53. Зарождался ли человек в разных точках земного шара?
“Да, и в разные эпохи, и в этом одна из причин разнообразия рас; затем люди, рассеиваясь по различным континентам и климатам и приобщаясь к другим расам, образовывали новые, типы.” — Эти различия, составляют ли они отдельные роды? “Конечно же нет, все они из одной семьи; ведь незначительные различия того же плода не мешают ем) принадлежать к одному и тому же роду.”
54. Если род человеческий не происходит от одного человека, то должны ли люди перестать из-за этого считать себя братьями?
“Все люди суть братья в Боге, потому что они оживлены духом и стремятся к единой цели. Вы хотите всегда понимать слова буквально.”
§13. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МИРОВ
55. Все ли миры, вращающиеся в Космосе, обитаемы?
“Да, и человек Земли далек от того, чтобы быть, как он то полагает, первым по уму, доброте и совершенству. Есть, однако, люди, мнящие себя очень сильными, воображающие, будто этот маленький шарик один имеет привилегию быть населенным разумными существами. Гордыня и суета! Они полагают, будто Бог создал Вселенную для них одних.”
+ Бог населил миры живыми существами, кои все способствуют конечной цели Провидения. Полагать, будто живые существа сосредоточены на одной точке, которую мы населяем во Вселенной, значило бы поставить под сомнение мудрость Бога, коий не сделал ничего бесполезного: Он должен был определить этим мирам более серьезную цель, нежели развлечение нашего взгляда. Ничто, впрочем, ни в положении.
ни в размере, ни в физическом строении Земли не может на разумных основаниях заставить предположить, будто эта точка одна из стольких тысяч подобных миров имеет привилегию быть обитаемой.
56. Одинаково ли физическое устроение иных миров?
“Нет; они нисколько не схожи.”
57. Поскольку физическое устроение миров не одинаково, для всех, то следует ли из этого для населяющих их существ различие в организации?
“Несомненно, как у вас рыбы созданы, чтобы жить в воде, а птицы — в воздухе.”
58. Миры, наиболее удаленные от Солнца, лишены ли они света и тепла из-за того, что Солнце показывается им в виде маленькой звезды?
“Неужели вы думаете, будто нет иных источников света и тепла, кроме Солнца? и неужели вы ни во что не ставите электричество, коие в некоторых мирах играет роль, неведомую вам и совершенно по-иному важную, нежели на Земле? Впрочем, никто не говорит, будто все существа видят одинаковым с вами образом и органами, устроенными так же, как ваши.”
+ Условия жизни существ, обитающих в различных мирах, должны быть приноровлены к среде, в коей они призваны жить. Если бы мы никогда не видели рыб, то мы не поняли бы, как эти существа могут жить в воде. Так же обстоит дело и с иными мирами, которые, без сомнения, включают в себя стихии, нам неведомые. Разве на Земле не видим мы, как длинные полярные ночи освещаются электричеством полярного сияния? Есть ли что невозможное в том, чтобы в некоторых мирах электричество было более изобильно, нежели на Земле, и играло там некую всеобщую роль, которую мы не можем понять? Миры эти, стало быть, могут заключать в себе самих источники тепла и света, необходимые их обитателям.
§ 14. БИБЛЕЙСКИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И СООБРАЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СОТВОРЕНИЯ
59. Народы составили себе о сотворении понятия очень различные, согласно степени своей просвещенности. Разум, опирающийся на науку, признал неправдоподобность некоторых из этих теорий. Та же, которая дается духами, подтверждает мнение, с давних пор допущенное самыми просвещенными людьми. Возражение, коие можно сделать этой теории, в том, что она противоречит тексту священных писаний; но серьезный анализ заставляет признать, что противоречье это более мнимое, чем действительное, и что оно следует из толкования, даваемого смыслу часто аллегорическому.
Вопрос о первом человеке в лице Адама как основателе человечества совсем не единственный, по поводу коего религиозным представлениям должно измениться. Вращение Земли показалось, в свое время, настолько противопоставленным священному тексту, что нет таких преследований, коим бы теория эта не послужила предлогом, и все же Земля вертится всем анафемам вопреки, и никто сегодня не может оспаривать этого, будучи в здравом уме.
