“Не всегда сразу; духу нужно время, чтобы сделать. новый выбор, если только неудавшееся воплощение не было намечено, таковым заранее.”
350. Дух, будучи раз соединен с телом ребенка и когда от него уже нельзя отказаться, сожалеет ли он о сделанном им выборе?
“Хочешь ли ты сказать, что он жалуется, как человек, на жизнь, которою обладает? Не хотелось ли ему бы жить другой жизнью? Да, если бы он сожалел о сделанном им выборе? но он ведь не знает, что это он сам избрал себе такую жизнь. Дух, будучи раз воплощен, не может сожалеть о выборе, который он теперь не сознает как сделанный Им; но он может найти, что бремя слишком тяжело, и если он сочтет его превышающем его силы, то тогда прибегает к самоубийству.”
351. В промежутке от зачатия до рождения пользуется ли дух всеми своими способностями?
“Более или менее, в зависимости от периода, поскольку он еще не воплощен, а только соединен. С мига зачатия тревога начинает овладевать духом, а это предупреждает о том, что близится мгновение, когда придется начать новое существование; тревога эта все возрастает до самого рождения: в этом промежутке его состояние приблизительно соответствует состоянию воплощенного духа во время сна тела; по мере того как приближается момент рождения, мысли его стираются, равно как и воспоминание о прошедшем, которого, вступив в жизнь, он более не сознает; но это воспоминание постепенно вернется, когда он будет в состоянии духа.”
352. В момент рождения сразу ли дух обладает полнотою своих возможностей?
“Нет, они развиваются постепенно вместе с органами. Для него это новая жизнь, и нужно, чтобы он научился пользоваться своими новыми орудиями: мысли понемногу возвращаются к нему, как это происходит у человека, пробуждающегося ото сна, когда он оказывается в положении, отличном от того, в каком он был накануне.”
353. Поскольку соединение духа и тела в зародыше не полно и окончательно устанавливается лишь после рождения, то можно ли считать, что зародыш имеет душу?
“Дух, который должен одушевить его, существует некоторым образом вне его; зародыш, стало быть, если говорить строго, не имеет души, поскольку воплощение еще только на пути осуществления; но он связан с той душой, которою должен обладать.”
354. Как следует понимать внутриутробную жизнь?
“Это жизнь прорастающего растения. Ребенок же живет жизнью животного. Человек содержит в себе жизнь животную и жизнь растительную, каковые он дополняет с рождения жизнью духовной.”
355. Есть ли, как на то указывает наука, дети, которые от лона матери не родились жизнеспособными; и с какой целью это имеет место?
“Это часто случается. Бог позволяет это как испытание либо для родителей, либо же для воплощающегося духа.”
356. Есть ли мертворожденные дети, которые не были предназначены для воплощения духа?
“Да, есть такие, которые никогда не имели духа, который должен был в них воплотиться: для них ничто не должно было произойти. И тогда ребенок этот является лишь для родителей*.”
— Может ли подобное существо достичь срока?
“Да, иногда, но и тогда оно не будет жить.” — Всякий ребенок, переживающий свое рождение, стало быть, обладает духом, коий в нем воплощен?
“Чем бы он был без него? Это не было бы человеческое существо.”
357. Каковы для духа последствия аборта?
“Это жизнь, которая не состоялась и которую надо начинать заново.”
358. Является, ли аборт преступлением, независимо от времени зачатия?
“Всегда есть преступление, как только вы преступаете закон Божий. Мать или кто иной всегда совершает преступление, отнимая у ребенка жизнь до его рождения, ибо это значит помешать душе вынести испытания, орудием коих должно быть данное тело.”
359. Если жизнь матери была бы в опасности из-за рождения ребенка, было бы преступным пожертвовать ребенком ради спасения матери?
“Лучше пожертвовать тем существом, которого нет, нежели тем, которое есть.”
360. Разумно ли ставить знак равенства между зародышем и телом ребенка, который уже живет?
“Во всем этом усматривайте волю Божью и дело Его; не будьте легкомысленны с вещами, коие вам должно уважать. Почему не уважать творения, каковые неполны порой по воле Создателя? Это входит в Его замыслы, о которых никому не дано судить.”
