Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МИР СПИРИТИЧЕСКИЙ, ИЛИ МИР ДУХОВ 11 страница



“На это нужно дать два разных ответа. Есть миры, среди тех, о которых ты говоришь, обитатели коих имеют весьма точное и четкое представление о своих прошлых жизнях; они-то, как ты понимаешь, могут и умеют оценить счастье, каковым Бог позволяет им наслаждаться. Но есть и такие миры, обитатели которых, как ты говоришь, хотя и находятся в лучших условиях, нежели ваши. тем не менее имеют свои крупные неприятности и даже несчастья: они не ценят счастья своего уже потому только, что не. имеют воспоминания о состоянии еще более несчастном. Но если они не ценят его как люди, то они ценят его как духи.”

+ Разве нет в забвении прошлых существовании, особенно тогда, когда они были мучительны, указующего перста Провидения, разве не проявляется в забвении этом мудрость божественная? И именно в высших мирах воспоминания о несчастных существованиях приходят как скверный сон, существования эти всплывают в памяти. В низших мирах наличествующие несчастья разве не усугубились бы воспоминанием о тех, что уже были перенесены? Заключим из этого, что все то, что сделал Бог, сделано хорошо, и что не нам критиковать дела Его и говорить, как бы Ему следовало устроить Вселенную.

Воспоминание о наших предыдущих индивидуальностях имело бы весьма существенные неудобства; в некоторых случаях оно могло бы нас невероятно унизить; в других — возбудить нашу гордыню и тем самым сковать свободу нашей воли. Бог дал нам для улучшения нашего ровно столько и то именно, что нам необходимо и является для нас вполне достаточным: голос совести и инстинктивные наши склонности; Он освободил нас от того, что могло бы нам повредить. Добавим к этому, что если бы у нас было воспоминание о предшествующих наших делах, то неизбежно мы имели б воспоминание и о предыдущих делах других и такое знание имело бы самое отрицательное влияние на общественные отношения. Поскольку мы далеко не всегда можем гордиться своим прошлым, то зачастую весьма удачно то, что на него наброшен покров забвения. Это согласуется с учением духов о мирах, стоящих в иерархии выше нашего. В мирах этих, где царит лишь добро, воспоминание о прошлом не несет с собой ничего мучительного: вот почему там о прошлом своем существовании вспоминается так же, как мы вспоминаем о том, что сделали накануне. Что же касается времени, проведенного в мирах низших, то это, как мы сказали, не более чем скверный сон.

395. Можем ли мы иметь некоторые откровения, разоблачения, касающиеся наших предыдущих жизней?

“Не всегда. Некоторые, однако, знают, кем они были и что они делали; если бы им было позволено громко сказать об этом, то они б сделали заявления весьма необычные и неожиданные.”

396 Некоторые полагают, будто у них есть смутное воспоминание о неведомом прошлом, каковое представляется им как мимолетный образ какого-то сна, который они тщетно стараются припомнить. Иллюзорна ли такая идея?

“Иногда это реальность; но часто также это и иллюзия, которой не следует доверять, ибо такое представление может быть продуктом перевозбужденного воображения.”

397. В физических существованиях более высокой природы, нежели наша, более ли определенно воспоминание о существованиях предшествовавших?

“Да, по мере того как тело становится менее материальным, воспоминание делается более легким. Воспоминание о прошлом более отчетливо у тех, кто живет в мирах более высокого порядка.”

398. Поскольку инстинктивные наклонности человека являются отголоском и припоминанием его прошлого, то следует ли из этого, что, изучая эти наклонности, он может узнать ошибки, совершенные им прежде?

“До определенной степени, да; но нужно учитывать и то улучшение, которое могло произойти в духе, и те решения, которые он принял в развоплощенном состоянии; нынешнее его существование может быть намного лучше предыдущего.”

— Может ли оно быть также и хуже предыдущего, т. е. может ли человек в новой жизни совершать такие ошибки, которых не совершал в предыдущей?

“Это зависит от степени его продвинутости: если он не умеет бороться с испытаниями, он может быть вовлечен в новые ошибки, каковые будут последствием избранного им положения; но в общем такие ошибки являются скорее свидетельством застоя, а недвижения вспять, ибо дух может идти вперед "или стоять на месте, но назад идти он не может.”