Библия говорит также, что мир был сотворен за шесть дней, и определяет эпоху его сотворения приблизительно 4000 лет до христианской эры. Прежде этого Земли не существовало, она была извлечена из небытия: текст формален; и вот позитивная наука, непреклонная наука, приходит доказать противоположное. Образованье мира неписанными буквами отмечено в мире ископаемом, и доказано, что шесть дней творения суть скорее периоды, каждый из коих длительностью, быть. может, во много сотен тысяч лет. Причем все это не есть какая-то система, какое-то учение или изолированное мнение, это явление столь же постоянное, как и вращение Земли, которое теология вынуждена была принять, — очевидное доказательство заблужденья, в которое можно впасть, понимая буквально аллегорические выражения образного языка. Следует ли из этого заключить, будто Библия есть заблужденье? Нет, следует заключить лишь то, что люди ошиблись, толкуя ее.
Наука, изучив архивы Земли, признала порядок, в коем различные живые существа появились на ее поверхности, и порядок этот согласуется с тем, что указан в Книге бытия, с той лишь разницей, что творение это, вместо того чтобы чудесным образом выйти из рук Бога за несколько часов, свершилось, всегда по воле Его, но, согласно закону сил природы, в несколько миллионов лет. Разве Бог от этого менее велики менее Могуществен? разве дело его менее величественно от того, что не имеет очарованья мгновенности? Очевидно, нет: нужно было бы составить себе о Боге понятие крайне убогое, чтобы не признать Его всемогущества в вечных законах, кои Он установил, дабы править мирами. Наука, далекая от того, чтобы приуменьшить дело Божеское, показывает его нам в виде более грандиозном и более соответствующем понятиям, кои мы имеем о могуществе и величии Бога, уже тем, что оно совершается без нарушенья законов природы.
Наука, согласная в этом с Моисеем, помещает человека последним в порядке сотворенья живых существ: но, по Моисею, всемирный потоп приходится на 1654 год от сотворения мира, тогда как геология показывает нам великий катаклизм предшествующим человеку, если учесть, что до сего дня в первоначальных слоях не находят никаких следов ни его присутствия, ни присутствия животных той же категории с точки зрения физической. Но ничто не доказывает невозможности этого; многие открытия посеяли сомнения на этот счет; может, следовательно, быть, что с минуты на минуту мы получим матерьяльное подтвержденье этому предшествованью человеческой расы, и тогда будет признано, что по этому пункту, как и по другим, библейский текст есть некий символ. Вопрос в том, чтобы знать, тот ли это катаклизм, который пережил Ной; при этом необходимо учитывать, что продолжительность времени, необходимая для образования ископаемых слоев, не позволяет спутать их, и с момента, как будут найдены следы существования человека перед великой катастрофой, будет доказано Либо то, что Адам не был первым человеком, либо же то, что сотворение его теряется во тьме времен. Никакие рассуждения не устоят перед очевидностью, и нужно будет принять этот факт, как был принят факт вращения Земли и шести периодов сотворения.
Существование человека до геологического потопа, правда, еще предположительно, но вот что более определенно. Если допустить, что человек впервые появился на Земле 4000 лет до Р. X. и если 1650 годами позднее весь род человеческий был уничтожен, за исключением одной семьи, то из этого следует, что заселение Земли датируется лишь от Ноя, т. е. от 2350 года до н. э. Между тем, когда евреи в XVIII до Р. X. веке переселились в Египет, то они нашли страну эту весьма населенной и уже обладающей сильно развитой цивилизацией. История доказывает, что в эту эпоху Индия и другие страны также процветали, и все это даже без учета летосчисления некоторых народов, которое восходит к эпохе гораздо более отдаленной. Стало быть, потомство одного. человека не только смогло населить все огромные страны, тогда известные (если предположить, будто остальные заселены не были), но и за короткий промежуток времени род человеческий смог подняться от полнейшего невежества примитивного состояния к самой высокой степени интеллектуального развития. Но это противоречит всем антропологическим законам!
