Володимерова.
Не моим крыльям долетать до моря Хвалынскаго,
Не м(е)му мечурасклеват змея огненнаго,
Не моим ногам дотащить ключ семипудовой.
Есть на Окияне на острове на Буяне ворон
Всем воронам стар(ш)ый брат.
Он – долетит до мря Хвалынскаго, заклюют змея огненнаго,
Притащит ключ семипудовой,
А ворон посажен злою ведьмою Киевской.
Во лесу стоячем, во сыром бору
Стоит избушка, ни шитая, ни крытая,
А в избушке живет злая ведьма киевская.
Пойду ли я во лес стоячий, во бор дремучий,
Взойду ли я в избушку к злой ведьме киевской.
Ты, злая ведьма киевская:
Вели своему ворону члетать под море Хвалынское,
В медной дом, заклевать змея огненнаго,
Достать семипудовый ключ.
Заупрямилась, захарачилась злая ведьма киевская
О своем вороне. Не моей старости бродить до моря Окияна,
До острова до Буяна, до чернаго ворона.
Прикажи ты моим словам заповедным достать ворону
Тот семипудовый ключ.
Разбил ворон медный дом, заклевал змея огненнаго,
Достал семипудовый ключ.
Отпираю я тем ключом княжой терем Володимеров,
Достаю сбрую богатырскую Богатырей Ноугродских,
сратников молодеческих.
В той сбруе не убьет меня
Ни пищаль, ни стрелы, ни бойцы, ни борзы(верховые),
Ни татарская, ни казанская рать.
Заговариваю я – раба (такого-то) ратнаго человека,
Идущего на войну сим моим крепким заговором.
Чур слову конец, моему делу венец.

 

Примечание: этот заговор и вовсе похож на русскую народную сказку, когда богатырь идет от одного места к другому и пытается найти средство для утоления своей печали.

От пули

В высоком терему, в понизовском, за рекою Волгою,
Стоит красна девица, стоит-покрашается,
Добрым людям похваляется, ратным делом красуется.
В правой руке держит пули свинцовыя,
В левой медныя, а в ногах каменныя.
Ты, красна девица, отбери оружия:
Турецкия, татарския, немецкия, черкасския,
Сусския, мордовския, всяких языков и сопостатов.
Заколоти ты своею невидимою силою ружья вражия.
Будут ли стрелять из ружья, или из пули(пушки).
Были бы (остались бы) в пули (в стволе пушки).
Пошли бы эти пули во сыру землю, во чисто поле.
А был бы я на войне цел и невридим,
А была бы моя одежда крепче панциря.
Замыкаю свои приговорныя словеса замком,
А ключ кидаю в Окиан-море, под горюч камень алатырь.
И как ему не высыхать, камня не видать, ключей не доставать,
Так меня пулям не убивать,
Да моего живота(жизни) им по конец века не доставать.

 

Примечание: Слово «живот», не раз уже встречавшееся в заговорах, обозначает, однако же «жизнь», иногда – имущество(«мои животы») произносящего заговор или «заказчика», на которого, этот заговор читался.

От рубленой раны

Встану я, благословясь, лягу я, перекрестясь,
И лягу в чистое поле, в зеленое.
Встану я, благословясь, лягу я, перекрестясь,
На чистое поле, во зеленое поморье,
Погляжу на восточную сторону (солнечную, «чистую» – Авт).
С правой, восточной стороны летят три в(о)рана,
Три брательника, несут трои золоты(е) ключи,
Трои золоты(е) замки.
Запирали они, замыкали они воды и реки, и синия моря,
Ключи и рудники, заперли они раны кровавыя, кровь горючую.
Как из неба синий дождь не канет,
Так бы у раба Божия (такого-то) кровь не канула.
Аминь.

 

Примечание: чисто геометрическое и географическое положение в старину считалось очень важным. В наше время об этих обстоятельствах вспомнили в связи со знакомством и модой на восточную (китайскую) геомантию «Фен-Шуй», основанную именно на этих принципах, где понятие «Восток-Запад» является основовологающим для всей методики. Юг, где «ходит» Солнце и Восток, где оно восходит, Север, где солнце практически не показы– вается(только за полярным кругом можно видеть солнце обходящее «кругом», вокруг наблюдателя) и Запад, где оно садится, куда оно уходит и куда заходит – все это были совершенно разные стороны.

Восток считался светлым и «сухим»(географически так оно и есть – в связи с континентальным климатом восточной Азии), а Запад – мокрым и темным: его так и называли. Пришли ветры «с гнилого кута», то есть с «гнилого» Запада именно так называли его в летописях. Неудивительно, что и отношение к разным народоам – с востока или с запад было разным: «гнилые люди» с «гнилого» запада и «светлые» – с востока.

Молиться в сторону солнца или от него, креститься или совершать обряды «посолонь»(по солнцу) или против – в этом видели огромное значение в угоде главному божеству.

Против ружья

Это идет не стрелец с ружьем,

А поп с требником.

Он идет не птиц стрелять,

А молитву давать.