________
* Здесь имеются в виду не только мертворожденные дети, но и выкидыши. Это несчастье — тяжелое испытание для родителей. Именно в этом смысле и сказано, что ребенок тогда является лишь для них. (И. Р.)
§ 56. НРАВСТВЕННЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
361. Откуда приходят к человеку его нравственные качества, хорошие или дурные?
“Сее суть качества духа, воплощенного в нем; чем чище дух этот, тем более склонен человек к добру.”
— Из этого, видимо, следует, что хороший человек — воплощение благого духа, а порочный — духа дурного?
“Да; но скажи лучше, и так будет вернее, духа несовершенного, иначе можно было бы думать, будто дурные духи навсегда дурны, как те, кого вы называете „демонами".”
362. Каков характер индивидов, в которых воплощаются домовые и духи легкомысленные?
“Это ветреники, проказники, а порой и зловредные существа.”
363. Есть ли у духов страсти, не свойственные, людям?
“Нет, иначе бы они сообщили их и вам.”
364. Один и тот же ли дух сообщает человеку как нравственные качества, так и качества ума?
“Разумеется, один и тот же, и в зависимости от степени развитости, которой он достиг. Человек не имеет в себе двух духов.”
365. Почему люди очень умные, что должно бы означать, что в них живет высший дух, порой оказываются одновременно глубоко порочны?
“Это оттого, что воплощенный дух недостаточно чист, и человек уступает в таком случае влиянию других, более плохих духов. Дух прогрессирует едва ощутимым восходящим движением, но прогресс его не идет сразу во всех направлениях: в одно время он может продвинуться более в знании, в другое — в нравственности.”
366. Что думать о том мнении, будто различные умственные и нравственные способности человека являются результатом проявления множества разных духов, воплощенных в нем и обладающих каждый своим* особым свойством?
“Поразмыслив, нетрудно понять, что это нелепость. Дух должен обладать всеми способностями. Для того чтобы прогрессировать, ему нужна единая воля, и если бы человек был слагаемым разных духов, то этой бы воли не существовало и он бы потерял индивидуальность, поскольку при его смерти все эти духи разлетелись бы, словно стая птиц, вырвавшихся из клетки. Человек часто жалуется, что он не понимает некоторых вещей: курьезно при этом видеть, как он сам умножает свои трудности, когда под рукой у него имеется объяснение совсем простое и совершенно естественное. Это опять-таки принимать следствие за причину. В данном случае с человеком происходит то, что язычники делали с Богом. Они верили, что богов столько, сколько и явлений в природе, но и среди язычников были люди рассудительные, которые усматривали в этих явлениях лишь следствия одной и той же причины, каковая есть Бог единый.”
+ Мир физический и мир нравственный предлагают нам в этой связи множество сравнений. Раньше верили в существование множества видов материй, поскольку останавливались лишь на видимости явлений; сегодня же мы понимаем, что все эти явления при всем своем разнообразии вполне могут быть лишь видоизменениями единой изначальной материи. Так и различные способности суть проявления одной и той же причины, каковая есть душа, или воплощенный дух, а не множество душ, подобно тому как разные звуки органа суть различные производные одного и того же воздуха, а не такого же числа родов воздуха, сколько есть звуков. Не то из такой системы взглядов следовало бы, что^ когда человек утрачивает или приобретает некоторые способности, некоторые склонности, то это происходит-де оттого, что в него входит или из него уходит такое же количество духов, что сделало бы из него некое множественное существо, лишенное всякой индивидуальности, а следственно, и всякой ответственности. Помимо того, такой взгляд опровергается бесконечными примерами проявлений, в которых духи удостоверяют нам свою личность и тождественность.
§ 57. ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗМА
367. Дух, соединяясь с телом, отождествляет ли он себя с материей?
“Материя лишь оболочка духа, как одежда — оболочка тела. Дух, соединяясь с телом, сохраняет свойства своей духовной природы.”
368. Проявляется ли способность духа после соединения его с телом во всей их полноте?