Разнообразие рас также говорит в поддержку этого мнения. Климат и привычки, несомненно, производят изменения в физическом облике, но мы знаем, до чего может дойти влияние этих причин, и физиологический анализ доказывает, что между некоторыми расами существуют конституционные различия более глубокие, чем те, которые обусловливаются климатом. Скрещивание рас производит переходные типы; оно стремится стереть крайние особенности, но оно их не производит; оно создает лишь помеси; при этом, чтобы произошло скрещивание рас, нужно, чтобы были различные расы, и как объяснить их существование, давая им общее родоначало, когда расы эти существуют бок о бок? Как допустить, чтобы за несколько веков некоторые потомки Ноя преобразились до такой степени, чтобы произвести эфиопскую расу, например; подобная метаморфоза не более допустима, нежели гипотеза. об общем родоначале между волком и овцой, слоном и тлею, птицею и рыбой. Еще раз, ничто не может возобладать над очевидностью фактов. Все, напротив, объясняется с допущением существования человека до эпохи, вульгарно ему приписываемой; с допущением многообразья родоначал; Адама, жившего 6000 лет тому назад, как человека, населившего страну, еще не обитаемую: с признанием Ноева потопа как частичной катастрофы, перепутанной с геологическим катаклизмом: с принятием, наконец, во внимание аллегорической формы, присущей восточному стилю изложения, формы, коию мы находим в священных книгах всех народов. Поэтому благоразумно не отвергать в избытке легкомыслия те учения, каковые рано или поздно могут, как и многое другое, дать опровержение всем, кто с ними воюет. Идей религиозные, далекие от того, чтобы терять что-то, лишь крепнут, идя вместе с наукой; это единственный способ не стать к скептицизму уязвимою стороной.
Глава Четвёртая
ЖИЗНЕННОЕ НАЧАЛО
Существа органические и неорганические — Жизнь и смерть — Ум и инстинкт
§ 15. СУЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ И НЕОРГАНИЧЕСКИЕ
+ Органические существа суть те, кои имеют в себе источник сокровенной деятельности, сообщающий им жизнь; они рождаются, растут, воспроизводят себе подобных и умирают: они наделены особыми органами для выполнения различных жизненных актов, и органы эти применены к потребностям их для их сохранения. Они включают в себя людей, животных и растения. Неорганические существа суть все те, что не обладают ни жизненностью, ни собственными движениями и образованы лишь соединением материи; таковы минералы, вода, воздух и т. д.
60. Одна ли и та же сила соединяет элементы материи в органических телах и телах неорганических?
“Да, закон притяжения один для всех.”
61. Есть ли разница между материей тел органических и материей тел неорганических?
“Это все та же материя, но в органических телах она оживотворена.”
62 Какова причина оживотворения материи?
“Ее соединение с жизненным началом.”
63. Жизненное начало, находится ли оно в каком-то непосредственном проводнике, или же оно лишь свойство организованной материи? словом, причина оно или следствие?
“Оно и то и другое. Жизнь есть следствие, вызываемое действием некоего проводника на материю; этот проводник без материи не есть жизнь, так же как материя не может жить без этого проводника. Он сообщает жизнь всем существам, поглощающим и усваивающим его.”
64. Мы поняли, что дух и материя суть два образующих элемента Вселенной: составляет ли жизненное начало третий такой элемент?
“Это, без сомнения, один из элементов, необходимых для образования Вселенной, но сам он имеет свой источник в видоизмененной вселенской материи. Он есть элемент для вас, как кислород и водород, которые, однако, не суть первоначальные элементы, ибо все это исходит из одного и того же начала.”
Похоже, из этого следует, что жизненность не имеет своего начала в каком-либо конкретном первичном проводнике, но в особом свойстве вселенской материи, вызванном некоторыми модификациями?
“Это следствие того, что мы уже сказали.”
65. Жизненное начало, помещается ли оно в одном из известных нам тел?
