505. Духи-заступники, называющиеся именами известными, всегда ли они действительно те, чьи имена они носят? ,
"Нет, но они носят имена духов, которые им симпатичны и по приказу которых они часто и приходят. Вам нужны имена, вот они и берут себе такое имя, какое внушает вам доверие. Ведь когда вы не можете сами лично выполнить какую-то задачу, вы посылаете вместо себя кого-то иного, который будет действовать от вашего имени."
506. Когда мы будем в духовной жизни, то узнаем ли мы там своего духа-покровителя?
"Да, ибо зачастую вы знали его и прежде, до своего воплощения."
507. Все ли духи-покровители принадлежат обязательно к классу духов высших? Могут ли среди них быть те, что относятся к классу среднему? Может, например, отец стать духом-хранителем своего ребенка?
"Он может это, но покровительство предполагает определенную степень возвышения, а также, сверх того, некую власть или добродетель по отпущению Божию. Отцу, оберегающему своего ребенка, самому может при этим помогать дух более высокий."
508. Духи, покинувшие землю в условиях сравнительно благоприятных, всегда ли они могут защитить тех, кого любят и кто остался жить на земле после них?
"Их силы более или менее ограничены: положение, в котором они находятся, не всегда предоставляют им полную свободу действий."
509. Люди нравственно неполноценные и дикари также имеют своих духов-хранителей? Если да, то принадлежат ли эти духи к столь же высокому рангу, как и духи-хранители людей достаточно продвинутых?
"При каждом человеке есть дух, недремно бдящий над ним, но орудие должно соответствовать матерьялу, коий ему обрабатывать. Ведь вы же не поручите ребенка, задача которого всего лишь научиться читать, преподавателю философии? Прогресс духа-покровителя следует за прогрессом духа его подопечного. Так сами вы, имея при себе высшего духа, бодрствующего над вами, можете, в свою очередь, стать духом-хранителем того духа, что стоит ниже вас, и успехи, которых вы поможете ему добиться, будут способствовать также и вашему продвижению. Бог не требует от духа большего, нежели то, что могут дать его природа и степень развитости, коией он достиг."
510. Когда отец, опекающий своего ребенка, сам вновь воплощается, то продолжает ли он опекать его?
"Это уже труднее, но в миг высвобождения он просит одного из симпатизирующих ему духов посодействовать ему в этом деле. Духи, однако, берут на себя лишь те задачи, коие они могут довести до конца. Воплощенный дух, особенно в мирах, существование в которых матерьяльно, весьма сильно подчинен своему телу, чтобы смочь целиком отдаться подобной задаче, т. е. оказывать личное содействие; и поэтому те, кто недостаточно продвинуты, сами оказываются пособляемы духами, стоящими выше их, таким образом, что если один из них по какой-либо причине отсутствует, то его замещает другой."
511. Помимо духа-хранителя, не прикреплен Ли к каждому человеку также и какой-либо злой дух, ради того, чтобы подталкивать его ко злу и тем доставить ему возможность делать выбор между добром и злом?
"„Прикреплен" не то слово. Правда то, что злые духи стремятся отвратить от верного пути всякий раз, как им к тому представляется случай; но когда один из них прикрепляется к какому-либо человеку, то делает он это по собственному почину, так как надеется, что тот будет его слушать; тогда и происходит борьба между добрым и злым, и тот в ней побеждает, кому человек позволяет взять верх над собой."
512. Может ли у нас быть несколько духов-заступников?
"У каждого человека всегда есть симпатизирующие ему духи, более или менее продвинувшиеся, которые питают к нему привязанность и интересуются им и его делами, равно как имеются при нем и такие духи, кои пособляют ему во зле."
513. Симпатизирующие духи, действуют ли они в силу некоего назначения?
"Иногда они могут иметь некоторое временное назначение; но чаще всего их привлекает сходство мыслей и чувств, как в добре, так и во зле."
— Так выходит, что симпатизирующие духи могут быть как благими, так и злыми?