Примечание: Полагали, что такая молитва обладает особой таинственной силой. Подобный «шапкозакида– тельский» заговор могли шептать про себя, глядя, например, на приближающихся солдат противника: «чепуха, это не воины, попы какие-то!»

Заговор от ратных орудий

Летел орел из Хвалынскаго моря,
Разбросил кремни и кремницы по крутым берегам,
Кинул громову стрелу во сыру землю.
И там отродились от кремня и кремницы искра,
От громовой стрелы – полымя,
И как выходит грозная туча
И как проливал(ся) обильный дождь,
Что им покорилась и поклонилась селитра,
Порох смирным-смирнехонько.
Как дождь воды не пробил, так бы меня (такого-то)
И моего коня искры и пули не пробивали,
Тело бы мое было бы крепче белаго камня.
И как от воды камни отпрядывают и пузыри выскакивают,
Так бы от ратных орудий прядали мимо меня
Стрелы и порох-селитра.
Слово мое крепко.

 

Примечание: «кремень» и «кремница» – старые способы получения огня, с помощью высекания, которые, впрочем, и поныне живы в зажигалках, где, по сей день применяется выражение «крепень», хотя, зачастую самого кремня(тверддого камня, а не химического элемента «кремния», разумеется) там давно уже нет, а испоьзуются специальные «пирофорные», буквально – «огнепорождающие») металлические сплавы.

Под «громовой стрелой», как нетрудно догадаться, понималась молния.

Упоминание же «орла» в связи с молниями, в который раз, явно не случайно – орел был постоянным попутчиком Зевса, бога-громовержца, и отзвуки языческих верований(верований в богов Древней Греции или же им подобных) мы не раз уже встречали в приводимых заговорах.

Заговор от стрел, пищалей, ратных людей

За дальними горами есть окиян море железное,
На том море есть столб медный,
А на том столбе медном есть пастух чугунный,
А стоит, стоит от земли до неба,
От Востока до Запада,
Завещает и Заповедывает Тот пастух своим детям:
Железу, укладу, булату красному и синему,
Стали, меди, проволоки, свинцу, олову, серебру, золоту,
Каменьям, пищалям и стрелам,
Борцам и кулачным бойцам – большой завет:
Подите вы – железо, каменья и свинец
В свою мать землю от раба (имя рек),
А дерево к дереву, а перья (от оперения стрел) в птицу,
А птица в небо, а клей (от клееных стрел) в рыбу,
А рыба в море, сокройтесь от раба (такого-то).
А велит он ножу, топору, рогатине, кинжалу,
Пищалям, стрелам, борцам, кулачным бойцам
Быть тихими и смирными.
А велит он не давать выстреливать на меня
Всякому ратоборцу из пищали,
А велит схватить у луков тетивы и бросить стрелы на землю.
А будет мое тело крепче камня, твердее булату,
Платье и колпак – крепче панциря и кол(ь)чуги.
Замыкаю свои сорвеса замками, Бросаю ключи под бел-горюч камень алатырь.
А как под замком смыч(к)и крепки, так и мои словеса крепки.

 

Примечание: Выше мы уже упоминали, что «железен муж» или «камен муж» или. как здесь «пастух чугунный», стоящий на «стлпе», на колонне – есть крайне дальнее воспоминание о столбах со статуей Зевса-громовер– жца, бога богов, отца богов в Древней Греции.

Заклиная уйти «от раба» – то есть отвратиться от человека, заговаривающий, тем самым, нередко зарабатывал на жизнь и жил, потому, подчас, весьма неплохо, разумеется, до той поры, пока не был уличен и изобличен. Далее, под «крепкой пыткой» он высказывал нередко много лишнего, наговаривая на себя и на других.

Колдовство, тем самым выжигалось каленым железом уже в самом зачатке и потому легенды о каком-либо вечно существующем «Ордене Колдунов России», которые пытались придумать в начале 90-х годов ХХ века – сущая чушь и выдумка. Вся история российского государства показывает: колдун в нашей стране всегда был существом либо преследуемым, либо подозреваемым.

Упомянутая в заговоре «пищаль» – древнерусской тяжелое крупнокалиберное ружье, XV–XVII века, или же артиллерийское орудие.

Заговор от стрел, пищалей, ратных людей

Есть море железное,
На том море железном камень алатырь,
На том камне сидит муж железный царь,
Высота его от земли до небеси,
Заповедует своим железным посохом на все четыре стороны
От Востока до Запада, от Юга до Севера, стоит, подпершись,
Заказывает своим детям, укладу ли красному и железному,
Каменному и простому, и проволоке-железу литому,
Стали и меди красной и зеленой, свинцу и олову,
Чугуну и с(е)ребру и ядрам:
Подите Вы, ядра каменныя и железныя в матерь свою землю,
Мимо меня раба Божия (имя рек),
А стрелы строганныя (вернитесь) в дерево, в березу и в сосну,
И в яблонь, и в рябину, и в черное дерево.
А вы перья (от стрел, вернитесь – Авт) в птицу в свою матерь.
А клей (от стрелы – Авт) из нея в рыбу, а рыба в море.