“Проявление способностей зависит от органов, служащих орудиями этого проявления; они ослабляются грубостью материи.”
— В согласии с этим, материальная оболочка должна быть препятствием для свободного проявления способностей духа, подобно тому как матовое стекло препятствует свободному прохождению света?
“Да, к тому же весьма матовое.”
+ Можно еще сравнить действие грубой материи тела на дух с действием тинистой воды, которая сковывает свободу движений погруженного в нее тела
369. Подчинено ли свободное пользование способностями души развитию органов?
“Органы суть орудия проявления способностей души; это проявление находится в прямой зависимости от развитости и степени совершенства этих самых органов, подобно тому как качество работы зависит от качества инструментов, которыми ее выполняют.”
370. Можно ли из этой теории влияния органов вывести связь между развитостью мозговых органов и развитостью нравственных и интеллектуальных качеств?
“Не путайте причину со следствием. Дух всегда имеет способности, коие ему присущи; главное — это то, что не органы дают способности, но способности побуждают развитие органов.”
— В согласии с этим разнообразие склонностей у человека объясняется единственно положением, коего достиг дух?
“Сказать, что это „единственно", значит сказать не совсем точно; качество духа, который может быть более или менее развит, — это основа, суть: но следует учитывать и влияние материи, которая в той или иной мере сковывает проявление этих способностей.”
+ Воплощаясь, дух привносит некоторую предрасположенность, потребность в том или ином качестве, свойстве: и если допустить для каждой способности по отдельному органу, соотносящемуся с мозгом, то развитие этих органов будет следствием, а не причиной. Если бы способности имели свое начало в органах, то человек был бы попросту машиной, лишенной какой-либо воли и не способной отвечать за свои поступки. Нужно было бы допустить и то, что самые великие гении — ученые, поэты, художники — гениальны лишь потому, что случай предоставил им специфические органы, из чего уже следует, что без этих органов они бы никак не были гениями и что самый последний глупец мог бы достичь величины Ньютона, Вергилия или Рафаэля, если бы он был снабжен такими же органами: предположение еще более вздорное, если применить его к моральным качествам. Так, в согласии с этой системой, Св. Викентий Павел, если бы природа одарила его тем или иным органом, мог бы быть не святым, но злодеем: и самому величайшему злодею, окажется, недостает всего лишь одного органа, чтобы стать святым Викентием Павлом. Предположите же, наоборот, что специфические органы, коль таковые существуют, вторичны, что они развиваются упражнением способности, как мускулы укрепляются движением — и у вас не будет ничего иррационального. Возьмем самое тривиальное сравнение, сильное своей неоспоримостью. По некоторым физиономическим признакам вы без труда узнаете человека, подверженного выпивке; эти ли признаки делают его пьяницей, или же его пьянство приводит к появлению этих признаков? Можно сказать, что органы отмечены печатью проявляющихся через них способностей
§ 58. ИДИОТСТВО. БЕЗУМИЕ. СУМАСШЕСТВИЕ.
371. Мнение о том, будто у кретинов и идиотов душа низшего порядка, основательно ли оно?
“Нет, душа у них человеческая, зачастую более разумная, нежели вы полагаете, она страдает от недостаточности средств, каковыми располагает для того, чтобы сообщаться с вами, как немой страдает от того, что не может говорить.”
372. Какова цель Провидения при создании столь обездоленных существ, как кретины и идиоты?
“В телах идиотов живут наказанные духи. Эти духи страдают от принуждения, которое они испытывают, и от бессилия, в каковом находятся, чтобы проявиться посредством неразвитых или неисправных органов.”
— Стало быть, нельзя сказать, что органы никакого влияния на способности не имеют?
“Мы никогда и не говорили, будто органы не имеют влияния; влияние их на проявление способностей весьма велико, но они не дают самих этих способностей; в этом разница. Если хороший музыкант станет исполнять музыку на плохом инструменте, то настоящей музыки не получится, но это вовсе не помешает ему быть хорошим музыкантом.”.