399. Поскольку превратности физической жизни являются одновременно искуплением прошлых ошибок и испытанием на будущее, то следует ли из этого, что по характеру их можно судить об образе жизни, который человек вел в предыдущем существовании?

“Очень часто, да; поскольку каждый наказана том, чем он грешил: однако из. этого не стоит делать абсолютного правила; инстинктивные наклонности и побуждения являются более верным признаком, ибо испытания, которые претерпевает дух, обращены как к будущему, так и к прошлому.”

+ Достигнув предела, означенного его скитающейся жизни Провидением, дух сам выбирает испытания, которым он желал бы подвергнуться, чтобы ускорит свое продвижение, т. е. тот образ жизни, который, как он полагает, более всего способен предоставить ему средства для достижения его цели, и испытания эти всегда связаны с ошибками, коие он должен искупить. Если он восторжествует надо всем этим, то это возвысит его; если же не выдержит, то ему придется начать все сначала.

Дух всегда пользуется свободой своей воли; именно в силу этой свободы он, будучи развоплощенным духом, избирает себе испытания физической жизни, а воплотившись, решает, делать ему или не делать намеченное, и выбирает между добром и злом. Не признавать за человеком свободы воли — значит низводить его до уровня машины.

Возвратившись в жизнь физическую, дух временно утрачивает воспоминание о своих предшествующих жизнях, как будто бы их от него закрыл наброшенный на них покров; однако порою он смутно сознает их, и они даже могут открываться ему в некоторых обстоятельствах; но тогда это случается лишь по воле высших духов, делающих это всегда с целью благой и полезной, но никогда ради того лишь, чтоб удовлетворить праздное любопытство.

Грядущие жизни не могут быть открыты в силу того, что они зависят от того, каким образом человек исполнил нынешнее свое существование, и от последующего выбора, который сделает сам дух.

Забвение совершенных ошибок не является препятствием для улучшения духа, ибо ежели он и не имеет о них точного воспоминания, то знание о них, которое было у него в блуждающем состоянии, и возникшее у него желание исправить их ведут его по интуиции и наводят на мысль сопротивляться злу; мысль эта есть голос совести, в каковом ему содействуют бдящие над ним духи, если только он слушается благих вдохновений, которые они ему ниспосылают.

Если человек и не знает самих поступков, совершенных им в прошлых жизнях, то он всегда может узнать, в. каком роде ошибок он повинен и каков был преобладавший в нем характер. Ему достаточно лишь изучить самого себя — и он может судить о том, кем он был, не по тому, чем он стал сейчас, но по своим наклонностям.

Превратности жизни в теле являются одновременно искуплением ошибок прошлого и испытаниями на будущее. Они очищают нас и возвышают, если только мы переносим их со смирением и без ропота.

Характер превратностей и испытаний, коим мы подвергаемся, может также просветить нас насчет того, кем мы были и что совершили, как здесь мы можем судить о деяниях преступника по наказанию, каковое на него налагает закон. Так, иной за гордыню свою будет наказан унижением, жизнь его будет проходить в подчинении: дурно употребивший свое богатство и скупец окажутся наказаны нищетою; тот, кто был жесток к другим, наказанием себе будет, иметь жестокости, каковые он претерпит от других; тиран наказан будет рабством; плохой сын неблагодарностью своих детей; лентяй — мучительной подневольной работой и т.д., и т. п.

Глава Восьмая

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ДУШИ

Сон и сновидения — Спиритические визиты между живыми людьми — Оккультная передача мысли — Летаргия. Каталепсия, кажущаяся смерть — Сомнамбулизм — Экстаз — Второе зрение — Заключительный очерк о сомнамбулизме, экстазе и втором зрении

§ 62. СОН И СНОВИДЕНИЯ

400. С удовольствием ли воплощенный дух пребывает в своей плотской оболочке?

“Это все равно, как ты бы спросил, нравится ли узнику быть в тюрьме. Воплощенный дух непрестанно стремится к освобождению, и чем более груба его оболочка, тем более желает он от нее освободиться.”

401. Отдыхает ли душа во время сна, как и тело?