 

Примечание: Заговоры, как нетрудно видеть, «конструировались» совершенно определенным, «системным» образом. Заговаривающий обращался даже не к вражьей пушке или ружью, луку или топору – они были сработаны руками вражьями, и потому, «в целом», сами были врагами. Он обращался – к «материалам» из которых эти вражьи орудия и оружья были сделаны, потому что «материалу»(стали. меди, свинцу, дереву и пр.), в общем-то, как считалось, было «безразлично» в чьем они орудии – в своем или вражеском.

Убедить «отнятые» у птицы перья «вернуться» к птице, «отнятые» у дерева стрелы «вернуться» к дереву, было, мнению кодующего вполне разумной просьбой. Захотевшая «вернуться» стрела – нарушает свой путь, захотевшее «вернуться» перо – так же делает стрелу не боеспособной. Все было просто и логично, хотя, разумеется, по сути – малодейственно…

Заговор на неуязвляемость воина

Завяжу я, раб (такой-то) по пяти узлов
Всякому стрельцу не мирному, не верному (вражьему)
На пищалях, луках и всяком ратном оружии.
Вы, узлы, заградите стрельцам все пути и дороги.
Замкните все пищали, опутайте все луки,
Положите все ратные оружия.
И стрельцы бы из пищалей меня не били,
Стрелы бы их до меня не долетали,
Все ратные орудия меня не побивали.
В моих узлах сила могуча змеиная сокрыта,
От змея двунадесят-главного (12-главый змей, год, жизнь – Авт),
Того змея страшного, что прилетел с Окиян-моря,
С острова Буяна, с медного дома (солнце – Авт), того змея,
Что убить двунадесятью богатырями
Под двунадесятью муромскими дубами.
В моих узлах зашиты злою мачехою змеиные головы.
Заговариваю я раба (такого-то) ратного человека,
Идущего на войну моим крепким заговором, крепко накрепко.

 

Примечание: То, что гладкая веревка способна выскользнуть из рук как змея, то, что она развязвашись сособна «отпустить»(даже штаны), а завящавшись, способна «сдержать» известно было всем от мала до велика. Поэтому, вполне естестенным «магическим» действием у многих народов оказалось то, что накладывание узла на веревку с приговром – означао препятствие кому-то в чем-то, а развязывание его – наоборот, освобождение.

Так известный скандинавский естествовед средневековья, Олаус Магнус, описывал ведьм Лапандии которые втридорога продавали купцам веревку с «наговоренным» узлами, способными, якобы принести, при развязывании попутный ветер, штори наконец губительную бурю.

Завязывая узлы «на наприятеля» заговаривающий, фактически мечтал о буквальном «связывании» по рукам и ногам, а невозможности шевеления, стрельбы и прочих губительных для себя действий.

Заговор идущего на войну от врага и ран

Встану я утром раннею зарею, умоюсь студеною росою,
утрусь зеленою травою, завалюсь за крепкою стеною.
Пусть эта стена будет крепка и высока,
а вражья пуля – мягка и легка, ружье – игрушка и как трубка пушка.
Моя же пуля будь крепче стали, метче молнии, быстрее мысли.
Тело мое, не поддавайся вражескому оружию, пули и стрелы,
пролетите мимо и падайте в землю, да в камни, да в безграничное пространство.
И буду я цел и невредим, раны мои не будут болеть,
кровь моя не будет течь, враг меня не будет зреть,
пуля его меня не возьмет и стрелы его меня не достанут,
и буду я по ночам крепко, крепко спать, а днем храбро, храбро биться.
Я, раб Божий (имя), сражаюсь за родину свою,
а вы, басурманы, деретесь, не зная из-за чего.
Сгиньте, стрелы, и пищали, и свинец и пули, и огонь и меч.
Слова мои да будут исполнимы и крепки,
и буду я цел и невредим, как был доныне.
Аминь.

 

Заговор от пуль и дроби

На острове Буяне, на море-океане
стоит красна девица, ухмыляется,
пред всеми людьми похваляется,
что она ратных дел царица,
на все потехи мастерица,
бить и убивать, страшные боли причинять,
кровь пускать, другу и недругу спуску не давать.
В правой руке она держит колчан со стрелами,
в левой – пули свинцовые, в ногах рассыпана дробь,
аки бисер, на голове ее медная шапка, на груди чугунные латы.
О, вы, пули и ядра и мелкая всякая дробь,
стрелы острые, луки меткие,
попадайте вы в грудь сырой земли,
в волны морские кипучие, в облака плывучие,
а меня, раба Божия (имя), не касайтесь,
я закален, заговорен, стенами крепкими окружен,
не взять меня, не достать вам меня,
грудь моя в панцире,
сам я в латах и бронях заповедных,
а кругом меня тьма орудий победных.
Заговор мой тем кончаю,
что его я крепко-накрепко невидимым замком запираю
и ключ от замка в океан-море бросаю,
там будет лежать под горючим камнем Алатырем
отныне и до века. Аминь.
От меча и сабель
Коваль еси ты брат!
Сам ты оловян, и сердце твое вощаное,
ноги твои глиняные, от земли до небес,
не кусай меня, псина, – отай!
Оба есмь мы от земли!
Коли возрю на тя очами брата,
тогда устрашится меня твое вощаное сердце
и подкосятся твои ноги.
Тебе не главы рубить, а мух пугать,
тебе не грудь мою пронзать, а землю пахать.
Ну и паши землю, да меряй
пространство воздушное и рощи пустоту!..