+ Следует различать состояние нормальное и состояние патологическое. В нормальном состоянии духовный настрой преодолевает препятствие, которое ему воздвигает материя: но бывают такие случаи, когда материя оказывает настолько сильное сопротивление, что в результате духовные проявления оказываются скованы и искажены, как это происходит при слабоумии и сумасшествии: это патологические случаи, и так как в этом состоянии душа не пользуется полнотою своей свободы, то даже не всегда справедливый человеческий закон освобождает ее от ответственности за свои действия.
373. Какова может быть заслуга такого существования для идиотов или кретинов, которые не могут творить ни добра, ни зла и не могут развиваться?
“Это искупление, наложенное на них за злоупотребление некоторыми способностями; это время остановки движения.”
— Таким образом, тело идиота может заключать в себе дух, который в предыдущем существовании одушевлял гения?
“Да, гений порою становится бедствием, когда им злоупотребляют.”
+ Нравственное превосходство не всегда стоит в прямой связи с превосходством интеллектуальным, и величайшие гении могут иметь многое, что им должно искупить: существование часто низшее, чем то, которое они уже провели, и отсюда же причина их страданий: стеснения и препятствия, которые дух встречает в своих проявлениях, суть для него как бы цепи, сковывающие движения силача. Можно сказать, что кретин и идиот калечность свою имеют в своем мозге, так же как хромой — в своих ногах, а слепец — в глазах.
374. Идиот, будучи духом, сознает ли он свое умственное состояние?
“Да, очень часто он сознает его; он понимает, что цепи, сковывающие его выход, суть испытание или искупление.”
375. Каково положение духа в сумасшествии?
“Дух в свободном своем состоянии получает впечатления прямо и воздействует на материю непосредственно; но, будучи воплощен, он оказывается в условиях совершенно отличных от этого и в необходимости делать все это лишь при посредстве особых органов, Для того предназначенных. Стоит только некоторым из этих органов или всем им повредиться, как его действие и его впечатления в том, что касается этих органов, окажутся нарушенными. Если он потеряет глаза, то станет слеп; если слух, то сделается глух, и т. д. Представь теперь, что орган, возглавляющий проявление ума и воли, будет частично или полностью поврежден либо же изменен, и тебе нетрудно будет понять что так как дух имеет в своем распоряжении лишь органы несовершенные или природа коих извращена из этого должны следовать расстройство, разлад, каковые дух, сам по себе и внутри себя, прекрасно сознает, но которые он не властен устранить.”
— Тогда, выходит, причиною такого разлада всегда является тело, а не дух?
“Да; но не надо упускать из виду, что так же, как дух воздействует на материю, так и она в известной степени ответно влияет на него, и что дух может временно быть затронут ухудшением органов, через которые он проявляется и получает свои впечатления. Может случиться, что с течением времени, если безумие длилось долго, повторение тех же действий в конце концов будет иметь на дух такое влияние, от которого он сможет быть освобожден лишь после полного отделения его от всякого матерьяльного впечатления.”
376. В чем причина того, что безумие порой ведет к самоубийству?
“Дух страждет от давления, которое на себе испытывает, и от бессилия, в каковом он пребывает, поэтому он и ищет в смерти средство разбить сковывающие его цепи, чтобы проявляться свободно.”
377. Дух умалишенного, испытывает ли он после смерти расстройство своих способностей?
“Он может испытывать его еще какое-то время и после смерти, пока полностью не освободится от материи, подобно тому как человек по пробуждении какое-то время ощущает еще некоторую неясность сознания, в которую погрузил его сон.”
378. Как повреждение мозга может повлиять на дух после смерти?
“Оно будет для него лишь воспоминанием; тяжесть давит на духа, и так как он не сознает всего, что произошло с ним за время его безумия, то ему всегда нужно некоторое время, чтобы вернуться к действительности: именно по этой причине оказывается, что чем дольше длилось при жизни его безумие, тем дольше длятся стеснение, зажатость после смерти. Дух, освободившийся от тела, еще какое-то время сохраняет такое ощущение, словно он все еще закован в цепи.”
§ 59. О ДЕТСТВЕ
379. Дух, оживляющий тело ребенка, так же ли он развит, как и дух взрослого?
