Встану благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота в чистое поле. В чистом поле течет река медвяная, берега золотые; плывет по этой реке рыба, а имя ее щука: зубы у ее железны, щеки медны, глаза оловянны; и тая щука железными зубами, медными щеками, оловянными глазами загрызает, закусывает и загладывает побочную грыжу, киловую грыжу и водяную грыжу, пуповую грыжу, жиловую грыжу, кровяную грыжу у раба божия (имя рек) от родин и до первой байни, от первой байни и до последней байни и до скорой смерти, дитимец и родимец, и всяку лихую грызь и болезнь! Забаяно, заговорено у раба божия (имя рек) во веки веков! Аминь. Чего мастер не доучил или сам не договорил, то всех наперед. Будьте мои слова крепки и тверды, ключ и в замок во веки веков! Аминь. Аминь. Аминь.
Господи Боже, благослови! Стану я, раб божий (имя рек), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, пойду в чистое поле; есть в чистом поле окиян-море, и есть на окияне-море белый камень, и есть под белым каменем щука золотая – и перье золотое, и кости золотые, и зубы золотые; и прийди, щука, к рабу божию (имя рек), и выгрызи у раба божия (имя рек) своими золотыми зубами грыжу ветряную, грыжу напущенную, грыжу жильную, грыжу костяную, сосцовую грыжу, красную грыжу, мокрую грыжу, от отца грыжу, от матери грыжу, всякую бывающую; и спустись, грыжа, к поясу, и выйди мочею и шулятами на дресвян камень, и поживи три часа денных, и пойди, грыжа, с дресвяна камени на пустое место, в темное место, где солнце не огревает, где люди не ходят и не бывают, где птицы не летают, где звери не заходят; и пойди, грыжа, за быстрые реки, и пойди, грыжа, за гремучие ручьи, и когда буде Христово второе пришествие, обратись, грыжа, вспять! Тем словам во веки веков аминь!
* * *
В чистом поле стоит сырой дуб, и в том сыром дубе железный муж, и того железного мужа не можно напоить и накормить ни хлебом, ни солью, никакими овощами, а накормить того железного мужа из жива человека: с сердца грыжею, из-под грудей грыжею, из пупа грыжею; к тому ж в синем море-окиане белой камень, и от того белого камня выходит красная девица и приходит к тому рабу божию (имя рек), и вынимает у того раба божия с пупа грыжу, с сердца грыжу, из-под пупа грыжу, и покладывает на шелковую ленту, и сносит к сырому дубу, к железному мужу; и тот железный муж поедает и пожирает у того раба божия с сердца грыжу, из-под грудей грыжу, из пупа грыжу, и тем железный муж сыт пребывает!
Как старой няньке детей не нашивать, так у раба (имя рек) грыжи не было!
* * *
От нутряной нутрянки (опухоли живота). Читается тридевять раз в бане, и столько же раз парят больного веником. Затем веник выбрасывается в поле на запад.
Стану я, раба божия (имя рек), отговаривать у раба божия (имя рек), нутряная нутрянка, выйди с раба божия (имя рек), из его белого тела, с его живота; выйди в чистое поле, где пустота; там стоят столы дубовы, скатерти браны, питья медовы, яства сахарны; тебя в гости звали!
* * *
От жабы
Ложилася (имя рек) спать, помолясь и благословясь; на кияне-море лежит камень Латырь; возле того камня Латыря стоит престол Пресвятыя Богородицы; возле того престола стоит дерево суховерьхо; на этом дереве суховерьхе сидит птица – железны носы, булатны когти, щиплет, теребит жабу, сухую и мокрую, присно, во веки веков!
Приговаривая этот заговор, трут по больному месту тремя веретенами, сперва каждым отдельно, а потом всеми тремя вместе. После того должно махнуть веретенами в печь, приговоря:
Ступай, сухая и мокрая жаба, сохни!
