После родов, выпарив родильницу в бане, повитуха парит и новорожденного, приговаривая:
Бабушка Соломоньюшка Христа парила да и нам парку оставила! Господи, благослови!
Ручки, ростите, толстейте, ядрянейте; ножки, ходите, свое тело носите; язык, говори, свою голову корми!
Бабушка Соломоньюшка парила и правила, у Бога милости просила: «Не будь седун, будь ходун; банюшки-паруши слушай: пар да баня да вольное дело!
Банюшки да воды слушай! Не слушай ни уроков, ни призоров, ни урочищей – ни от худых, ни от добрых, ни от девок пустоволосок! Живи да толстей, да ядряней!»
Бабка садится в бане на полок, кладет на колени ребенка и, взяв в левую руку веник, ударяет обрубленным концом в полок, нашептывая трижды следующее:
Как эта белая береза стояла во чистом поле, не знала ни уроков, ни призоров, так и ты, младенец, раб божий (имя рек), не знай ни уроков, ни призоров и будь здоров и долголетен! Тьфу! Свят Дух! Аминь!
Затем ребенка парят и окачивают с веника водой.
Примечание: «уроками» и «призорами» в старину назывались болезни и увечья.
* * *
Бабы парят новорожденного, приговаривая:
Спи по дням, расти по часам! То твое дело, то твоя работа, кручина и забота! Давай матери спать, давай работать! Не слушай – где курицы кудахчут, слушай пенья церковного да звону колокольного!
Младенца трижды приносят в баню, где, по троекратном прочтении следующего над водою, его окачивают той самой водой:
Во имя Отца и Сына и Свягаго Духа! Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Господа Бога Мать Пресвятая Богородица на помощь призывала и все скорби и болезни обмывала! Не я пособляю, не я помогаю, не я избавляю; помогает и пособляет сам Иисус Христос, и сама Мать Пресвятая Богородица с своим сыном Христом со небесным помогает и избавляет! Сама Мать Богородица своего сына Христа обмывала и нам, для младенцев, ополощинки посылала! Шелковый веник на бумажное раба (имя рек) тело с добрым здоровьем ради нашего дела! Выйдите, все скорби и болезни! Ведь как могла мать свое чадо сносить и спородить, так и я, раба божия (имя рек), могу все недуги отговорить! Зосима и Савватий, соловецки чудотворцы, придите и помогите нашим делам, младенческим скорбям! Скорбящая Богородиця избавляет всех от муки и скорбей; избавь и нас от людских уроков и сетей!
Примечание: под бумажным телом имелось ввиду белое тело.
* * *
Заговоры на привлечение женихов
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь! Господи, благослови, Христос! Встану благословясь, пойду перекрестись из дверей дверьми, из ворот воротами, выйду в чистое поле, погляжу в подвосточную сторону: с подвосточной стороны встает заря утренняя, выкатается красно солнышко; а и пусть я, раба божия (имя рек), буду краше красного солнышка, белей светлого месяца, румяней зари утренней и зари вечерней, краше всего света белого, всего мира православного! Как глядят все православные христиане на красное солнышко, на белый свет, так смотрели бы все добрые молодцы на меня, рабу божию (имя рек), ч почитали бы меня, и возносили бы на глазах своих; не могли бы все добрые молодцы без меня ни жить, ни быть, ни игры заводить! Будьте мои слова крепки и прочны! Ключ, замок! Аминь. Аминь. Аминь.
* * *
Девица выходит с посиделок за ворота, набирает в припол своего сарафана снегу, полет его и приговаривает:
Полю, полю просо на девичью косу: где-ка мой женишок, там собачка взвой, голосок отдай!
* * *
В праздник Покрова приходят в церковь и, переступая через порог ее, говорят:
Мать Пресвятая Богородица! Покрой землю снежком, а меня женишком!
* * *
Незаметно от всех вметают сор с улицы в избу и заметают его в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая:
Гоню я в избу свою молодцов – не воров! Наезжайте ко мне женихи с чужих дворов!
* * *
Девицы стерегут появление молодого месяца и, увидев его, вертятся на пяте правой ноги, приговаривая:
Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя!
Сватание
Когда сваху посылают засватывать избранную невесту употребляют этот наговор (только тогда, когда не надеются получить согласие отца и матери невесты)
Встану я (имя рек.) на утренней заре, на солносходе красного солнца и пойду из дверей в двери, из ворот в вороты на восточную сторону, в чистое поле; в том чистом поле гуляет буйный ветер; подойду я поближе, поклонюсь пониже и скажу: «Гой еси, буйный ветер, пособи и помоги мне (имя рек) закон получить от сего дома и взять кого я хочу; и у того бы человека (имя рек) ум и разум отступился и на все четыре стороны расшибся, а ко мне бы (имя рек) приступился и ум-разум домашних судьбы наипаче, кого хочу получить; и перевалились бы и отошли бы ко мне (имя рек) все ее мысли, и охоты, и забавы, и все бы их вниз по воде унесло, а на меня (имя рек) принесло». Ключ в море, язык в роте! Тому слову нету края и конца, от злого человека вреда, беды и напасти! А кто бы на меня и на нее подумал (то есть недоброе) и замыслил, у того человека ничего бы не последовало и заперло бы ключами, и замками, и восковыми печатями запечатало!