“Он может быть развит и более, нежели дух взрослого, если. только он более прогрессировал: лишь несовершенства его органов препятствуют его проявлению. И он действует в согласии с природою того орудия, с помощью коего он может проявить себя.”
380. Дух, находящийся в малолетнем ребенку за пределами препятствия, которое несовершенство органов воздвигает перед его свободным проявлением, мыслит ли он как ребенок или же как взрослый?
“Когда он ребенок, то, естественно, что органы ума, будучи недостаточно развиты, не могут дать ему всей интуиции, которою обладает взрослый; ум его действительно очень ограничен до той поры, пока время не 'сообщит зрелость его рассудку. Смятение и неясность, сопровождающие воплощение, не прекращаются сразу же в миг рождения; они рассеиваются постепенно, по мере развития органов.”
+ Одно наблюдение приходит в поддержку этого ответа; дело в том, что сны у ребенка не имеют той природы, что сны взрослого: предмет их почти всегда ребячлив, а это является показателем характера интересов духа.
381. При смерти ребенка сразу ли дух обретает свою первоначальную силу?
“Он должен бы это сделать, поскольку освободился от своей плотской оболочки; однако вновь он обретает первоначальную ясность своего ума, лишь когда отделение будет полным, т. е. когда более нет никакой связи между духом и телом.”
382 Воплощенный дух, страдает ли он в детстве 6т ограничений и давления, оказываемых на него несовершенством его органов?
“Нет, такое состояние является естественной необходимостью: оно в природе вещей и в согласии с видами Провидения; для духа это есть пора отдыха.”
383. Какова для духа полезность поры детства?
“Дух, воплощающийся с целью самосовершенствования, в это время более доступен впечатлениям, получаемым извне и способствующим его продвижению, каковому должны содействовать все, на кого возложено его воспитание и образование.”
384. Почему первым звуком, какой издает младенец, родившись в этом мире* всегда бывает крик и плач?
“Чтобы привлечь к себе внимание матери и напомнить о нуждах, которые с ним связаны. Разве тебе не понятно, что если бы он издавал только крик радости тогда, когда он еще не умеет говорить, то окружающие бы мало интересовались тем, что ему нужно? Так что дивитесь во всем мудрости Провидения.”
385. Откуда появляется изменение в характере с определенного возраста, и в особенности по завершении юношеской поры; от того ли, сам дух меняется?
“Это происходит попросту оттого, что дух вступает вновь во владенье своей природой и показывает, чем он был прежде.
Вы не ведаете тайны, каковую дети скрывают под покровом своей невинности; вы не знаете ни того, что они такое суть сейчас, ни того, чем они были, ни того, чем станут: и все же вы любите их, вы пестуете, лелеете их, словно они часть вас самих; и любовь матери к своим детям почитается самой великой любовью, какую только одно живое существо может питать к другому. Откуда берется эта нежная симпатия, мягкая доброжелательность, какую совсем посторонние испытывают по отношению к ребенку? Знаете ли вы это? Нет; именно это я вам сейчас и объясню.
Дети суть существа, коих Бог посылает в новую жизнь; и дабы они не могли упрекнуть Его тем, будто Он слишком суров к ним, Он наделяет их всеми признаками невинности; даже у ребенка с дурной сутью проступки прикрыты бессознательностью его действий. Эта невинность не есть какое-то реальное превосходство над тем, чем они были прежде; нет, она лишь образ того, чем они должны были бы стать, и если они не таковы, то вся ответственность за это вновь ложится лишь на них самих.
Но не только ради них Бог дает им такой облик, Он делает это так же и ради их родителей, любовь которых необходима детской слабости, а любовь эта значительно бы ослабла, если б родителям были видны сварливость и неуживчивость их детей, тогда как, видя детей своих добрыми и нежными, они отдают им все свои симпатии и окружают их самыми чуткими заботами. Но когда детям уже не нужна их защита, их помощь, каковые оказывались им в течение 15 — 20 лет, то истинный и индивидуальный характер их проступает во всей своей наготе: он остается хорошим и добрым, если в основе своей был хорош и добр, но он расцвечивается оттенками, кои были скрыты в детстве.