 

Примечение: Официальная молитва перед боевыми действями существовала в российской армии, вплоть до революции 1917 года. Капелланы неизменно был в армиях различных западных государств и в книге «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек описал немало забавных эпизодов, связанных именно с этим обстоятельством. Тем не менее, как видим, на «официальную» молитву солдаты не всегда надеялись и, для надежности, стреились «пообщаться» с заоблачным миром «лично», через колдуна-«ружьезаговорителя».

Глава 5. Старорусская астрология

 

Сохранившиеся до наших дней летописи (буквально – «записи лет») донесли до нас и немало крупных астрономических событий. На век XI, век кровавых княжеских распрей пришлись две опустошительные засухи 1022–1024 года. Являлись страшные небесные видения, которые считались проявлением гнева Божьего и неким грозным предупреждением за грехи… «В лето 6536 (1028 г) знамение явися на небеси змиево, яко видети всей землею…»

Огненными «змиями» именовали кометы и дымно-огненные хвосты пролетевших крупных метеоров. «Быс(т)ь знамение: (от) того места, где звезда была на небеси, явися, яко змий образом, без главы. Стояше стал неподалече от земли на небеси (т. е. на горизонте, – А.А.) и зрящим людям, ино, яко хобот, хвост сбираше и бысть яко бочка и спаде на землю огнем, и бысть яко дым ко земли…» – сообщал летописец, явно о падении большого метеорита.

Под 1066 годом, в летописи Нестора была подобная же астрономическая запись:

«В сии же времена бысть знамение на западе: звезда превеликая, лучи имущая, акы кровавы, восходяща с вечера по заходе солнечном и пребысть за семь дний (вероятно, близкая комета, видимая несколько дней подряд – А.А.). Се же проявление не на добро, – делал «вывод» летописец: – по сем бо было усобище и нашествие поганых (здесь, половцев – Авт.) на Русскую землю. Си бо звезда аки кровава проявляющим кровопролитие…»

Или – такое, в 1091 году, когда князь Всеволод был на охоте за Вышгородом: «Спаде превеликий змий от небесе и ужасошася вси людие. И земля стукну (ла) и мнози (е) слышаще…» (то есть, звук удара при падении – Авт.).

«В лето 6632 (1124 г) бысть знамение в солнци, августа 11, в 9 часов. Перед вечерней нача (ло) убывати солнце. Бывши ему… яко месяц мал, и мало не смерчеся полуденьи. Погибе все! О велик страх! И тьма бысть, и звезды быша и месяц, и паки нача прибывати и борзе наполнися, и рады были ви по граду», – так взволнованно рассказывалось про обычное солнечное затмение.

Знамения такие, как уже сказано, по мнению древних, и не только на Руси, выражали «знак божий», предупреждение людям о ждущем их наказании за «плохое поведение».

Это, много лет спустя, задним числом подчеркивалось монахами переписчиками, делавшими «добавки» к хроникам. Например, «звезда» явившаяся в 1066 году якобы «объясняла» и «предрекала» непонятливому люду, что в 1068 году русское войско, под возглавием князей Изяслава и Всеволода «потерпит» сокрушительное поражение от половцев, на реке Альте, притоке Трубежа.

И таких наблюдений по русским летописям – десятки и сотни.

Между тем знаки Зодиака и лунный календарь были русскому человеку более чем близки!

Астрологи русских царей

Считается, что до XVIII века ни астрономии, ни астрологии в России практически не существовало. До выхода к морю, до появления точных картографических съемок, в астрономии, точнее в практических ее приложениях (навигации, геодезии и пр.) не было технической необходимости.

Что же касается весьма доходной на Западе астрологии (а астрономию от нее не отличали, да и не пытались отличить ни сами астрономы, ни их критики), то церковь и подлинно представляла ее наукой ненужной и вредной, поскольку астрологи пытались располагать судьбами человека, которые, как утверждали богословы, подвластны одному только Богу.

Звездные науки проклинали, проклинали и книги, «отрекали» их от церкви, и так их и именовали «Книги Отреченные»: «(Вот некоторые) Злыя ереси, кто знает их, и (их) держится… Рафли, Шестокрыл, Воронограй, Остромий, Зодей, Альманах, Звездочетьи, Аристотель, Аристотелевы Врата и иные коби («кобения», разные образцы) бесовские. (Чтобы) Тех всех еретических книг у себя бы не держали и не чли…»

«В Аристотелевы Врата и в Рафли смотрят и по звездам и по планетам гадают и смотрят дней и часов, и теми диавольскими действиями мир прельщают и от бога отлучают», – сокрушенно отмечалось, например, в «Стоглаве».

