Взять стручок о девяти зернах и, ударяя им трижды по крестцу коренной лошади, приговаривать:
Вот тебе, сивой (смотря по масти лошади), девять четвертей гороху! Сват да сваха, жених да невеста, да черту большое место! А ты стой да постой, с места не тронь, отныне и до веку аминь!
Потом тайно положить сучок под сиденье молодых.
Чтобы скотина домой шла:
Сбирайся, мое милое стадо, ко всякой ночке к своему дому, как сбирается мир православный ко звону колокольному, ко духовному и пению церковному!
Как муравей – дити чарю свому муравью служат и слушают, и как медовые пцелы слетаются к гнездам своим и не забывают дитей своих, и не покидают, и как стекаются быстрые рички, и малые и большие, в славный окиян-море, и так бы, мое стадо, стекайтесь на голос со всех четырех сторон, друг от дружки не отставайте; из-за озер, от мхов зыбучих, от черных болот, из-за рек, из-за ручьев, из-за лесов и полей, ко своему дому спешите ночевать век по веку! Аминь.
От болезни скота
Господи, благослови, Отче, святой Власей, Егорей-великомученик, царица Александра!
На сем селе, на сем дворе, у раба божия (имя рек) во хлеве сидят три жировика, и три лесовика, и три отпадших силы!
У меня, раба божия (имя рек), на жировиков и на отпадшую силу есть тридевять прутов, тридевять кнутов и тридевять булатных ножов! Этими тридевятые прутами, тридевятые кнутами и тридевятые булатными ножами откалываю, отбаиваю, отговариваю живот раба божия (имя рек) от избного, от печного, от дворового, от хлевного, от уличного, от водяного, от лесового, от баенного, от каменного, от нечистого духа, от отпадшей силы, от завидости, от переговору, от худых глаз, от своей от думы во веки веков! Аминь. Аминь. Аминь.
Примечание: под словом «живот» имеются ввиду животные, скот.
От падежа скота:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Шел сам Батюшка, Иисус Христос, в чистом поле, в темном лесе путем-дорогой, а навстречу ему, Батюшку, Томаша идет: «Томаша, Томаша, все ли у вас в добром здоровье?! «Батюшко, истинный Христос, злая пришла година на скотину: нет сытости, нет целости, вся в хворости!» — «Возьми ты три горсти овса, три горсти ржи и три горсти ячменя и корми с Иисусовой молитвой во имя мое, и целы будут всегда, в веки вечные, ныне и присно и во веки веков!» Аминь. Аминь. Аминь.
На сохранение скота
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь! Господи, благослови зачин сделать! В моем широком дворе Матёрой столб стоит: крепко-накрепко, плотно-наплотно, никуда он не пошатнется, не погнется и не свалится, и ничего этот столб не боится; не боюся и я – ни парня скалозуба, ни бабы пустоволоски, ни девки долговолоски! Кто на мой широкий двор придет, и тому бы над моим табуном ничего не делывать, из двора широка бы не вываживать, коров не даивать, телят, ягнят не озепывать! И как мне, рабу божию (имя рек), без хлеба, без соли не бывать, без матушки-воды не живать, так и лихим ворогам на моем дворе не бывывать, на мои скот не гляживать! И меня, раба божия (имя рек), Господи, помилуй во веки вечные! Аминь.
