Основные понятия: функциональный стиль, эмоционально-экспрессивная окраска, коннотация, типология функциональных стилей, разговорный стиль, научный стиль, подстили, публицистический стиль, официально-деловой стиль..
Содержание темы
Понятие функционального стиля.
Научный стиль, функции научного стиля Условия функционирования научного стиля и его языковые особенности: монологический характер, предварительное обдумывание высказывания (письменного или устного), строгий отбор языковых средств, направленный на наиболее точное, объективное, логичное и однозначное выражение мыслей; абстрактность и нормированность речи. Разновидности научного стиля (подстили) в зависимости от адресата и целей общения:
1) собственно научный: адресат – ученые, цель – получение нового знания о природе, человеке, обществе;
2) научно-учебный: адресат – новые поколения, цель – усвоение научной картины мира;
3) научно-технический: адресат – специалисты технико-технологического профиля, цель – применение фундаментальной науки в практике;
4) научно-популярный: адресат – широкие слои населения, цель – повышение общего культурного уровня народа.
Понятие официально-делового стиля, сфера его обслуживания (между государственными органами, между различными организациями и внутри них, между организациями и частными лицами). Языковые особенности и нормативные требования официально-делового стиля. Основные разновидности официально-делового стиля: собственно официально-деловой стиль (канцелярский), юридический (язык законов и указов), дипломатический. Унификация языка служебных документов, ее особенность (формирование системы стандартных языковых моделей, отражающих типовые ситуации делового общения).
Интернациональные свойства русской деловой письменной речи (точность выражения мысли, логичность и структурированность изложения, стандартизация и унификация языковых и текстовых средств, соблюдение норм делового этикета).
Вопрос о рекламном стиле. Рекламная деловая корреспонденция (товарное предложение, сообщение о видах производимых товаров и услуг, резюме, письма-рекомендации) и сфера ее использования. Требования к рекламной деловой корреспонденции (запоминаемость, способность вызывать коммерческий интерес и др.). Особенности языковых средств (тенденция к большей свободе в выборе языковых средств) и стиля рекламной деловой корреспонденции (стремление к персонифицированному стилю изложения).
Понятие публицистического стиля, сфера применения, его функции (информативная, воздействующая), характерные черты (оценочность, побудительность, полемичность), языковые особенности. Жанры публицистики: статьи периодических печатных изданий, очерки, памфлеты, фельетоны, репортажи, заметки, воззвания и т.п.
Вопрос о церковном стиле.
Понятие разговорного стиля, сфера применения, основные функции (общение, воздействие). Особенности разговорной речи (неподготовленность, спонтанность, непосредственный характер речевого акта, ведущая роль диалога в общении, преобладание эмоционально-оценочной информативности). Особенности языковых средств. Некодифицированность разговорной речи. Влияние экстралингвистических факторов: личность адресанта и адресата, степень их знакомства и близости, фоновые знания, речевая ситуация. Роль невербальных средств общения в разговорной речи.
Раздел 3. Речевой этикет
Тема 6. Речевой этикет и типы речевого поведения
Основные понятия: этикет, речевой этикет, деловой этикет, формула этикета.
Содержание темы
Понятие речевого этикета как составляющей этикета в целом. Факторы, определяющие его формирование. Правила слушания и правила говорения. Основные группы формул речевого этикета (приветствия, расставания и прекращения общения, приглашения, поздравления, выражения благодарности, замечаний и предупреждений, согласия и разрешения, отказа, комплиментов), их использование в зависимости от конкретных коммуникативных ситуаций.
Деловое общение и деловой этикет. Типы делового общения и речевого поведения.
Содержание практических занятий
ТЕМА 1. Норма на всех языковых уровнях: орфоэпические нормы; нормы словоупотребления; морфологические нормы; синтаксические нормы (8 часов - 4 практических занятия)
А.Ю.Кожевников и др. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов/А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, Под ред. Проф. В.Д.Черняк. – М.: Высш.шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – С. 137 – 164; 33 – 77; 164 – 258; 259 – 320.