"Да, человек всегда найдет симпатизирующих ему духов, каков бы ни был его характер."
514. Близкие, родственные духи, те ли это самые духи, которые симпатизируют человеку и оберегают его?
"Есть много оттенков как в оберегании, так и в симпатии; так что называйте их как хотите. Близкий, родственный дух — это скорее друг дома."
+ Из этих объяснений, а также замечаний, сделанных по поводу природы духов, привязанных к человеку, можно сделать следующие выводы:
1) дух-заступник, ангел-хранитель или добрый гений — это тот, кто имеет своей задачей следовать за человеком по жизни и помогать ему в развитии его; природа этого духа всегда превосходна в отношении природы подопечного;
2) близкие, родственные духи связаны с определенными людьми узами более или менее длительными для того, чтобы быть им полезными в пределах своих сил, часто довольно ограниченных; они добры, но иногда мало продвинуты и даже немного легкомысленны; они охотно занимаются потребностями личной жизни и действуют лишь по приказу и с позволения духов-хранителей;
3) симпатизирующие духи — это те, которых привлекают к нам какие-то особые привязанности и определенное сходство вкусов и чувств в добре, как и во зле; продолжительность их отношений почти всегда подчиняется обстоятельствам;
4) злой гений есть несовершенный или извращенный дух, привязавшийся к человеку с целью отвратить его от добра; но он действует по собственному побуждению, а не в силу того, что перед ним была поставлена такая задача; его упорство находится в прямой зависимости от степени легкости, с которой он добивается своего: человек же всегда волен слушать его голос или духа этого от себя оттолкнуть.
515. Что следует думать о людях, которые словно бы привязываются к некоторым лицам с тем, чтобы неуклонно подталкивать их к их гибели, или с тем, чтоб вести их по пути блага?
"Некоторые люди действительно словно бы зачаровывают других, и чары их кажутся необоримы. Когда это происходит ради зла, то это суть духи злые, коих пользуют другие злые духи, чтобы лучше порабощать. Бог может позволить это, дабы испытать вас."
516. Наш добрый и злой гений, могли бы они воплотиться, для того чтобы сопровождать нас в жизни более прямым образом?
"Это имеет место иногда; но часто также они нагружают этой задачей других воплощенных духов, каковые им симпатичны."
517. Есть ли такие духи, которые привязываются к целой семье с тем, чтобы оберегать ее?
"Некоторые духи питают привязанность к членам одной и той же семьи, которые живут вместе и связаны любовью, но не верьте в духов-хранителей национальной гордости."
518. Так как духов привлекает к людям их симпатия, то не происходит ли с ними то же в отношении собраний людей, вызванных какими-либо конкретными делами?
"Духи в основном бывают там, где находятся подобные им; там они ощущают себя более в своей стихии и более уверены, что их послушают. Человек привлекает к себе духов в зависимости от своих склонностей, будь он один или составляет некое коллективное целое, как, например, общество, город или народ. Есть, стало быть, общества, города и народы, которым пособляют духи, более или менее высокие в зависимости от характера и страстей, в них господствующих. Несовершенные духи отдаляются от тех, кто их отвергает: из этого следует, что нравственное совершенствование всех коллективов, как и нравственное совершенствование отдельных людей, ведет к удалению злых духов и привлечению духов благих, кои возбуждают и поддерживают чувство добра в массах, как другие могут раздувать в них дурные страсти."
519. Скопления людей, такие, как общества, города, нации, имеют ли они своих особых духов-хранителей?
"Да, ибо эти собрания суть коллективные индивидуальности, идущие к общей цели и нуждающиеся в высшем руководстве."
520. Духи-водители масс, более ли они высокой природы, нежели духи, опекающие отдельных людей?
"Все относительно степени развитости как масс, так и этих отдельных людей."
521. Могут ли некоторые духи способствовать прогрессу искусства, покровительствуя тем, кто занимается им?
"Есть особые духи-хранители, пособляющие тем, кто вызывает их. когда эти духи сочтут вызывающих такой помощи достойными: но что бы они стали делать с теми, кто почитают себя за то, чем они никак не являются? Духи не отверзают ни глаз слепым, ни ушей глухим."