“Оно имеет свой источник ,во вселенском флюиде; это то, что вы называете „магнетическим или электрическим оживотворенным флюидом". Он посредник, связка между духом и материей.”
66. Жизненное начало, одинаково ли оно для всех органических существ?
“Да, слегка измененное для разных видов. Это то, что дает им движение и активность, отличая их от инертной материи; • ибо движение материи не есть жизнь; материя получает это движение, но не дает его.”
67. Жизненность, является ли она постоянным свойством жизненного проводника или развивается лишь работою органов?
“Она развивается лишь с телом. Разве не сказали мы, что этот проводник без материи не есть жизнь? Нужно соединение двух вещей, чтобы произвести жизнь.”
Можно ли сказать, что жизненность находится в состоянии непроявленном, когда жизненный проводник не соединен с телом?
“Да, так оно и есть.”
+ Совокупность органов образует своего рода механизм, получающий импульс своей внутренней активности, или жизненное начало, существующее в них. Жизненное начало есть движущая сила органических тел. В то время как жизненный проводник передает импульс органам, действие органов поддерживает и развивает активность жизненного проводника, наподобие того,как трение производит теплоту.
§ 16. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ
68. Какова причина смерти у существ (органических)?
“Истощение органов.”
— Можно ли сравнить смерть с остановкой движения в разлаженной машине?
“Да, если машина плохо собрана, двигатель выходит из строя; если тело немощно, жизнь уходит из него.”
69. Почему повреждение сердца в большей мере, чем поврежденье каких-либо других органов, причиняет смерть?
“Сердце есть жизненная машина: но сердце не единственный орган, повреждение коего обусловливает смерть: оно — лишь одна из основных пружин.”
70. Что делается с материей и жизненным началом органических существ при их смерти?
“Мертвая материя разлагается и составляет новые органические тела: жизненное начало возвращается в свой источник.”
+ При смерти, органического существа составляющие его элементы вступают в новые сочетания и составляют новые существа: последние черпают во вселенском источнике жизненное и деятельное начало, поглощают и усваивают его, чтоб вернуть его в этот источник, когда они перестанут существовать.
Органы, так сказать, пропитаны жизненным флюидом. Флюид этот сообщает всем частям организма деятельность, осуществляющую их сближение при некоторых повреждениях и восстанавливающую временно прерванные функции. Но когда разрушены либо же претерпели вырождение элементы, главные в работе органов, жизненный флюид оказывается не в состоянии передать им движение жизни, и существо умирает.
Органы более или менее влияют друг на друга; их взаимное действие объясняется согласованностью (гармонией) их целого. Когда какая-либо причина разрушает эту гармонию, функции их приостанавливаются, как движение механизма, части коего повреждены. Так происходит с часами, когда они изнашиваются со временем или случайно разбиваются — движущая сила оказывается беспомощной привести их в движение.
Более точный образ жизни и смерти имеем мы в электрическом аппарате. Этот аппарат таит в себе электричество, как все тела природы, в непроявленном состоянии. Электрические явления проявляются, лишь когда флюид приведен в действие какой-либо особой причиною: тогда можно сказать, что аппарат живет. Исчезла причина деятельности, явление прекратилось: аппарат вернулся в неживое состояние. Органические тела, таким образом, подобны электробатареям или электроаппаратам, в коих деятельность флюида производит явление жизни: прекращение этой деятельности производит смерть.
Количество жизненного флюида довольно ограничено у всех органических существ: оно меняется по родам и не постоянно как в том же индивиде, так и в индивидах одного рода. Есть такие, которые, так сказать, насыщены им, тогда как у других его едва хватает на самые насущные жизненные акты; отсюда для некоторых из них большая жизнеспособность, жизнь более деятельная и некоторым образом изобильная.
Количество жизненного флюида может истощиться: его может стать недостаточно для поддержания жизни, если она не обновляется поглощением и усвоением веществ, содержащих его.
Жизненный флюид передается от одного индивида к другому. Тот, у кого его больше всего, может передать его тому, у кого его всего меньше, и в некоторых случаях вернуть жизнь, готовую угаснуть *.