“Нет, дух никогда не остается бездеятельным. Во время сна нити, связующие его с телом, послабляются, и так как тело не имеет в нем нужды, он пробегает пространства и вступает в более прямое сношение с другими духами.”

402 Как можем мы судить о свободе духа во время сна?

“Через сновидения. Можешь быть уверен, что когда тело отдыхает во сне, у духа больше способностей, чем в состоянии бдения; у него есть воспоминание о прошлом и иногда предвиденье будущего; он обладает большей силой и может вступить в общение с другими духами, как живущими в одном с ним мире, так и с теми, что живут в ином. Вы часто говорите: „Я видел странный сон, страшный сон, но это было настолько невероятно, ни на что не похоже"; вы заблуждаетесь, говоря так} очень часто это просто воспоминание о тех местах и вещах, которые вы видели или которые увидите в ином существовании или в какой другой миг. Поскольку тело оцепенело, дух старается порвать свою цепь, для чего он и предпринимает поиски в прошлом или будущем.

Бедные вы, люди, как мало известны вам самые обычные явления жизни! Вы полагаете себя достаточно учеными, но самые обыденные вещи приводят вас в затруднение: на этот вопрос всех детей: что мы делаем, когда спим? что- такое сны? — вам и ответить нечего.

Сон частично освобождает душу от тела. Когда человек спит, он временно оказывается в том состоянии, в каком закрепляется уже надолго после смерти. У духов, при смерти быстро освобождающихся от материи, были в свое время разумные сновидения; во сне они общаются с существами, более высоко стоящими: они путешествуют, беседуют с ними и учатся у них; они трудятся даже над делами, которые находят там вполне завершенными, когда умирают здесь. Это должно еще раз научить вас не бояться смерти, поскольку, по словам одного святого, вы умираете ежеденно.

Это что касается духов высоких; относительно же массы людей, которые при смерти должны долгие часы оставаться в том смятении, в той неопределенности, о которой они вам говорили, то надо сказать, что они идут либо в миры низшие, чем Земля, куда зовут их старые привязанности, либо ищут удовольствий, быть может, еще более низменных, нежели те, какие они имеют здесь; они идут почерпнуть доктрины еще более недостойные, более отвратительные и зловредные, чем те, каковые они исповедовали среди вас. Ну а симпатию у вас, на Земле, порождает то обстоятельство, что по пробуждении вы ощущаете себя в сердечной близости с теми, с кем вы только что провели восемь-девять часов счастья и удовольствия. Что объясняет также и наши непреодолимые антипатии, ибо мы в глубине души знаем, что эти-то люди имеют совершенно иное сознание, нежели мы, и поскольку мы знаем их, никогда их и в глаза не видав. Это также объясняет и безразличие, потому что человеку не свойственно стремиться обзавестись новыми друзьями, когда он знает, что у него есть старые, которые любят его и ценят. Словом, сон более влияет на вашу жизнь, чем вы полагаете.

При посредстве сна воплощенные духи находятся в постоянном сношении с миром свободных духов, и именно это позволяет высшим духам без особого отвращения воплощаться среди вас. Бог пожелал, чтобы они при соприкосновении своем с пороком могли набраться сил в источнике добра, чтобы им, пришедшим просвещать других, самим не впасть в заблуждение. Сон есть врата, распахнутые им Богом, дабы они могли пройти к своим небесным друзьям: это отдых после трудов в ожидании великого окончательного освобождения, должного вернуть их в их истинную среду.

Сновидение есть воспоминание о том, что дух ваш видел во время сна; но заметьте: у вас не всегда бывают сновидения, так как вы не всегда вспоминаете о том, что вы видели, или вспоминаете что-то частично*.

Это вовсе не ваша душа во всем своем проявлении: зачастую это лишь воспоминание о смятении, сопровождавшем ваше отбытие или возвращение, к которому присоединяется воспоминание о том, что вы сделали, или о том, что постоянно занимает вас в состоянии бдения; иначе как объясните вы самые нелепые сны, которые видят как наиболее ученые, так и самые простые смертные? Злые духи используют сновидения также для того, чтоб мучить души слабые и робкие.