И книги астрологов и их самих жгли в срубах и попытки как-либо «внедрить» довольно «модное» в Западной Европе «звездочетничество» закономерно кончались крахом (показательный пример: «ересь жидовствующих» в 1504 году, хорошо известная историкам, да и современным астрологам, вероятно, тоже).

Науки, тем более точные («цифирные») были не нужны. Грамотных почитали за колдунов, книги с «цифирью» – за «Черные книги» (от нечистого, дьявольские). Дошло до того, что некому было даже вычислять церковные пасхалии и известному архиепископу Г. Гонзову пришлось по сей причине отрядить целую экспедицию в Средиземноморье, за консультациями.

Не последнюю роль сыграли последствия татаро-монгольского нашествия. «Татаро-монгольске иго почти на три века выключило большинство русских земель из сферы развития европейской цивилизации, – отмечает «История астрономии» (Еремеева А.И., Цицин Ф.А. М.: Изд. МГУ, 1989). – Лишь с конца XV века вновь оживает интерес к естественным наукам – теперь уже в объединенном Москвой Русском государстве. Это выражалось в появлении книг по естествознанию, именно, по астрономии».

Впрочем, воззрения на устройство мира вплоть до XVII века было необычайно упрощенное, даже у самых передовых мыслителей России. Например, такой известнейший «книгочей», как Максим Грек придерживался популярно «Христианской топографии» александрийского купца-путешественника Козьмы Индикоплова («плававшего в Индию»). Земля, согласно Козьме, плоский прямоугольник, окруженный океаном. Небо «подобно скинии», которая «есть шатер».

Не менее красочные и искаженные воззрения приводили «Космография» и «Шестокрыл»: «Земля бо у самой середины неба, а не выходит неколе же из местьца своего». Или: «Усие же небеса один в одном, как цибуля». Мировое устройство рассматривали как своеобразную колесную механику, где есть девять небес, причем девятое небо, свободное от звезд «…ходит на пятках своих от востока до запада» и тянет за собой иных неб около земли».

Естественнонаучные знания не представляли большого интереса. Преобладал чисто схоластический подход, тяготение к канонам, к незыблемости и неизменности «слова божия». Печальной известностью пользовались тексты, типа такого отрывка из рукописи 1643 года:

«Братие, не высокоумствуйте, но во смирении пребывайте. Аще кто ти речет (А если же кто тебе скажет – А.А.): Веси ли всю философию? И ты ему рцы: Эллинских борзостей не текох (греческим новинкам не следую – А.А.), ни риторских астронм не читал, ни с мудрыми философами не бывах – (зато) учуся книгами благодатного закона, аще бы мощно (было) моя грешная душа очистити от грех (а)».

Смирение и впрямь пытались соблюдать. Примерно в 1524 году старец (старший монах) ПсковоПечерского монастыря Филофей взялся вдруг критиковать астрологов. oн написал довольно известное впоследствии «Послание на звездочетцев» в письме дьяку Мисюрю Мунехину (где, в частности, упоминалось о Москве, как о «Третьем Риме»).

«Послание» было направлено против служившего при дворе Василия III, немецкого врача и астролога, католика («латинянина») Николу Булева. Булев распространял по России немецкий альманах с астрологическими предсказаниями будущего.

Против астрологии и Николы Немчина (Булева, Люева) в частности, и против ненавистного католичества вообще выступал и знаменитый книжник Максим Грек.

«Лже глоголет астроложье неистовство!» – восклицал он. – «Безумнии звездословцы мняти уга– дывати добродетельствование и злодействование житие человеком, в счастии и бесчестии; не мыслят же омрачены, яко не звездным движением, но промыслом божиим строится житие человеческое…» – писал он в другом месте на ту же тему.

«Не от звезд и планет, но свыше, от самого oтца Святогоисхо дит всякое деяние благое и всяк дар совершен на род человеческий!» – утверждал Максим.

В другом же месте, намекая на то, что астрология часто дерзает давать советы и указания правителям, Грек добавляет: «Одна нужнейшая астрономия для благочестивейших царей православная вера во святую и живоначальную троицу и созидание на сем твердом основании богоугодного жительства…»

И далее все тот же Максим Грек яро выступал против «соблазна бесовских звезд угадания» и писал, что «звездозрительное художество» ложно, поскольку оно «божественные законыразвращает и звездную силу и влияние выставляет против божественного законоположения…»

Меж тем астрологи не могли предсказать даже собственную судьбу. Об этом ярко говорит например, такой эпизод. Известно, что при дворе у Грозного был свой астролог. Под 1570 годом Псковская летопись скорбно сообщала: «Прислаше немцы к Иоанну немчина, лютого волхва (волшебника – А.А.), нарицаемого Елисея, и бысть ему любим; а приближении – положи (л) на царя страхование… отвел царя от веры. На русских людей возложил царь свирепство, а к немцам – на любовь преложи: понеже без– божнии (ки) узнали своим гаданием, что было им до конца разогнанными быти. Того ради такового злого еретика и прислаша к нему: понеже русские люди прелестены (поскольку крайне доверчивы – А.А.) и падки на волхование…»

И, действительно, умело и вовремя подосланный астролог Елисей Бомелий пользовался большим влиянием и уважением даже у крайне подозрительного Грозного, учил его астрологии и тайным наукам, составлял гороскопы и втихомолку приготовлял яды, которые царь испытывал на своих верноподданных.