_____________
* Смотрите также йогическое учение о пране. (И. Р.)
§17. УМ И ИНСТИНКТ
71. Является ли ум одним из атрибутов жизненного начала?
“Нет, потому что растения живут и не думают: они обладают лишь органической жизнью. Ум и материя независимы друг от друга, поскольку физическое тело может жить без ума; но ум может проявиться лишь с помощью матерьяльных органов; необходим союз с духом для того, чтобы оразумить оживотворенную материю.”
+ Ум есть особое свойство, присущее некоторым классам органических существ и дающее им, вместе с мыслью, волю к действию, сознание своего существования и своей индивидуальности, равно как и средства установления отношений с внешним миром и возможность удовлетворять свои потребности.
Можно, таким образом, различать три класса живых существ: 1. неодушевленные существа, образованные одной материей, без жизненности и ума: это грубые, низкоорганизованные тела: 2. одушевленные недумающие существа, образованные материей и одаренные жизненностью, но лишенные ума; 3. одушевленные думающие существа, образованные материей, одаренные жизненностью и обладающие, сверх того, разумным началом, сообщающим им способность мышления.
72. Каков источник ума?
“Мы сказали это: вселенский ум.”
— Можно ли сказать, что каждое существо черпает некоторую порцию ума во вселенском источнике и усваивает ее так же, как оно черпает и усваивает начало матерьяльной жизни?
“Это не более чем сравнение, неточное к тому же, поскольку ум есть способность, свойственная каждому существу и составляющая -его нравственную индивидуальность. Впрочем, как вам известно, есть вещи, которые не дано постичь человеку, и эта пока что из их числа.”
73. Инстинкт, независим ли он от ума?
“Нет, не совсем так, ибо это есть род ума. Инстинкт есть нерассуждающий ум; через него все существа удовлетворяют свои потребности.”
74. Можно ли провести некую разграничительную черту между инстинктом и умом, т. е. определить, где кончается один и начинается другой?
“Нет, ибо зачастую они сливаются: но вполне можно различить, какие действия относятся к инстинкту, а какие принадлежат уму.”
75. Можно ли сказать, что инстинктивные свойства уменьшаются по мере того, как возрастают свойства умственные?
“Нет, инстинкт существует всегда, но человек пренебрегает им. Инстинкт может вести и ко благу; он ведет нас почти всегда, и порою более верно, нежели рассудок; он никогда не заблуждается.” Почему разум не всегда безупречный водитель?
“Он был бы безупречен, если бы не был извращен дурным воспитанием, гордыней и эгоизмом. Инстинкт не рассуждает: разум оставляет возможность выбора и наделяет человека свободою воли”
+ Инстинкт есть зачаточный ум, отличающийся от собственно ума тем, что его проявления почти всегда самопроизвольны, стихийны, тогда как проявлению ума суть последствия некоторой умственной операции и мыслительного акта.
Инстинкт видоизменяется в своих проявлениях по родам живых существ и в зависимости отих потребностей. У существ, обладающих сознанием и постижением вещей внешних, он сливается с умом, т. е. с волею и свободою *.
_________
* Смотрите также “Хатха-Йогу” Йога Рамачараки, главы “Наш друг — жизненная сила”, “Творение Божественного зодчего”, “Забота йогов о физическом теле”. (И. P.)
________________
Книга вторая
МИР СПИРИТИЧЕСКИЙ, ИЛИ МИР ДУХОВ
Глава Первая
ДУХИ
Происхождение и природа духов — Нормальный первоначальный мир — Форма и вездесущности духов — Перисприт — Различие рангов среди духов — Духовная иерархия — Третий ранг: духи несовершенные —Второй ранг: духи добра, благие духи.— Первый ранг: духи чистые, собственно духи — Прогрессирование духов — Ангелы и демоны
§ 18. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИРОДА ДУХОВ
76. Какое определенье можно дать духам?
“Можно сказать, что духи суть разумные существа мироздания. Они населяют Вселенную за пределами матерьяльного мира.”