Впрочем, вы скоро увидите, как разовьется иной род сновидений; он так же древен, как и тот, что известен вам, но вы о нем еще не ведаете. Видения Жанны д'Арк, видения Св. Якова, видения еврейских пророков и некоторых индийских святых: этот род сновидений есть воспоминание души, полностью высвободившейся из тела, воспоминание о той, второй жизни, про которую я вам сейчас говорил.

Старайтесь различать оба эти рода сновидений в том, что вам припоминается: без этого вы впадете в противоречия и ошибки, кои пагубно отразятся на вашей вере.”

+ Сновидения суть продукт высвобождения души, делающейся более независимой при прекращении деятельной жизни и связи с физическим миром. Отсюда и своего рода неопределенное ясновидение, простирающееся в места самые отдаленные или никогда не виданные, а иногда даже и в другие миры, на другие планеты. Отсюда же и воспоминание, воспроизводящее в памяти события, происшедшие в ходе настоящего или предшествующих существований; странность образов того, что происходит или произошло в неведомых мирах, перемешанных с вещами мира Нынешнего, и образует причудливые и неясные картины, которые на первый взгляд не имеют ни смысла, ни связи.

Непоследовательность сновидений объясняется также и теми Пропусками, которые производит неполное воспоминание о том, что явилось нам во сне. Таким оказался бы рассказ, если б его наугад составить из отдельных фраз или обрывков фраз написанного целого: при утрате этого целого оставшиеся фрагменты, если собрать их воедино, оказались бы лишенными всякого смысла и вразумительности.

403. Почему мы не всегда помним о том, что нам снилось?

“В том, что ты называешь „сном", присутствует лишь то, что есть не более чем отдых тела, ибо дух пребывает в постоянном движении; там он вновь обретает что-то от своей свободы и общается с теми, кто ему дорог либо в этом мире, либо в мирах иных; но так как тело является производным материи тяжелой и грубой, то оно с трудом удерживает впечатления, полученные духом, ибо дух получил их не через органы тела.”

404. Что следует думать о значении, которое приписывается снам?

“Сны вовсе не так вещи, как то понимают самозваные оракулы, ибо нелепо верить, будто появление чего-то во сне возвещает осуществление этого наяву. Сны верны в том смысле, что они представляют действительные для духа образы, но нередко никак не связанные с тем, что происходит в физической жизни: часто также, как мы сказали, это просто воспоминание: иногда, наконец, это может быть некоторое пред-. чувствие Грядущего, если того позволяет Бог, или видение того, что в данный миг происходит в каком-либо ином месте и куда перенеслась душа. Разве нет у вас множества примеров того, как людям во сне являются их родственники или друзья с тем, чтобы предупредить их о том, что случится с ними? Что еще такое эти появления, как не души или духи этих людей, приходящих общаться с вами? Обретенная уверенность, что то, что вы видели, действительно имело место, будет, не правда ли, доказательством того, что воображение здесь ни при чем, особенно если вещь эта никоим образом не была у вас в мыслях накануне?”

405. Во сне часто водятся вещи, похожие на предчувствия, но которые, однако, не исполняются: отчего это происходит?

“Они могут исполняться если не для тела, то для духа, т. е. дух видит вещь, коию он желает, потому что ' скоро он обретет ее. Не надо забывать, что во время сна душа всегда более или менее находится под влиянием материи и что, стало быть, она никогда полностью не освобождается от земных идей; из этого следует, что заботы предыдущего дня могут придать тому, что видится во сне, видимость желанного или того, чего опасаются: это именно и есть то, что можно назвать действием воображения. Когда человека сильно занимает какая-либо идея, то он увязывает с ней все, что только видит.”

406 Когда во сне мы видим, как живые и здравствующие люди, коих мы прекрасно знаем, совершают действия, о которых они ни в коей мере не помышляют, не будет ли это чистейшим воображением?

“„О которых они ни в коей мере не помышляют" — что ты об этом знаешь? Их дух может навещать твой, равно как и твой навещать их, и ты не всегда знаешь, о чем они думают. А затем также, по отношению к тем, кого вы знаете, вы, по своему желанию, часто применяете то, что произошло или происходит в других существованиях.”

407. Необходимо ли для высвобождения духа, чтобы тело было погружено в полный сон?