Тем не менее, в конце концов, Бомелий запутался в интригах и попытался бежать в Польшу. Однако, хитростью и коварными посулами был зазван обратно, схвачен и заживо поджарен на огромном вертеле. Допросы его вел лично Грозный. Подобную незавидную свою судьбу астролог даже и не предвидел.

Между тем дела просвещения в естествознании развивались крайне медленно. Лишь в 1657 году украинский ученый Епифаний Славинецкий, работавший в Москве, издал переводной труд «Зерцало всей Вселенной», где впервые излагались основы гелиоцентрической системы Коперника.

Разумеется, нападки на «Звездозрение» и «Остронумею» не утихали. Они шли, при этом, минимум, с двух сторон. Люди передовые (например, те же составители «Зерцала») обличали и высмеивали потуги астрологических «предсказаний». Люди же строго религиозные, не без основания усматривали тут – подрыв веры, «первый шаг к нечестию».

Поэтому даже далекие от науки поэты были в своих «виршах» осторожны, высказываясь по этой теме крайне осмотрительно, придерживаясь «золотой середины». Симеон Полоцкий, «придворный» поэт царя Алексея Михайловича, писал, например, так:

«Звезды в человецех воли не повреждают,
Токмо страстьми плоти нечто преклоняют.
Тем же на звезды вины нельзя возлагати,
Егда кто зло некое привык деяти…»

 

И, все же, находясь под защитой царя, тот же Полоцкий, мало-помалу «протаскивал» в жизнь не только малоодобряемые веяния, но и достаточно «материальные» символики астрологии.

Так, в художественной красочной композиции «Орел российский», написанной по случаю объявления царевича Алексея наследником престола (01.09.1667 г), он представил великолепнуюживописную панораму звездного неба с солнцем посередине.

Солнце испускает 48 лучей, в каждый из которых вписана одна из добродетелй молодого царя Алексея: «правдолюбие», «правосудчество», «щедродаяние» и пр.

На фоне солнца – затемняющий его венценосный двуглавый орел со скипетром и державой в когтях. Солнце же двигалось по зодиаку, яркому «животному кругу», по тому самому зодиаку, за который еще несколько десятков лет назад могли попросту сжечь в бревенчатом срубе. Как колдуна.

Запрещение астрономии

«Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию, – поучал один из святых отцов, – А се душеные грехи – учиться астрономиии и эллинским (греческим – А.А.) книгам. По своему разуму верующий легко впадает в различные заблуждения. Люби простоту больше мудрости, не изыскуй того, что выше тебя, а какое дано тебе от Бога учение, то и держи…»

Грамотеев на Руси, общающихся с непонятной и потому опасной цифирью настолько усердно ис– стребляли, почитаю «цифирь» за колдовские «черные» знаки, что, в 1492 году для относительно несложных рассчетов «пасхалий» потребовалась даже специальная «экспедиция» в Италию, в Рим, за «грамотностью», организованная архиепископом из Новгорода Геннадием Гонзовым. Своих математиков, увы, отечественная инквизиция в живых – не оставила…

В старинном «Азбуковнике» (энциклопедии), наример, под словом «Планеты» можно было прочесть: «Планиты – суть седьмь звезд, иже на аерных (т. е. на воздушных – А.А.) седьми полих, кояж– до на особом поясе: Арис, Ермис, Зевс, Солнце, Афродите, Крон, Квате, еже есть Луна. Сими звездами окаянные звездословцы (астрологи – А.А.) мнят ся (бя способными) угадывати человечие нравы и счастие…»

В народе, не слишком нужные «мудрости» искоренялись. Скажем, в знаменитом «Стоглаве» (имеются в виду «сто глав» отчета церковного собора) составленном в 1551 году, отмечалось с негодованием:

«В Аристотелевы Врата и в Рафли смотрят (гадальные «разгРАФЛенные» таблицы – А.А.), и по звездам, и по планетам гадают, и смотрят дней и часов, и теми дьявольскими действами мир прельщают и от бога отлучают».

Читать ничего побочного не следовало. Список был внушительный:

«Остронумия, Звездотечья, Сонник, Волховник, Птиченьграй, Чарове, Землемерье, Чаромерье, Степем знамение лунные и сол– нечные», – перечислял, запретные книги, автор «Слова от Святого Евангелия», и подытоживал – «Все Мартолои проклятые…»

На фото: 1) Господь, уснувший «От трудов» на седьмой день творения. Внизу пять «аерных поясов» (для пяти планет), Луна и Солнце. Работа Василия Корня (1696); 2) Обширные таблицы славянского настенного месяцеслова.