От горячки или огневицы
Стану я, раб божий (имя рек) благословясь и пойду перекрестясь во сине море; на синем море лежит бел горюч камень, на этом камне стоит божий престол, на этом престоле сидит Пресвятая Матерь, в белых рученьках держит белого лебедя, обрывает, общипывает у лебедя белое перо; как отскокнуло, отпрыгнуло белое перо, так отскокните, отпрыгните, отпряните от раба божия (имя рек) родимые огневицы и родимые горячки: с буйной головушки, с ясных очей, с черных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца, с черной печени, с белого легкого, с рученек, с ноженек! С ветру пришла – на ветер пойди; с воды пришла – на воду пойди; с лесу пришла – на лес пойди отныне и до века!
От ячменя
Заговаривающему следует трижды плюнуть в сторону; показать глазу кукиш и прошептать три раза:
Ячмень, ячмень, на тебе кукиш; что хочешь, то купишь; купи себе топорок, руби себя поперек!
От бельма
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Аминь. И шел святый Егорий показать больному чрез железный мост, и за ним бегло три пса: един серый, другой белый, третий черный; серый пес бельмо слизнул, белый пес бельмо слизнул, черный пес бельмо слизнул у рожденного, у молитвенного, у крещеного раба божия (имя рек)]
От колотья
Знахарь обводит место, где больной чувствует колотье, бруском и крестит это место столовым ножом, говоря и крестя трижды:
Секу, отсекаю, рублю, перерубаю, секу, рублю колотье острым ножиком! Как брусок исчезает от укладу, от булату, от железа, так исчезни и иссохни, родимое колотье, в белой кости, в черном мясе. в белом тельце отныне и до века!
Затем обмывают нож водой, которой и поят больного, или промывают больное место.
* * *
От укуса бешеной собаки
На море на окияне, на острове на Буяне стоит крута гора Сион-матушка, на крутой горе растет дуб-стародуб, под тем дубом-стародубом лежит цепь железная, обвита вокруг дуба; к этой цепи привязан старый бес-собака.
Ой ты, собака, старый бес! Унимай свой лютый гнев, свою ярость, свой кусачий зуб!
Если укусишь раба божия (имя рек.) в белое тело, пустишь свою черную слинь в горячую кровь, то сам и уймешь, всякую болезнь выгонишь!
А ежели не уймешь своего кусачьего зуба, то приду к тебе я, раб божий (имя рек), с жезлом стальным, с билом железным, изгоню молитвами Господа нашего Иисуса Христа на веки веков! Аминь.
* * *
На море на окияне, на реке на Ордане стоит ракита, под тою ракитою лежит борона, под тою бороною лежит баранье черное руно, под тем бараньим черным руном лежат три змеи: первая змея Марея, а другая Наталея, а третья змея медяница скороспея!
Ты, змея медяница скороспея, вынимай свое жало поскорея от раба божья (имя рек); а кады не вымешь своего жала поскорея, возьму я калену стрелу, пойду к Иисусу Христу и сам тебя застрелю!
Не я говорю, не я выговариваю; выговаривает, отговаривает сама Божья Матушка,
Пресвятая Богородица, со всем своим собором, великим помощником с Миколаем Угодником и с небесным воеводою!
* * *
Читается трижды над укушенным местом, которое трижды натирается осиновою корою и затем трижды обмывается водою из росы, собираемой в Иванову ночь:
Стану я, раба божия (имя рек), отговаривать укушенное место, у раба божия (имя рек) заговаривать: «Гад подколодный, гад подземельный, возьми свою ярь, а не возьмешь свою ярь, не пустит тя ни пень, ни колода, ни ракитова порода; а возьмешь свою ярь, пустит тя и пень, и колода, и ракитова порода; и опечет тя красно солнышко, и освятит тя светлый месяц, часты звездочки, и обмоет тя утрянароса!»
От ожога
Сожжено это не огнем, а золою!
Трижды сказать, дунуть и плюнуть.
* * *
Где был огонь,
будь песок [вариант: камень]
От запоя и похмелья:
Живую щуку сажают в туес или бурак с вином и настаивают 12 дней; щука дает много слизи, и настой протухает. Им поят пьяницу, приговаривая:
Как щука не терпит вина, тако ж бы не терпел его раб божий (имя рек).