+ Древние делали их особыми божествами: Музы были не чем иным, как аллегорическими олицетворениями духов-хранителей науки искусств, подобно тому как под ларами и пенатами они разумели духов - хранителей домашнего очага и семьи. У современных народов искусства, различные роды деятельности, города, страны также имеют своих покровителей-заступников, каковые суть не кто иные как высшие духи, хотя и выступают они под иными именами.
Так как у каждого человека есть симпатизирующие ему духи, то из этого следует, что в коллективных целых общность симпатизирующих духов находится в связи с общностью индивидов;, что посторонние духи привлекаются туда сходством мыслей и вкусов: словом, следует сказать, что эти объединения, так же как и отдельные люди, более или менее хорошо окружены, пособляемы и подвержены влияниям в зависимости от характера мыслей большинства.
У народов причинами, привлекающими духов, являются их нравы, привычки, преобладающий в народе характер, в особенности же законы, потому как характер нации отражается в ее законах. Люди, устраивающие меж собой торжество справедливости, побеждают тем самым влияние злых духов. Повсюду, где законы освящают вещи несправедливые, противоположные человечности, там благие духи находятся в меньшинстве, а все притекающая масса, злых поддерживает нацию в плену господствующих над нею идей и парализует частичные благие влияния, кои рассеиваются в толпе, словно редкие зерна, разбросанные среди шипов. Изучая нравы народов или собраний людей, нетрудно составить себе понятие об оккультном населении, каковое вторгается в их мысли и дела и через них проявляется.*
_______
* Данные строки, в частности, прекрасно описывают то, что в течение семи десятков лет творилось в стране серпа и молота. (И. P.)
§ 76. ПРЕДЧУВСТВИЯ
522. Всегда ли предчувствие является неким предупреждением, исходящим отдуха-заступника?
"Предчувствие — это задушевный и оккультный совет, подаваемый каким-либо духом, желающим вам добра. Он также и в интуиции выбора, который делается человеком; это голос инстинкта. Дух, пред тем как воплотиться, имеет знание основных фаз своего существования, т. е. рода испытаний, в которые он вступает; если эти последние имеют характер ярко выраженный, то он внутри себя сохраняет об этом определенное впечатление, и впечатление это, будучи голосом инстинкта, пробуждаясь перед наступлением назначенного часа, становится предчувствием."
523. Предчувствия и голос инстинкта всегда несколько смутны, неопределенны: что должны мы делать, когда у нас нет уверенности?
"Когда ты в неопределенности, обратись к своему благому духу или молись господу, единому для нас всех отцу, о том, дабы он ниспослал тебе одного из вестников своих, т. е. одного из нас."
524. Предупреждения наших духов-хранителей, имеют ли они своей единственной целью нашу духовную жизнь или же также поведение, коего нам следует держаться в делах частной жизни?
"Все это; как бы вы могли разделить эти вещи? Они стараются сделать так, чтобы вы жили наилучшим из всех возможных образом, но вы часто предпочитаете не слышать благих предупреждений, и вы несчастны по собственной вине."
+ Духи-покровители помогают нам своими советами через голос совести, которым они говорят в нас: но так как мы не всегда придаем этому должное значение, то они дают нам и более прямые указания, пользуясь для этого людьми, нас окружающими.
Пусть каждый проанализирует различные обстоятельства своей жизни, как счастливые, так и несчастные, и он увидит, что всегда получал советы, коими, однако, не всегда пользовался и которые могли бы уберечь его от множества неприятностей, если б он им последовал.
§ 77. ВЛИЯНИЕ ДУХОВ НА СОБЫТИЯ ЖИЗНИ
525. Оказывают ли духи какое-либо влияние на события жизни?
"Конечно, ведь они же подают тебе советы."
— Оказывают ли они влияние это как-нибудь еще, помимо мыслей, коие они внушают, т. е. обладают ли они непосредственным, прямым влиянием на совершающиеся события?