Можете видеть, пути Божьи всегда наилучшие из тех, какими только возможно идти, и если у человека чистое сердце, то объяснение тому не трудно понять.
В самом деле, подумайте над тем, что дух детей, рождающихся среди вас, может прийти из такого мира, в котором он усвоил себе совершенно другие привычки: каким бы тогда могло быть средь вас существо, пришедшее к вам со страстями, совершенно непохожими на ваши, с интересами, вкусами, целиком отличными от -тех, коими вы обладаете: как бы подобное существо могло еще средь вас воплотиться, если не так, как того желал Бог, т. е. сквозь сито детства? В нем унифицируются все мысли, все характеры, все многообразие существ, порожденных этой тьмою миров и планет, на которых растут и взрослеют живые существа. И вы сами, когда умираете, попадаете в своего рода детство, где оказываетесь среди новых братьев: и в новом вашем неземном существовании вы не ведаете обычаев, нравов, отношений, имеющих место в этом новом для вас мире; вы с трудом лепечете на языке, говорить на котором у вас еще нет привычки, языке более стремительном, нежели сегодня стремительна сама ваша мысль (см. № 319).
Есть у детства еще и другая полезность: духи вступают в физическую жизнь только ради того, дабы усовершенствоваться, улучшиться: слабость детская делает их гибкими, податливыми, доступными советам и опыту тех, кто должен способствовать их прогрессу именно в эту пору возможно исправить их характер и подавить дурные наклонности: таковы долг и обязанность, вверяемые Богом их родителям, священная миссия, об исполнении которой они должны будут держать ответ. Таким-то вот образом детство не только полезно, нужно, необходимо, но и является еще естественным следствием законов, установленных Богом и управляющих Вселенной.”
§ 60. ЗЕМНЫЕ СИМПАТИИ И АНТИПАТИИ
386. Двое, знавшие и любившие друг друга прежде, могут ли они встретиться в другом физическом воплощении и узнать друг друга?
“Узнать друг друга — нет: но испытывать влечение — да; и зачастую интимные связи, основанные на искренней привязанности, не имеют иной причины. Двое сближаются друг с другом обстоятельствами на вид случайными, но эти обстоятельства в действительности суть факт взаимного влечения двух духов, ищущих друг друга в толпе.”
— Но не было бы для них приятнее узнать друг друга?
“Не всегда; воспоминание о прошлых жизнях создало бы неудобства куда большие, нежели вы полагаете. После смерти они узнают друг друга, они будут знать о времени, которое провели вместе.” (См. № 392).
387. Всегда ли симпатия в основе своей имеет предшествующее знакомство?
“Нет: два духа, друг другу подходящих, естественным образом ищут один другого вне зависимости от того, знали ли они друг друга прежде как люди.”
388. Встречи, которые порой происходят у человека с некоторыми людьми и которые приписывают случайности, не являются ли они последствием взаимной симпатии? -
“Меж мыслящими существами есть связи, коих вы пока еще не знаете. Магнетизм есть проводник этой науки, которую вы станете понимать лучше позднее,”
389. Отчего происходит инстинктивное отвращение, которое человек ощущает к некоторым людям с первого же взгляда?
“Это антипатичные духи, которые угадывают друг друга и узнают, не имея для того нужды в разговорах.”
390. Всегда ли инстинктивная антипатия является признаком плохой природы?
“Два духа не являются необходимо плохими оттого, что они не симпатизируют друг другу: антипатия может родиться от отсутствия сходства в мыслях; но по мере того, как они возвышаются, оттенки стираются и антипатия исчезает. ”
391. Антипатия между двумя людьми рождается в первую очередь со стороны кого: чей дух более плох или хорош?
“Со стороны и того, и другого, но причины и следствия различны. Дурной дух питает антипатию ко всякому, кто может осудить его и разоблачить; впервые увидев такого человека, он знает, что тот его не одобрит: его отстраненность превращается в ненависть, в зависть и возбуждает в нем желание причинить зло. Добрый же дух испытывает отвращение к злому, потому что знает, что тот его не поймет и что он не разделит его чувств: но сильный своим превосходством, он не имеет к другому ни ненависти, ни зависти: он довольствуется тем, что избегает его, и тем, что ему жаль его.”