“Нет, дух вновь обретает свою свободу, как только органы ощущений отключаются: чтобы высвободиться, он пользуется всеми мгновениями передышки, которые только ему предоставляет тело. Как только наступает упадок жизненных сил, дух высвобождается, и чем тело слабее, тем дух свободнее.”

+ Поэтому-то полусон или просто притупление чувств часто вызывают те же образы, что и сон.

408 Иногда нам кажется, что мы будто слышим слова, с отчетливостью произносимые внутри нас, и они никак не связаны с тем, что нас в данную минуту занимает; отчего это происходит?

“Да, и это даже могут быть целые фразы, в особенности это случается, когда внешние ощущения начинают притупляться. Иногда это слабое эхо слов духа, желающего общаться с тобой.”

409. Часто в состоянии, которое еще не является полусном, когда глаза у нас закрыты, мы видим отчетливые образы, лица, мы схватываем их малейшие детали; действие ли это зрения либо же воображения?

“Поскольку тело обездвижилось, дух стремится разбить свои цепи: он перемещается и видит: если бы сон был полным, то это было бы сновидением.”

410. Иногда во время сна или полусна возникают мысли, представляющиеся очень хорошими, которые, несмотря на все усилия, предпринимаемые для того, чтобы их вспомнить, все-таки стираются из памяти; откуда приходят эти мысли?

“Они суть результат свободы высвобождающегося духа, коий с большей полнотою пользуется в это время своими способностями. Зачастую это также советы, подаваемые другими духами.”

— Чему служат эти идеи или эти советы, если воспоминание о них теряется и ими нельзя воспользоваться?

“Идеи эти иногда принадлежат более к миру духов чей к миру физическому: но чаще всего бывает так, что если тело и забывает, то дух вспоминает, и идея возвращается в нужный миг как минутное озарение.”

411. Воплощенный дух в те мгновения, когда он высвободился из материи и действует как дух, знает ли он о времени своей смерти?

“Часто он его предчувствует; иногда очень ясно сознает его, и именно это в состоянии бдения сообщает ему наитивное знание о нем; некоторые люди иногда предвидят свою смерть с большой точностью.”

412. Деятельность духа во время отдыха или сна тела, может ли она вызвать усталость у этого последнего?

“Да, ибо дух держится за тело, как привязанный к столбу воздушный шар держится за этот столб: и так же, как сотрясения шара раскачивают столб, так и деятельность духа воздействует на тело и может вызвать в нем усталость.”

________

* Наш мозг запоминает лишь то, что он сам воспринял в окружающем нас мире, для отражения которого он и сконструирован. Поэтому то, что воспринято не мозгом, но непосредственно нашим духом, не может быть мозгом нашим воспроизведено, и в особенности если образы, идей и ощущения, воспринятые нашим духом, отличаются от обычных образов, идей и ощущений, регистрируемых мозгом в состоянии бдения. Оттого-то полное отсутствие сновидений, когда человек пробуждается с таким ощущением, словно бы он совсем не видел снов, является верным признаком того, что дух его этой ночью находился в очень высокой сфере духовной жизни, и поэтому мозг его, будучи в полной беспомощности эти ощущения духа воспроизвести, показывает ему лишь полную пустоту и отсутствие этих ощущений, наподобие фотопленки, которая, если подвергнуть ее влиянию чрезмерного количества света, засвечивается и показывает нам лишь полную черноту. Так и нам при отсутствии сновидений следует знать, что душа была в высокой духовной сфере, как по засвеченности фотобумаги мы узнаем о том, что она подверглась световому воздействию. (И. Р.)

§ 63. СПИРИТИЧЕСКИЕ ВИЗИТЫ МЕЖДУ ЖИВЫМИ ЛЮДЬМИ

413. Из принципа высвобождения души во время сна, по-видимому, следует, что мы одновременно живем двумя параллельными жизнями: жизнью тела, каковая связывает нас с физическим миром, и жизнью души, связывающей нас с миром оккультным: так ли это?

“В состоянии высвобождения жизнь тела уступает место жизни души; но это вовсе не два разных существования; скорее это две фазы одного и того же существования, ибо человек не живет одновременно двумя жизнями.”