Привозные звездочеты

Первые русские цари начали, по примеру европейских монархов, держать возле себя придворного советника-астролога, который, «по своместительству», был метеорологом, знахарем, составителем ядов

У Василия II-го Васильевича, «Темного» (1415–1462 гг) был, по слухам, астролог, Василий Немчин (немец), предугадавший, якобы, что царь Василий будет ослеплен (отсюда и прозвище – «Темный»), за что предсказателя едва не посадили на кол. Он же, как утверждают, на столетие предвосхитил модного ныне Нострадамуса, рассчитав (правда, верно или нет, неведомо) со– бытия в стране, вплоть до XXI века.

Был астролог и у Василия III-го Ивановича (1479–1533 гг), немецкий врач и философ, Никола Булев (Люев), распространявший на Руси немецкий альманах с астрономией и астрологией. Многие в окружении царя и по стране были просто взбешены подобным обстоятельством. «Лже глаголет астроложье неистовство!» – убеждал проветитель Максим Грек (1480–1556 гг), прибывший в России из Греции и прекрасно знавший все уловки астрологов.

Предсказатели на Руси, были, однако же, как и везде, весьма, мягко говоря, «слабоваты». Скажем, уже упомянутый астролог Никола Булев не смог, конечно же, предречь скоропостижной кончины царя от заражения крови («мала болячка… в булавочную голову»). Он же сам – и «залечил» родного государя бестолковыми и безграмотными знахарскими способами, пытаясь одолеть чирей… мукой с медом и печеным луком!

Согласно «правилам» тогдашней медицины, царю сделали искусственное воспаление, но явно перестарались. В астрологическом же плане, со смертью Василия народ связал некое «не– бесное явление», опять-таки, не предсказанное придворным звездочетам солнечное затмение 24 августа.

«…В первом часу дня круг солнца казался вверху будто срезанным: что оно мало-помалу темнело среди ясного неба, и что многие люди, смотря на то с ужасом, ожидали какой-нибудь великой государственной перемены», – писал известный историк Н. М. Карамзин. С состоянием Солнца всегда связывали состояние царского дома, поэтому суеверный ужас росиян был понятен. В данном случае он, чисто случайно, оправдался.

При дворе Ивана Грозного так же был личный астролог. Под годом 1570-м Псковская летопись сокрушенно сообщала: «Прислаше немцы к Иоанну немчина, лютого волхва (отчаянного волшебника – Авт.), нарицаемого Елисея, и бысть (тот) ему любим. А (он, будучи в) приближении положил на царя страхование… отвел царя от веры.

На русских людей возложил царь свирепство, а к немцам – на любовь преложи (л), понеже без– божнии (немцы) узнали своим гаданием, что было им до конца разогнанными быти. Того ради – такового злого еретика и прислали к нему: понеже руские люди прелестены (доверчивы – Авт.) и падки на волхование…»

И, действительно, астролог Елисей Бомелий пользовался ог– ромным уважением у Ивана Грозного, даже учил царя составлять гороскопы, а также, втихомолку, приготовлял яды, которые царь, то и дело «успешно» пользовал на отдельных провинившихся верноподданных, обычно простым способом, «жалуя чашу» на пиру.

Впрочем, свою судьбу астролог, как и все они, предвидеть не сумел, звезды ничего ему не сказали, иначе он бы в Россию и не сунулся. Он, в конце концов запутался в интригах, попы– тался бежать, но, на границе с Полшей был схвачен и заживо поджарен на огромном вертеле.

Как видим, звездочет не смог предсказать даже собственной бесславной кончины. Не смог он обнадежит и царя. Грозный тоже протянул немного, тем более, что его «психологически» до– канало очередное небесное знамение, объявившаяся «звезда хвостата». Тогда, в 1584 году жители Москвы видели комету с «крестообразным» хвостом.

Грозному она явилась между церквами Иоанна Великого и Благовещения. По преданию, царь, глядя на комету, еле вымолвил: «Вот знамение моей смерти!» Чтобы убедиться окончательно, он повелел собрать по Руси и Лапландии колдунов и колдуний, числом около 40–60, но те в один голос подтвердили «пророчество».

Видимо, с легкой руки тех же колдунов (ожидавших казни подвалах) Борис Годунов и Бельский отравили царя малиновым сиропом, за шахматами, а затем придушили его, «для надежности», когда тот упал, а слуги убежали за лекарем.

По примеру западных королей приглашал к себе аст рологов и царь Алексей Михайлович (16291676 гг). Одним из приглашенных был известный путешественник тех времен Адам Олеарий. По мнению современников, царь честью великой почитал «альманашников» (от слова «альманах» – звездная сводка).

При Алексее Михайловиче в почете был, опять же, немец, «немчин», Николай, который, например, в 1665 году предрекал великие события «по случению высочайших небесных планид – Сатурна и Ювиса (Юпитера – А.А.)».

Православные подданные взывали к царю тщетно. Дьякон Федор открыто упрекал царя, в том, что тот «альманашников любил», а поп Лазарь буквально умолял в сочинении «О изгублении правоверных государей власти», где писал:

«Царю благородный! Како времени сего не испытаешь: имеешь у себя мудрых философов, рассуждающих (о) лица небеси и земли, и звезд хвосты аршином измеряющих. (О) сих Спас глаголет – лицемеры быти!» (т. е. Христос говорит: «Прохвосты!» – АВт.)