* * *
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь! Хмель и вино отступись от раба божия (имя рек) в темные леса, где люди не ходят, и кони не бродяг, и птица не летает! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа (дважды)! Хмель и вино, выходи на быструю воду, по которой воде люди не ездят, от раба божия (имя рек); хмель и вино, пойди на буйные ветры — которой ветер по дальности ходит! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа (дважды) Зайди это вино за холмы и горы! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Привяжись к лихому человеку, который на (имя рек) лихо думает, к тому привяжись, который добра не сделает, от меня вовеки отвяжись! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь!
От плотской немощи
Встану яз, раб божий (имя рек), благословясь и пойду перекрестясь в чистое поле под красное солнце, под млад светел месяц, под частые звезды, мимо Болотовы кости могила; как Болотовы кости не тропнут, не гнутся, не ломятся, так бы у меня, раба божия (имя рек), фирс не гнулся, не ломился против женския плоти и хоти и против памятныя кости; и возьму яз, раб божий (имя рек), свой червленой вяз, и пойду я в чистое поле; ажио идет в чистом поле встречу бык-третьяк, заломя голову, смотрится на небесную высоту, на луну и на колесницу; и подойду яз, раб божий (имя рек), с своим червленым вязом и ударю яз быка-третьяка по рогу своим червленым вязом, и как тот рог не гнется, не ломится от моего вязу, так бы и у меня, раба божня (имя рек), фирс не гнулся, не ломился против женския плоти и хоти и против памятныя кости отныне и до веку!
Как у стоячей бутылки горлышко завсегда стоит прямо и бодро, так бы и у раба божия (имя рек) завсегда […] стоял на свою жену, рабу божию (имя рек), и во всякое время для любови и для похоти телесныя!
Аминь. Аминь. Аминь.
Русские чудотворцы
Среди культовых предметов и средств, к которым прибегает заболевший русский человек, бесспорно первое место должно быть отведено мощам святых и чудотворным иконам. Вера в целебность мощей и святых икон составляет исключительно русскую особенность и потому заслуживает повышенного внимания. Хотя учение о мощах и иконах всецело перешло к нам из Византийской церкви, но, развивая собственную веру, народ шел исключительно своим путем. В дальнейшем святые выступали в сознании народа не только учителями, но и носителями национальной и государственной идеи, защитниками в различных бедах и напастях и, естественно, становились как бы духовными богатырями и героями.
Имя многих из них уже при жизни было окружено ореолом чудесного и всепобеждающего. Часто противостоять им не могла и физическая сила, перед ними смирялись звери, и сами места их обитания были «святые места». Они не только сообщали свою чудесную силу всему, с чем соприкасались – камням, земле, воде, деревьям, – но и имели таинственный дар воздействовать на саму природу человека, исцеляя его болезни и недуги. Не удивительно, что еще при жизни снискавшие во всенародной молве славу святых, они и по смерти сохранили чудесную силу исцелять болезни. Канонизация таких святых лишь совпадала с желанием и требованием верующих.
Получается, что вера в целебность мощей, хотя и есть явление чисто религиозное и заимствованное, но в то же время явление, сложившееся исторически и по желанию народа. На это указывает и факт, что предметом почитания и поклонения становятся могилы подвижников, юродивых и блаженных, еще не канонизированных церковью.
Чудотворные иконы имеют не меньшее значение в жизни народа. Свою «популярность» они приобрели в годины общих народных бедствий, усмиряя грозные вражеские рати, помогая выигрывать трудные и решительные битвы. Единое историческое сознание продолжает жить в народе, хотя он и утратил память о конкретных случаях, и немудрено, что многие из икон, как исторические святыни, пользуются повсеместной известностью и всеобщим почитанием. Таковы иконы Божьей Матери Казанской, Владимирской, Смоленской, Почаевской, Иверской и другие.
Существует еще одно явление исключительно русской народной жизни, не менее замечательное, чем приведенное выше. Это обилие так называемых «явленных икон». Обыкновенная икона, поставленная неизвестным в уединенном месте или найденная на берегу, считается «явленной», около нее создаются легенды, начинают совершаться чудеса, главным образом в виде исцеления больных. Слава о ней растет быстро и разносится по окрестностям. И во всех случаях народное признание иконы чудотворной предшествует официальному признанию церкви. Последняя лишь освящает существующее, то, что создалось силой обстоятельств и исходит из недр народной жизни.