414. Два человека, друг с другом знакомых, могут ли они посетить друг друга во время сна?

“Да, и много других, полагающих, будто они незнакомы, встречаются и друг с другом разговаривают. У тебя могут быть, хотя ты того и не подозреваешь, друзья в другой стране и части света. Тот факт, что во время сна вы встречаетесь с друзьями, родными, знакомыми, людьми, которые могут быть вам полезны или интересны, настолько обыден, что вы занимаетесь этим почти что еженощно.”

415. Какова может быть полезность этих ночных визитов, если мы о них не помним?

“О них по пробуждении обыкновенно остается интуитивное знание, и зачастую это и является источником некоторых идей, приходящих внезапно и о происхождении Которых вы не задумываетесь. Но каковые суть именно те, что были почерпнуты вами в этих ночных беседах.”

416. Может ли человек по своему желанию вызвать эти спиритические посещения? Может ли он, засыпая, к примеру, сказать: „Этой ночью я хочу встретиться с духом такого-то или такой-то, говорить с ним и сказать ему то-то и то-то'"?

“Вот что происходит. Человек засыпает, его дух пробуждается к истинной жизни, и то, что решил человек, для духа его не закон; дух его нередко далек от того, чтобы этому следовать, ибо жизнь человека мало интересует духа, когда он освободился от материи. Это касается людей уже достаточно духовно развитых, остальные же проводят свое духовное существование совершенно иначе: они отдаются своим страстям или остаются в полной бездеятельности. Может, стало быть, произойти и то, что дух, в согласии со своим недавним намереньем, направится увидеть тех, кого он желал видеть: но сам по себе факт, что он наяву желает сделать это, еще не повод для того, чтобы он делал это, находясь в ином состоянии.”

417. Может ли некоторое число воплощенных духов собраться таким образом и устроить сходку?

“Несомненно; узы дружбы, старые или новые, часто соединяют таким образом разных духов, которые рады быть вместе.”

+ Под словом “старые” здесь следует разуметь узы дружбы, завязавшиеся в предшествующих существованиях. При пробуждении мы приносим с собой наитивное знание идей, которые мы почерпнули в этих оккультных беседах, но об источнике которых мы уже не знаем.

418. Человек, считающий, что один из его друзей мертв, тогда как на самом деле это не так, мог бы он встретиться с ним в духе и таким образом узнать, что он жив? Мог бы он в таком случае по пробуждении иметь наитивное знание об этом?

“Как дух он, конечно же, может видеть его и знать его участье и если только ему не вменено как испытание верить в смерть своего друга, то у него будет предчувствие, что он жив, так же как он сможет иметь предчувствие о его смерти.”

§ 64. ОККУЛЬТНАЯ ПЕРЕДАЧА МЫСЛИ

419. Как происходит то, что та же самая идея, например какое-либо открытие, возникает и делается одновременно в нескольких местах?

“Мы уже сказали, что во время сна духи общаются между собой; так вот, когда тело пробуждается, дух вспоминает о том, что он узнал, и человек верит в то, будто это открыл или изобрел он. Таким образом сразу несколько человек могут сделать какое-то открытие. Когда вы говорите, что какая-то идея висит или носится в воздухе, то это образ гораздо более справедливый и точный, чем вы полагаете: каждый содействует ее распространению, даже не подозревая об этом.”

+ Наш дух, таким образом, часто сам открывая другим духам, без нашего ведома, то, что было предметом наших забот в пору бдения. ,

420. Могут ли духи общаться между собой, если тело полностью пробуждено?

“Дух вовсе не закрыт в теле, словно в коробке: он облучает все вокруг себя; поэтому он может общаться с другими духами даже и в состоянии бдения, хотя тогда ему делать это значительно труднее.”

421. Как происходит то, что двум людям, вполне пробужденным, та же самая мысль часто приходит в голову одновременно?

“Это два духа, симпатизирующих друг другу и читающих мысли друг друга, даже когда тело не спит.”

+ Между постоянно общающимися духами существует передача мыслей, и два человека видят и понимают один другого, не имея нужды во внешних языковых знаках. О них можно сказать, что они говорят между собой на языке духов.