77. Духи, являются ли они существами отдельными от Божества, либо же они не более чем истечения (эманации) или части Божества и называются по этой причине сынами или детьми Божьими?
“Бог создает их точно так же, как человек, создающий какую-то машину, они — Его создания: машина эта есть произведение человека, но не он сам. Ты знаешь, что когда человек создает какую-то прекрасную, полезную вещь, то он называет ее своим детищем, своим творением. Так вот! так же обстоит оно и с Богом: мы дети Его, поскольку мы Его творения.”
78. Есть ли у духов начало существования или же они, как и Бог, существуют извечно?
“Если бы духи совсем не имели начала существования, то они были бы равны Богу, тогда как в действительности они суть Его создания и подчинены Его воле. Бог существует извечно, это неоспоримо; но мы не можем знать, когда и как Он создал нас. Ты можешь сказать, что у нас нет начала существования, если под этим ты' подразумеваешь то, что Бог, будучи вечен, должен был создавать беспрерывно; но что до того, когда и как каждый из нас был создан, то я повторяю: никто этого не знает, это и есть тайна.”
79. Поскольку во Вселенной есть два главных элемента: духовный и матерьяльный, то можно ли сказать, что Духи образованы духовным элементом, как тела физические образованы элементом матерьяльным?
“Очевидно: духи суть индивидуализация разумного начала, как тела суть индивидуализация начала матерьяльного: а что неизвестно, так это время и способ их образования.”
80. Сотворенье духов, является ли оно процессом постоянным или же оно имело место лишь в отдаленные времена?
“Оно постоянно, Бог никогда не прекращал творить.”
81. Образуются ли духи самопроизвольно, либо же они происходят друг от друга?
“Бог создает их, как и все другие существа, Своею волею; но еще раз — происхожденье их есть тайна.”
82. Точным ли будет сказать, что духи нематерьяльны?
“Как можно определить что-то, когда нет слов для сравнения и язык несовершенен? Слепорожденный, разве может он определить свет? „Нематерьяльны" не то слово; „бестелесны" было бы более точно, ибо ты должен понимать, что раз дух есть создание, то он должен быть чем-то: это материя утонченная, но не имеющая подобий для вас, и настолько эфирная, что не может воздействовать на ваши органы чувств.”
+ Мы говорим, что духи нематерьяльны, потому что их сущность отличается от всего, что мы знаем под именем материи. Народ, лишенный глаз, совсем не имел бы слов, чтобы выразить свет и его свойства. Слепорожденный полагает, будто он все воспринимает через слух, обоняние, вкус и осязание, он не понимает: идей, которые дали бы ему понятие о недостающем ощущении. Точно так же и мы для сверхчеловеческих существ настоящие слепцы. Мы можем определить их лишь посредством сравнений, всегда несовершенных, или усилием нашего воображения.
83. Имеет ли существование духов какой-то конец? Мы понимаем, что начало, из коего они исходят, вечно, но мы спрашиваем, имеет, ли их индивидуальность какой-то предел своему существованью, и не рассеивается ли через какое-то время элемент, из которого они образованы, и не возвращается ли он в свой источник, как это имеет место для тел матерьяльных. Трудно понять, чтобы вещь, имеющая начало, никогда не смогла бы кончиться.
“Есть много вещей, которых вы не понимаете, потому что ум ваш ограничен, но это не повод, чтобы их отвергать. Ребенок не понимает всего, что понимает его отец, а невежда не понимает всего, что понимает ученый. Мы говорим тебе, что существование духов никогда не кончается: это все, что мы можем сказать сейчас.”
§ 19. НОРМАЛЬНЫЙ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ МИР
84. Составляют ли духи мир отдельный, за пределами того, коий мы видим?
“Да, мир духов или бестелесных умов.”
85. Который из двух, мир спиритический или мир физический, главенствует в природе вещей?
“Спиритический мир: он предсуществует и переживает все.”
86. Ухудшилась ли бы сущность мира спиритического, если бы мир физический перестал существовать или никогда не существовал?
“Нет, нисколько; они независимы, и все же их взаимосвязь непрестанна, ибо они непрестанно влияют друг на друга.”