"Да, но они никогда не действуют за пределами законов природы."
+ Мы ошибочно представляем, себе, будто действие духов должно проявляться только посредством чрезвычайных феноменов: нам бы хотелось, чтобы они приходили с помощью чудес, и мы всегда воображаем их себе вооруженными волшебной палочкой. Между тем ничего подобного нет: вот почему вмешательство их и представляется нам оккультным, и то, что делается при их содействии, кажется нам совершенно естественным. Так, например, они производят встречу двух людей, которым покажется, будто они встретились случайно: они внушают кому-то, мысль пройти по такому-то или такому-то месту; они привлекут его внимание к тому или иному обстоятельству, если это должно привести к результату, коего они желают добиться; и в итоге окажется, что человек, будучи уверен, что он следует своему собственному побуждению, сохраняет тем самым свободу своей воли.
526. Поскольку духи оказывают воздействие на материю, то могут ли они оказать определенное влияние с тем, чтобы вызвать совершение какого-либо события? Например, какой-либо человек должен погибнуть: он поднимается по лестнице, лестница обламывается и человек погибает; не духи ли вызывают облом этой лестницы для того, чтобы исполнилась судьба этого человека?
"Совершенно верно то, что духи имеют действие на материю, но они имеют его ради исполнении законов природы, а не для того, чтобы нарушать их, заставив в какой-то определенный миг свершиться событие, неожиданное и противоположное этим законам. В примере, который ты приводишь, лестница треснула оттого, что была трухлява, или оттого, что прочность ее была недостаточна, чтобы выдержать вес данного человека; если судьба этого человека — погибнуть таким образом, то они внушат ему мысль подняться по этой лестнице, которая должна будет обломиться под его весом, и смерть его будет иметь вид самый естественный и не окажется надобности делать ради этого какое-то чудо."
527. Возьмем другой пример, где естественное состояние материи ни при чем, такой случай, когда человека убивает молния: он прячется от дождя под деревом, вспыхивает молния — и он оказывается убит. Могли ли духи вызвать молнию и направить ее на него?
"Это то же самое. Молния вспыхнула над этим деревом в этот самый миг, потому что так должно было случиться по законам природы: молния не была направлена на это дерево, потому что под ним находился человек, но человеку была внушена мысль укрыться под тем деревом, в которое должна будет ударить молния: ибо дерево было бы поражено молнией независимо от того, стоял или не стоял под ним человек."
528. Злонамеренный человек бросает в кого-либо какой-то предмет, который лишь слегка задевает его, но не поражает. Может ли это произойти оттого, что некий благожелательный дух отклонил этот предмет в сторону?
"Если человек не должен быть поражен, то благожелательный дух внушит ему мысль отойти в сторону или же он сможет так повлиять на зрение его недруга, что тот прицелится плохо; ибо предмет, будучи брошен, летит по той траектории, которой он должен пролететь."
529. Что следует думать о заколдованных пулях, упоминаемых в некоторых легендах, каковые будто бы всегда попадают в цель?
"Чистейший вымысел; человек обожает чудеса и не довольствуется одними только чудесами природы."
— Духи, направляющие события жизни, могут ли они встретить противодействие со стороны тех духов что желают противоположного?
"То, чего желает Бог, должно быть; если происходит задержка или возникла помеха, то это по воле Его."
530. Не могут ли все эти мелкие затруднения, выступающие наперекор нашим планам, а также разлад наших предвидений быть вызваны легкомысленными и насмешливыми духами; словом, не являются ли они творцами того, что в обиходе называется „мелкими невзгодами жизни человеческой"?
"Они весьма любят эти дрязги, которые для вас объективно являются испытаниями, упражняющими ваше терпение: но они оставляют это дело, когда видят, что ничего не добиваются. Однако было бы несправедливо и неточно возлагать на них все ваши просчеты, главными изготовителями коих являетесь вы по собственной ветрености и оплошности, ибо можешь быть уверен, что коль твоя посуда бьется, то это скорее проявление твоей личной неловкости, нежели ловкости духов."