§ 61. ЗАБВЕНИЕ ПРОШЛОГО
392. Почему воплощенный дух утрачивает воспоминание о своем прошлом?
“Человек не может, да и не должен знать все: так того желает Бог в мудрости Своей. Без покрова забвения, скрывающего от него определенные вещи, человек оказался бы ослеплен, как тот, кто без перерыва попадает из мрака на яркий свет. Чрез забвенье прошлого он является более самим собой.”
393. Как может человек отвечать за свои поступки и как может искупить он ошибки, о коих не помнит? Как может он извлечь пользу из опыта, приобретенного в жизнях, преданных забвению? Можно было бы понять, что мытарства жизни были ему уроком, если бы он помнил о том, что было их причиною: но с того мига, как он более не помнит об этом, каждое новое существование оказывается для него как бы первым, и он всегда будет начинать заново. Как примирить такое положение вещей со справедливостью Божьей?
“В каждой новой жизни ума у человека все прибавляется, и он может лучше различать добро и зло. В чем была бы его заслуга, если бы он помнил все прошлое? Когда дух вновь возвращается в свою изначальную жизнь, которая есть жизнь духовная, то все его прошлое воплощение разворачивается пред ним словно в зеркале; он видит ошибки, которые он совершил и которые и являются причиною его страданий, а также и то, что могло бы ему помешать совершить их. Он понимает, что положение, в котором он находится теперь, вполне справедливо, и ищет тогда такую жизнь, какая могла бы исправить ту, что только что завершилась. Он ищет испытаний, подобных тем, через которые он прошел, или битв, которые, как он считает, могут содействовать его продвижению, и просит стоящих над ним духов помочь ему в этой новой задаче, за выполнение коией он берется, ибо он знает, что дух, данный ему в качестве направника в новом существовании, содействуя в исправлении былых ошибок, придаст ему своего рода наитивное знание ошибок, совершенных им прежде. Это наитивное знание есть. мысль; когда возникает у вас неправое желание, часто вас посещающее, вы инстинктивно сопротивляетесь ему, приписывая по большей части свое сопротивление правилам, привитым вам родителями, тогда кик на самом деле это говорит голос вашей совести, и голос этот есть воспоминание прошлого, голос предупреждает вас о том, чтобы вы вновь не впали в те самые ошибки, которые прежде утке совершили. Дух, вступивший в новое существование, если он выдержит испытания эти с отвагою и если он будет сопротивляться, возвысится в духовной иерархии после своего возвращения в мир духов.”
+ Если у нас и нет во время физической жизни точного воспоминания о том, чем мы были, и о том, что мы сделали хорошего и плохого в предыдущих наших существованиях, то мы имеем наитивное знание обо всем этом, и наши инстинктивные склонности и вкусы являются некоторой реминисценцией нашего прошлого, против них-то и предупреждает нас наша совесть, которая есть не что иное, как желание, коие мы возымели, не впадать больше в те же самые ошибки.
394. В мирах более продвинутых, нежели наш, где нет надобности подчиняться всем физическим нуждам, царящим над нами здесь, где нет здешних болезней, понимают ли там люди, что они счастливее нас?
Счастье, в общем, понятие относительное; его ощущают в сравнении с состоянием менее счастливым.. Поскольку некоторые из этих миров, хотя они и лучше нашего, все же не находятся в состоянии совершенном, то люди, живущие в них, должны иметь свои причины для того, чтобы быть несчастными. Так, среди нас богатый, хоть и не испытывает матерьяльных лишений, одолевающих бедного, тем не менее в той же мере подвержен здешним превратностям, из-за которых жизнь его окрашивается горечью. Так вот я спрашиваю, не ощущают ли также и обитатели этих миров, в их положении, себя такими же несчастными, как мы, и не сетуют ли и они на свою судьбу, поскольку не имеют для сравнения воспоминаний о существовании еще худшем?