Благодаря мощам и чудотворным иконам создались такие общерелигиозные центры, имеющие всенародное и историческое значение, как Троице-Сергиева, Киево-Печерская или Почаевская лавра, Соловецкий или Кирилло-Белозерский монастырь. В каждом районе (а то и деревне, городе) существовали и существуют свои местные почитаемые святыни, к которым идут паломники, больные, ища исцеления, и здоровые, исполняя обет, данный в болезни за себя или близких. Народ наш, добредавший и ныне добредающий до Иерусалима и греческого Афона, идет в эти места, в громадном большинстве случаев побуждаемый сознанием общей греховности или тяжести какого-либо частного греха, близкой утраты или несчастья, но обеты в болезнях он предпочитает давать своим святыням. Эти обеты даются в большинстве случаев хронических, острых и опасных болезней, когда безрезультатно испробованы все доступные медицинские средства лечения и остается одна надежда на чудо. В критическую минуту человек осознает, что сделанное им бесполезно и бесплодно, и, веря в существование еще одного мира, помимо мира физических тел, он и обращается к миру чудесного и невозможного. Мир этот он считает для себя открытым, связь между ним и собой в минуту обета совершенно ясна. Связь же обеспечивают угодники и святые, которым и дается обет: эти люди объединяют в себе ирреальное и реальное, так как мощи их – прямое доказательство второго. И святые болели и страдали, как он (она) теперь, поэтому все скорби и немощи людей им хорошо известны.
Похожая картина происходит и с чудотворными иконами. Давно привыкнув верить и чтить их, простой человек неоднократно слышал и от духовных, и от мирских людей, и от нищих рассказы о проявлениях необыкновенной силы этих икон, а избранные и на себе испытывали какое-то особенное действие. Человек ждет и надеется на чудо, и оно в зачастую действительно случается: оставленный без всяких средств лечения, больной вдруг выздоравливает. При этом известно много случаев, когда обет дается не самим больным, а его близкими – детьми или родителями.
Кроме местных и общих святынь, существуют еще угодники-целители по преимуществу. Некоторые из них, например, Николай-чудотворец, святой Пантелеймон-целитель, Косьма и Дамиан (Козьма и Демьян) – врачи-бессеребренники – помогают от всех болезней. Другие святые врачуют исключительно от одной, всем известной и определенной болезни.
Святой Антипий почти повсеместно считается целителем зубных болезней, а иногда вместе с ним и Федор Сикеот.
Целителями всех простудных заболеваний, сопровождаемых ознобом или жаром, являются святая Фотинья (Фотина, 20 марта), преподобный Марон и Василий Новый (26 марта).
От болезней глаз исцеляет Казанская Божья Матерь, великомученица Варвара, Логин Сотник, Мина Египтянин и архидиакон Лаврентий.
При головной боли следует обращаться к Николаю-чудотворцу или к иконе усекновения главы Иоанна Предтечи.
От запоя и пьянства помогают святой Фрол и Лавр, а также мученик Бонифатий и преподобный Моисей Мурин.
От порчи исцеляет Симеон Мироточец и никому не ведомая «воздушная» Божья Матерь, которая будто бы пишется только в воздухе и на царских вратах.
От сумасшествия и душевных болезней исцеляют святомученик Киприан и мученица Юстина.
Беременных охраняет Федоровская Божья Матерь.
Облегчают родовые муки великомученица Екатерина и Анна-пророчица.
Об исцелении от грыжи следует молиться великомученику Артемию
От оспы – святому Конону, моровой язвы – Фоме-юродивому.
Об исцелении от блудной страсти следует обращаться к преподобному Иоанну-многострадальцу.
Целителем родимца у детей считается великомученик Никита.
От болей живота спасают – отроки Ананий, Азария и Мисаил.
При коклюшном кашле у детей, говоря про ребенка, что он «перхает», народ молится «Иоанну Пер– хателю», разумея Иоанна Предтечу. Каждому святому имеется своя молитва, текст которой вам всегда подскажут в ближайшей церкви.
Ниже (на стр. 152) мы приводим вам официальную таблицу распределения ролей между святыми в Православной церкви. Следует учесть, что в католических странах функции у святых могут быть совершенно другими, как и сами святые.
Какому святому-чудотворцу и в каких случаях надо молиться