* * *
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь! Встану я, раб божий, благословясь и перекрестясь; выйду я, раб божий, из избы дверьми, из дверей в ворота; и матерним благословением выйду на белую улицу и встану на мать сыру землю, на восточную сторону; и помолюсь я, раб божий, Осподу Богу Саваофу, Спасу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию, и Пресвятой Деве Марии, царице Небесной, и архангелу архистратигу божию, и Иоанну Предтече, крестителю Христову, и апостолам Петру и Павлу, Николаю Чудотворцу и всем небесным силам! С умилением молюсь: помогите и оградите крестом животворящим меня, раба божия, любимое мое стадо коровье и овечье, от сегодня и до веку! Аминь. Архангельским и ангельским путем сопроводите меня, раба божьего, с моим малым скотом, коровьим, овечьим и коневым стадом, пасти и сохранить от сегодня и во все теплое лето, и до белого снега – путем и дорогою, мхом и болотом, в поскотине и в осеку, и в волоку! Ешьте зеленую траву и не болотную воду пейте, а пейте ключевую воду во все теплое лето и до белого снегу! Закройте и защитите, и заградите и закрепите святыми своими божественными ризами в моей поскотине и в осеку, и за осеком, и по ухожим местам моим, и по зеленым местам, и на всяком месте – милой мой скот: лошадей, коров, овец, ягнят, баранов, быков, кладенцов и некладеных, телок и подтелков, комолых и рогатых, домокормленных и новоприбавленных, красных, бурых, белых, черных, пестрых, чалых, сивых, серых, саврасых и разношерстную скотину – сохрани, Осподи, от зверей черных, бурых, серых, от широлоба медведя и медведицы, от пакостника и элодия прокидни-росомаги, от пакостного прохожего, рыскучего волка и волчицы, от змия-скорпиона, от черныя змии подколодныя, от пестрыя подкаменныя, от разнопятыя змии подцветошныя, от ползучего гада от ночного, от уроку, от призору, от притчи, от падежу, от всякого лихого человека, от пытовщика, от порченика, от пострелка, от всякого дьявольского, нечистого духа, от встречного и настигающего, и со стороны мимоидущего; от мужа, от бабы пустоволоски, от парня, от девки от косматки, от одножена, от двоежена, от троежена, от красноволосых, от однозуба, двоезуба, троезуба, от одноглаза, двоеглаза и от всякого разного чина людей! Заговариваю свое стадо – коровье, овечье и коневье: сколь твердо, крепко основание земное никто не может сдвинуть с места, и сколь крепок гроб Осподень на воздухе во святом граде Иерусалиме, и сколь тверд и жосток камень синий в окияне-море не крошится и не колется столь крепок мой заговор: на словах моих век по веку! Аминь.
* * *
Постави, Осподи, вокруг моего стада тын железной, а другой булатный, а третий мидяной, и стену каменну во глубину земную – сколь небесная высота, а вышиною до небес! Вокруг стены завали, Осподи, землею матерней во глубину неизмеримую; и проведи, Осподи, реку огненную со всех четырех сторон – от востока до западу и от севера и до лета; и повели, Осподи, тыны и стену каменну запереть и заложить святому апостолу Петру своими златыми ключами и снести их самому Осподу Иисусу Христу. Сыну Божьему, на престол, под святую ризу его нетленную! И как тех риз видеть никто не может, Так бы никто не мог вредить моему стаду: коровам, овцам, ягнятам, баранам, быкам, лошадям – разношерстные дикие звери: медвиди, медвидицы, волки и волчицы, росомаги и росомашихи, змии – не вредили и не прикасались отныне и до веку! Аминь.
На посев поля
Стану я, раб божий, благословяся, пойду перекрестяся, пойду в чистое поле. Благослови же меня, истинный Христос, семян засеять! Пошли ко мне, истинный Христос, Михаила Архангела со ангелы и со апостолы! Пошли же мне, Господи, истинный Христос, на жадныя души, на родителей; дай, Господи, добрым людям на похвалу, худым на зовидесть! Христовы птицы, хорты, собину сию свою вам, а моей собины не топчите, не толочите; сею вам в темные леса, на луги зеленые; и вы свою сооину топчите и толочите, а на меня, раба божия, лиха не думайте и на мой милой живот. а я на вас, птицы христовы, лиха не думаю!
На удачную охоту
Господи, благослови! Спать ложася и перекрестяся, умоюся свежею водою, ледяною утреннею росою, утруся шитою, браною святою пеленою, помолюся образу Спасу, Кузьме-Демьяну, Пресвятой Богородице, Гаврилу Осподню, всей небесной силе! И благословите меня, раба божия (имя рек), вся небесная сила, ложитеся туловами, буйными головами, не выскребайтеся, не выедайтеся и не выкатывайтесь! И бегите же вы в мои поставушки, в мои половушки во всякую пору, во всякое время, днем при соньце, ночью при мисеце, при частых звездах, при темных оболоках, по вечеру поздно и поутру рано, на утренней заре и на солносходе, ныне и присно и во веки веков! Аминь.