— Духи, вызывающие различные неприятности, поступают ли они так в силу враждебности к данному человеку, или же они просто нападают на первого встречного, без определенной причины, из одной только злобы?
"И то, и другое; иногда это бывают враги, которых вы наживаете себе в этой жизни или в какой иной и кои преследуют вас: в иной раз это происходит и без всякого повода."
531. Недоброжелательство тех, кто причинял нам зло на земле, угасает ли оно вместе с их физической жизнью?
"Часто они признают свою несправедливость и то зло, которое они причинили; но часто также их враждебность к вам сохраняется, и тогда они продолжают преследовать вас, если Бог дозволяют это для дальнейшего испытания вашего."
— Можно ли положить этому конец, и каким образом?
"Да, можно молиться за них, и если воздавать им добром за зло, то они в конце концов начинают понимать свою неправоту: в общем же, если суметь поставить себя выше их происков, то они оставляют в покое, как только видят, что ничего преследованиями своими не добиваются."
+ Опыт показывает, что некоторые духи продолжают свою месть из одного существования в другое и что, таким образом, обидчик рано или поздно искупает те обиды, которые он кому-либо нанес.
532 Есть ли у духа сила отводить несчастья т некоторых людей и привлекать к ним благополучие?
"Не целиком, ибо есть несчастья, возложенные на них Провидением: но они ослабляют ваши муки, сообщая вам терпение и смирение. Знайте также, что часто от вас зависит отвернуть от себя все эти несчастья и беды или по меньшей мере ослабить их: Бог даровал вам ум, чтобы вы им пользовались, и именно в этом духи в особенности приходят вам на помощь, Внушая мысли благие: но они помогают лишь тем, кто умеет сам помочь себе; в этом смысл слов: „Ищите да обретете: толцыте, да отверзется вам".
Знайте еще и то, что кажущееся вам злом не всегда есть зло: зачастую из него выходит добро, большее этого зла, и вот как раз этого-то выи не понимаете, ибо помышляете лишь о наличествующем миге или о собственной персоне."
533. Могут ли духи помочь в получении тех даров, которые доставляет богатство, если их об этом просят?
"Иногда да, и в качестве испытания, но чаще всего они отказывают в этом, как вы отказываете ребёнку, захотевшему того, чего не следует."
— Благие или же злые духи удовлетворяют такие просьбы?
"И те, и другие; это зависит от намерения: но чаще всего это духи, желающие вовлечь вас во зло и обретшие для этого легкое средство в тех наслаждениях, какие доставляет богатство."
534 Когда обстоятельства словно роковым образом противятся нашим планам, то не происходит ли это из-за влияния какого-либо духа?
"Иной раз это духи, другой, и чаще всего, ваша собственная неловкость. Ваши положение и характер имеют большое влияние. Если вы упорствуете не на своем поприще, то духи здесь ни причем: вы сами себе злые гении."
535. Когда с нами случается какое-либо счастливое событие, то нашего ли духа-хранителя должны мы благодарить?
"Благодарите в особенности Господа Бога, без позволения Его ничего не происходят, затем благих духов, Его исполнителей."
. — Что происходит, если не поблагодарить Его?
"То, что происходит с неблагодарными."
— И однако есть люди, которые и не молятся, и не благодарят, но во всем преуспевают?
"Да, но нужно видеть конец: они весьма дорого заплатят за мимолетное счастье, которого не заслуживают. ибо чем более они получают, тем более им придется отдавать."
§ 78. ДЕЙСТВИЕ ДУХОВ НА ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
536. Великие явления природы, какими являются, например, волнения стихий, вызваны ли они случайными причинами или же у них у всех есть цель, определенная Провидением?
"У всего сущего есть своя причина, благодаря которой оно и есть, и ничего не происходит без соизволения Божьего."
— Всегда ли явления эти имеют объектом своим человека?
"Иногда возникновение их непосредственно связано с человеком, но часто также у них нет иной цели, кроме как восстановление равновесия и гармонии физических сил природы."