Для отечественного уфолога хроники Древней Руси дают весьма немало. Если от Древнего Египта, Вавилона, Индии при всей развитии их астрономии до нас почти не дошли сведения об отдельных небесных явлениях, то Древний Рим и Греция, Древний Китай и Древняя Русь предоставляют этого предостаточно.

Однако, при анализе, выясняется что значительная часть описаний явно рассказывает о непонятных в те времена астрономических и метеорологических явлениях. Желанных «космических пришельцев» там распознать крайне трудно.

Небо Древней Руси. Козьма Индикоплов, «Толковая Палея» и «Люцидариус».

В то время как на Западе, несмотря на жесточайшие преследования, которым подвергала церковь учение Коперника, оно все шире завоевывало умы, в России, в силу, хотя бы чисто географических причин, об этом учении не было известно, или, в лучшем случае было известно очень поверхностно да и то лишь, буквально, несколькими лицами.

Все сведения об окружающем мире русские люди черпали, в основном, из книг Кузьмы Индикопло– ва, из «Толковой Палеи» и из «Люцндариуса». Люди попросвещенне имели и переводы других книг, но таковых, до «петровских» времен, было еще очень мало.

Кузьма Индикоплов или «Козьма Индикоплевст» (т. е., буквально «плаваший в Индию») греческий писатель VI века, путешественник’ по Востоку, купец из Александрии, под конец жизни – монах. Он написал книгу «Христианская топография вселенной, основанная на свидетельстве священного писанин и в которой не дозволяется христианам сомневаться»

Эта книга в переводе с греческого появилас в Россия впервые только в XV веке. В русском переводе она носила название «Книга о Христе, обнимающая весь мир» и была очень распространена в России в XVIXVII столетиях, т. е. как раз в то время, когда на Западе появилось и развилось гелиоцентрическое учение Коперника.

В своем сочинении Кузьма Индикоплов вполне добросовестно старался привести в систему толкования «святых отцов» о строении вселенной и объяснить все небесные явления согласно Священного писания. Ныне понятно, что эта книга представляла собою забавную смесь учений индусских, ассиро-вавилонских, египетских и греческих жрецов с толкованиями «святых отцов церкви». Кузьма Индикоплов ве только не признавал шарооразности Земля, но отрицал даже что ова имеет форму круглой тарелки; он считал Землю четыреугольной, т. е. шел «от схемы» чисто логической и геометрической (Верх-Низ, Пра– вое-Левое и пр.), без особого учета реальной географии.

Вселенная, по мнению Кузьмы Индикоплова, была похожа на «скинию» (храм-шатер) Моисея, иными словами, больше продолго ватый ящик, разделенный на две части (см. рис.).

Первая часть, местопребывания людей и всякой «животной твари», простирается от Земли до «небесной тверди», над которой светила совершают свои обращения вокруг Земли, Луна – ближе, Солнце дальше, звезды – еще далее.

Вторая часть простирается от «тверди до верхнего свода, который венчает весь мир».

По мнению Кузьмы Индикоплова, обитаемая Земля поднимается с юга на север, так что южные страны лежат гораздо ниже северных. Кузьма Индикоплов угверждал, что Земля омывается океаном, за которым, на востоке находится другая Земля.

Вторая книга, «Толковая Палея». сообщала почти такие же фантастические представления об окружающем мире. Эта книга-неизвестного автора, вероятно, также составлена в середине IX века в Византии, в России же появилась в XV веке.

«Толковая Палея» содержат изложение библейской версии о сотворении мира с подробными толкованиями. Но в общем в Палее наука не идет дальше Кузьмы Индикоплова. Земля считается плоской и учение о шарообразности ее называется басней.

Эги две книги «Книга о Христе, обнимющаявесь мир» и «Толковая Палея»– являлись главными, вполне благонадежными, с церковной точки зрения, источниками. Извлечения из эшх двух книг имели самое широкое распространение вплоть до начала XVIII века в «Азбуковниках»-древнерусских энцикло– педическнх словарях, бывшие в то время излюбленной книгой русских грамотеев и являвшиеся в то же время учебными пособими.

Третья книга мироведческого характера допетровской Руси была «Люцидариус», что буквально значит «Просветитель». К этому названию присоединялся часто подзаголовок «Златый бисер». Даже она, с церковной точки зрения, была уже не вполне благонадежна.

«Люцидариус», появившийся в России в первой половине XVI века, был сокращенным переводом с немецкого, сочинения Гонория Стенского (12 в). В предисловии к русскому переводу, «Луцидариуса» сказано: Пиже бо кто хошет Охотно читати, сия книга всякую предлежащую в себя мудрость ему покажет».

Мудрость же, которую показывала эта книга, заключалась в кратких изложенных в форме вопросов и ответов сведениях из области мироведения и географии Начиналась эта книга с изложения вопросов о сотворении мира и устройстве вселенной Здесь, впервые в русской книге, мы встречаем указание на то, что Земля имеет шарооб

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.