В целях мониторинга операционного риска Группа использует систему отчетов для руководства и коллегиальных органов, задействованных в процессах управления рисками. Отчетность по операционному риску формируется на ежедневной, ежемесячной и ежеквартальной основе.
Данные об оценках рисков и понесенных потерях позволяют выявлять зоны концентрации рисков для дальнейшей разработки комплекса мер, способствующих снижению уровня риска Группы. Реализуемые в 2014 году мероприятия по снижению рисков имели системный характер и направлены на улучшение существующих процессов и технологий совершения операций. Производится регулярный мониторинг статуса реализации мер и уровня остаточного риска как со стороны структурных подразделений, так и со стороны подразделений операционных рисков, а также руководства и коллегиальных органов управления Банка и участников Группы.
В целях предупреждения и/или снижения потерь, возникающих вследствие реализации событий операционного риска, Группой разработаны и применяются соответствующие механизмы и процедуры, такие как всесторонняя регламентация бизнес-процессов и процедур; разделение полномочий; внутренний контроль соблюдения установленного порядка совершения операций и сделок, лимитной дисциплины; комплекс мер, направленных на обеспечение информационной безопасности, непрерывности деятельности; совершенствование процедур аудита и контроля качества функционирования автоматизированных систем и комплекса аппаратных средств; страхование имущества и активов; повышение квалификации сотрудников на всех организационных уровнях и пр.
Комплаенс-риск.Под комплаенс-риском понимается риск применения юридических санкций или санкцийрегулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации Банком или другим участником Группы в результате несоблюдения ими законов, инструкций, правил, стандартов саморегулируемых организаций или кодексов поведения и этических норм ведения бизнеса.
Основными направлениями деятельности Банка и участников Группы в области управления комплаенс-риском являются:
· предупреждение должностных злоупотреблений и коррупционных правонарушений сотрудников Банка и участников Группы;
· предотвращение и урегулирование конфликтов интересов, возникающих в процессе осуществления Банком и участниками Группы своей деятельности;
· противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
· соблюдение лицензионных и иных регуляторных требований в области финансовых рынков;
· обеспечение рыночного поведения и справедливой конкуренции при совершении операций на финансовых рынках, предотвращение недобросовестных практик на финансовых рынках (использование инсайдерской информации, манипулирование ценами и другие);
· соблюдение экономических санкций и ограничений, установленных Российской Федерацией, а также международными организациями и отдельными государствами;
· обеспечение прав клиентов, включая инвестиционную деятельность.
В развитие указанных направлений в Банке разработаны и утверждены внутренние нормативные документы и внедрены контрольные процедуры. Комплаенс-контроль организуется на системной основе с вовлечением всех работников Банка и участников Группы, и осуществляется непрерывно.
Идентификация комплаенс-риска осуществляется путем мониторинга и анализа:
· изменений в законодательстве и нормативном регулировании;
· итогов проверок регулирующих и контролирующих органов, Управления внутреннего контроля, ревизий и аудита Банка и соответствующих подразделений участников Группы, подразделений, отвечающих за анализ и оценку рисков Банка и Группы, реализованного комплаенс-риска;
· новых продуктов и процессов, текущих операций и процессов, а также их изменений.
Принципы, стандарты и процедуры управления комплаенс-риском обязательны для соблюдения всеми членами Группы.
Примечания к консолидированной финансовой отчетности – 31 декабря 2014 года