— Мы прекрасно понимаем, что воля Божия является первопричиной как в этом, так и во всем прочем; но поскольку нам известно, что духи оказывают воздействие на материю и что они являются проводниками Божьей воли, то мы спрашиваем, не оказывают ли некоторые из них какого-то влияния на стихии, чтобы возбуждать эти последние, успокаивать и направлять.
"Но ведь это же совершенно ясно; или вы полагаете, будто может быть как-то иначе? Бог не занимается прямым влиянием на материю; у Него есть преданные исполнители на всех ступенях иерархии миров."
537. Мифология древних целиком основана на спиритических идеях с той лишь разницей, что они рассматривали духов как богов; и они представляют нам этих богов или духов наделенными особыми правами и обязанностями; так, одни заведовали ветрами, другие — молнией, третьи покровительствовали земледелию и т. д.: лишена ли такая вера основания?
"Она настолько не лишена основания, что даже еще не охватывает всей истины целиком."
— По этой же причине могут быть и духи, обитающие внутри Земли и направляющие геологические процессы?
"Эти духи не живут буквально в подземелье, но они направляют и руководят в согласии со своими обязанностями теми вещами и процессами, кои находятся в их ведении. Однажды у вас будет объяснение этих явлений, и тогда вы сможете лучше понять их."
538. Духи, направляющие явления природы, составляют ли они особую категорию в духовном мире; являются ли они существами отдельными от всех прочих или же это духи, которые были воплощены, как и мы?
"Это духи, которые будут или уже были воплощены."
— Принадлежат ли эти духи к высшим или же к низшим рангам духовной иерархии?
"Это определяется. тем, насколько роль их матерьяльна или разумна; одни приказывают, другие исполняют; те, кто производят матерьяльные явления, принадлежат всегда к низшему рангу, как среди духов, так и среди людей."
539. В производстве некоторых явлений, бурь например, участвует ли какой-то один дух или же они соединяются всей массой?
"Неисчислимыми массами."
540. Духи, оказывающие влияние на природные явления, действуют ли они со знанием дела по собственной воле или в силу какого-то инстинктивного и бездумного побуждения?
"Одни —- да, другие — нет. Возьму такое сравнение: представь себе мириады животных, что строят в море острова и архипелаги; думаешь ли ты, будто за всем этим не стоит цель, намеченная Провидением, и что это преобразование поверхности земного шара не является необходимым для всеобщей гармонии? Между тем вещи эти совершаются животными, которые стоят на самой низшей ступени развития и заботятся лишь о собственных нуждах, не имея ни малейшего понятия о том, что они суть орудия Божьи. Так вот! Так же точно самые низшие духи полезны целому; в то время как они примеряются к жизни, и прежде чем у них возникнет полное сознание своих поступков и свободы своей воли, они воздействуют на некоторые явления, студиями для исполнения коих они являются, не подозревая об этом; сначала они просто исполнители: позднее, когда разовьется их ум, они будут приказывать и направлять вещи мира матерьяльного; еще позднее они смогут направлять вещи мира морального. Таким вот образом все служит, все связуется в природе, от изначального атома до архангела, который сам начинал, будучи атомом; изумительный закон гармонии, всеохватывающую целостность коего пока что не может охватить ограниченный дух ваш."
§ 79. ДУХИ ВО ВРЕМЯ БИТВ
541. Когда происходит сражение, то с каждой ли стороны присутствуют духи, которые ей пособляют и ее поддерживают?
"Да, и которые укрепляют ее бесстрашие."
+ Именно так когда-то древние изображали богов, принимающих сторону того или иного народа. Боги эти были не чем иным, как духами, изображаемыми в аллегорических образах.
542. На войне справедливость ведь находится всегда только с одной стороны: как же духи могут встать на сторону того, кто не прав?
"Вам же прекрасно известно, что есть духи, стремящиеся лишь к разладу и разрушению; для них война есть война: правота дела их мало трогает."