§ 65. ЛЕТАРГИЯ, КАТАЛЕПСИЯ, КАЖУЩАЯСЯ СМЕРТЬ

422. Летаргики и каталептики обыкновенно видят и слышат то, что происходит вокруг них, но не могут внешне этого проявить; получают ли они свои ощущения глазами и ушами тела?

“Нет, это происходит через дух; дух узнает самого себя, но он не может сообщаться с другими воплощенными.”

— Почему он не может сообщаться?

“Состояние тела этому противится; это особое состояние органов дает вам доказательство того, что в человеке есть еще нечто, помимо тела, поскольку тело более не функционирует, а дух продолжает действовать.”

423. Может ли дух в летаргии полностью отделиться от тела так, чтобы придать ему все внешние признаки смерти, и затем вновь вернуться в него?

“В летаргии тело не умерло, поскольку жизнедеятельность в нем продолжается: жизненная сила пребывает в нем в скрытом состоянии, как в куколке у бабочки, но она никоим образом не уничтожена: а дух соединен с телом, пока оно живо; стоит действительной смерти и распаду органов порвать эти связи, отделение оказывается полным, и дух уже больше не возвращается. Когда человек, имевший все признаки смерти, возвращается к жизни, то это значит, что смерть не была полной.”

424. Можно ли своевременными заботами и уходом восстановить связи, готовые оборваться, и таким образом вернуть к жизни того, кто при отсутствии подобной помощи умер бы окончательно?

“Да, несомненно, и вы что ни день имеете тому свидетельства. Магнетизм в этом случае часто является могучим средством, поскольку он сообщает телу жизненный флюид, которого ему не хватает, чтобы поддержать работу органов.”

+ Летаргия и каталепсия имеют одинаковую причину, которая есть временная утрата чувствительности и движения вследствие некоторой еще необъясненной физиологической причины; они разнятся тем, что в летаргии остановка жизненных сил полная и сообщает телу все внешние признаки смерти, тогда как в каталепсии она локализована и может затрагивать большую или меньшую часть тела таким образом, что предоставляет уму свободу проявления, что не позволяет перепутать каталепсию со смертью. Летаргия всегда натуральна; каталепсия иногда спонтанна, но она может быть искусственно вызвана и устранена магнетическим влиянием

§ 66. СОМНАМБУЛИЗМ

425. Естественный сомнамбулизм, имеет ли он отношение к сновидениям? Как можно его объяснить?

“Это некоторая независимость души, более полная, чем во сне, и тогда ее способности оказываются более проявленными; у нее есть восприятия, которыми она не обладает и в сновидении, каковое само по себе не что иное, как состояние неполного сомнамбулизма.

В сомнамбулизме дух полностью принадлежит самому себе; так как матерьяльные органы в значительной мере отключены, то они не получают больше впечатлений извне. Это состояние проявляется особенно во время сна; это миг, когда дух может временно покинуть тело, так как оно предается отдыху, необходимому для материи. Когда производятся сомнамбулические явления, то дух, занятый выполнением того или иного действия, использует свое тело точно так же, как в феноменах физических проявлений он пользуется столом, или каким иным матерьяльным предметом, или даже вашей рукой при прямом письме. В сновидениях, которые припоминаются, органы, включая и органы памяти, начинают пробуждаться и в несовершенном виде получают впечатления, произведенные предметами или причинами внешними, и передают ид духу, который, сам находясь тогда в отдыхе, воспринимает из них лишь впечатления смутные и часто бессвязные, внешне не имеющие никакой причины, перемешанные со смутными воспоминаниями либо из этого существования, либо из предыдущих. Легко поэтому понять, отчего у сомнамбул нет никакого воспоминания и почему сновидения, остающиеся в памяти, чаще всего не имеют никакого смысла. Я говорю „чаще всего", ибо случается, что они суть последствия некоторого точного воспоминания событий предыдущей жизни, и даже иногда своего рода наитивное знание грядущего.”

426. Сомнамбулизм, называемый „магнетическим" связан ли он с естественным сомнамбулизмом?

“Это то же самое, но только вызванное искусственно.”

427. Какова природа магнетического флюида?

“Это жизненный флюид: анимализированное электричество, являющееся видоизменением вселенской флюида.”

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.