87. Занимают ли духи в Космосе какое-то определенное и ограниченное пространство?
“Духи есть повсюду: бесконечные пространства населены ими до бесконечности. Постоянно вокруг вас есть те из них, которые наблюдают за вами и воздействуют на вас без вашего ведома, ибо духи суть одна из сил природы и орудия, коими пользуется Бог для выполнения Своих божественных замыслов; но не все из них могут быть всюду, ибо есть места, запретные для малоразвитых.”
§ 20. ФОРМА И ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ ДУХОВ
88. Обладают ли духи определенной, ограниченной и постоянной формой?
“На ваш взгляд, нет: на наш, да; это, если вам угодно, некое пламя, свечение или эфирная искра.”
— Эти пламя или искра, обладают ли они каким-либо цветом?
“Для вас он колеблется от самого темного до рубинового сияния, в зависимости от того, насколько чист или нечист дух.”
+ Обыкновенно гениев (духов) изображают с пламенем над головой или звездой во лбу: это аллегория, напоминающая о главной черте природы духов. Пламя это помещают над головой, потому что там средоточие ума*.
89. Затрачивают ли духи какое-то время на то, чтобы преодолеть пространство?
“Да, но самое незначительное, ибо они передвигаются со скоростью мысли.”
— Мысль не есть ли сама душа, которая перемещается?
“Когда мысль устремлена куда-то, то и душа находится там же, поскольку именно душа мыслит. Мысль есть свойство ее.”
90. Дух, коий переносится из одного места в другое, сознает ли он то расстояние, через которое проносится, и пространства, пересекаемые им; или же он сразу и вдруг оказывается в том месте, в которое хочет попасть?
“И то и другое; дух вполне может, если хочет, осознать преодолеваемое им расстояние, но также. расстояние это может полностью стереться в его сознании; это зависит от его воли, а также от большей или меньшей очищенности его природы.”
91. Является ли материя препятствием для духов?
“Нет, они проходят сквозь все: воздух, земля, вода, даже огонь им равно доступны.”
92. Обладают ли духи даром вездесущности: другими словами, один и тот же дух, может ли он разделиться, т. е. существовать в нескольких точках пространства одновременно?
“Не может быть разделения одного и того же духа: но каждый есть очаг света, лучащийся во все стороны, и именно поэтому может показаться, будто он находится сразу в нескольких местах. Ты видишь солнце, оно одно, и все же оно облучает все кругом и посылает лучи свои очень далеко; тем не менее оно не разделяется.”
— Все духи лучатся с одинаковой ли силой?
“Далеко не так; это зависит от степени их чистоты.”
+ Всякий дух есть неделимое единство, но каждый из них может направить свою мысль в разные места, не разделяясь для этого. Только лишь в этом смысле следует понимать дар вездесущности, приписываемый духам. Такова искра, посылающая вдаль свой свет, ее могут заметить со всех точек горизонта. Таков еще и человек, который, не меняя своего положения и не разделяясь, может передавать распоряжения, знаки и движение в разные точки пространства.
______
* Нимб как символ святости есть знак принадлежности уже не к миру человеческому, но к миру Духов. (И. Р.)
§ 21. ПЕРИСПРИТ
93. Дух как таковой, облачен ли он во что-нибудь, т. е. окружен ли он каким-либо веществом, как указывают некоторые?
“Дух представится тебе завернутым в некое легкое, эфирное вещество, которое, однако, еще очень грубо для нас; но все же оно достаточно эфирно для того, что бы подняться в атмосферу и перенестись куда угодно.”
+ Как зародыш плода окружен оболочкою (периспермом), так и дух как таковой окружен некой оболочкой, которую по подобию можно назвать “периспритом”.
94. Где дух заимствует свою полуматерьяльную оболочку?
“Во вселенском флюиде каждой планеты. Вот почему она неодинакова во всех мирах; переходя от одного мира к другому, дух меняет оболочку, как вы переодеваете платье.”
— Таким образом, когда духи. обитающие в мирах высших, приходят к нам, то они заимствуют перисприт более грубый?