543. Могут ли некоторые духи повлиять на полководца в его замыслах и планах кампании?
"Без всякого сомнения, духи могут влиять на эти замыслы, как и на всякие иные."
544. Могли бы злые духи подтолкнуть полководца на осуществление операций, ведущих к его поражению?
"Да, но разве у него нет своей воли и свободы? Если его рассудок не позволяет ему отличить идею истинную от ложной, то он испытывает на себе последствия этого, и ему было бы лучше не отдавать приказы, но быть рядовым исполнителем."
545. Может ли полководец быть иногда направляем своего рода „вторым зрением", наитивным зрением, каковое заранее показывает ему результат его операций?
"Именно так оно часто и происходит у гения: это то, что он называет „вдохновением" и что позволяет ему действовать с определенного рода уверенностью; это вдохновение приходит ему от духов, руководящих им и использующих для дела способности, коими он одарен."
546. Что становится с духами тех, кто погибает в пылу боя? Интересуются ли они еще сражением после своей смерти?
"Некоторые из них интересуются, другие же удаляются от этого места."
+ На поле битвы происходит то же, что имеет место во всех случаях насильственной смерти: в первый миг дух удивлен и как бы оглушен, ему не верится, что он мертв — ему все кажется, будто он все еще участвует в сражении: лишь понемногу действительность открывается ему.
547. Духи, которые сражались друг с другом, будучи людьми, признают ли они врагов друг в друге и после смерти и все так же ли исполнены они взаимного ожесточения?
"В такие минуты дух никогда не сохраняет хладнокровия. В первый миг он может еще яриться на своего неприятеля и даже преследовать его; но когда он собирается с мыслями, то видит, что возбуждение его более беспредметно: однако он все еще более или менее сохраняет следы его в зависимости от своего характера."
— Слышит ли он еще шум оружия?
"Да, вполне."
548. Дух, невозмутимо присутствующий при сражении как зритель, был бы он свидетелем отделения души от тела, и в каком виде явление это ему бы представилось?
"Мало бывает смертей совершенно мгновенных. Большую часть времени дух, тело которого получило смертельное ранение, пока что не сознает этого; когда он начинает узнавать самого себя, то тогда можно различить дух, двигающийся рядом со своим трупом: это представляется столь естественным, что вид мертвого тела не производит никакого неприятного впечатления, поскольку вся жизнь переносится в дух, то он один и привлекает внимание; с ним именно ведется беседа или ему отдаются приказы*."
________
* См. у А. Дюма ("Десять лет спустя") описание смерти виконта де Бражелона. Мимоходом надо отметить, что этот автор, равно как и многие другие писатели (В. Гюго, Т. Готье, Г. Р. Хаггард, Р. Л. Стивенсон, А. Конан-Дойль), был сторонником спиритизма, и поэтому соответствующие события и описания встречаются на страницах его романов. (И. Р.)
§ 80. ДОГОВОРЫ С НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ
549. Есть ли доля истины в рассказах о договорах, которые заключаются с духами зла?
"Нет, таких договоров нет, но есть злая природа, симпатизирующая злым духам. Например: у тебя есть желание мучить своего соседа, но ты не знаешь, как за это. взяться: тогда ты призываешь к себе низших духов, которые, как и ты, жаждут лишь зла, и за свою помощь тебе они желают, чтобы ты служил им в их злых замыслах; но из этого не следует, что твой сосед не сможет освободиться от них с помощью противоположных заклинаний и своей воли. Тот, кто хочет совершить злое дело, тем самым призывает себе на помощь духов злых; и тогда он вынужден служить им, как и они служат ему, ибо они также нуждаются в нем ради зла, какое они хотят совершить. В этом только и заключается „договор с темными силами"
+ Зависимость от низших духов, в каковой человек иногда оказывается, происходит от его приверженности дурным мыслям, коие они ему внушают, а не от каких-либо договорных обязательств между ними и им „Договор" в обиходном смысле, придаваемом этому слову, есть аллегория, обрисовывающая злую природу, симпатизирующую злотворным духам.