Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 5. Функциональные стили русского языка



 

Основные понятия: функциональный стиль, эмоционально-экспрессивная окраска, коннотация, типология функциональных стилей, разговорный стиль, научный стиль, подстили, публицистический стиль, официально-деловой стиль..

Содержание темы

Понятие функционального стиля.

Научный стиль, функции научного стиля Условия функционирования научного стиля и его языковые особенности: монологический характер, предварительное обдумывание высказывания (письменного или устного), строгий отбор языковых средств, направленный на наиболее точное, объективное, логичное и однозначное выражение мыслей; абстрактность и нормированность речи. Разновидности научного стиля (подстили) в зависимости от адресата и целей общения:

1) собственно научный: адресат – ученые, цель – получение нового знания о природе, человеке, обществе;

2) научно-учебный: адресат – новые поколения, цель – усвоение научной картины мира;

3) научно-технический: адресат – специалисты технико-технологического профиля, цель – применение фундаментальной науки в практике;

4) научно-популярный: адресат – широкие слои населения, цель – повышение общего культурного уровня народа.

Понятие официально-делового стиля, сфера его обслуживания (между государственными органами, между различными организациями и внутри них, между организациями и частными лицами). Языковые особенности и нормативные требования официально-делового стиля. Основные разновидности официально-делового стиля: собственно официально-деловой стиль (канцелярский), юридический (язык законов и указов), дипломатический. Унификация языка служебных документов, ее особенность (формирование системы стандартных языковых моделей, отражающих типовые ситуации делового общения).

Интернациональные свойства русской деловой письменной речи (точность выражения мысли, логичность и структурированность изложения, стандартизация и унификация языковых и текстовых средств, соблюдение норм делового этикета).

Вопрос о рекламном стиле. Рекламная деловая корреспонденция (товарное предложение, сообщение о видах производимых товаров и услуг, резюме, письма-рекомендации) и сфера ее использования. Требования к рекламной деловой корреспонденции (запоминаемость, способность вызывать коммерческий интерес и др.). Особенности языковых средств (тенденция к большей свободе в выборе языковых средств) и стиля рекламной деловой корреспонденции (стремление к персонифицированному стилю изложения).

Понятие публицистического стиля, сфера применения, его функции (информативная, воздействующая), характерные черты (оценочность, побудительность, полемичность), языковые особенности. Жанры публицистики: статьи периодических печатных изданий, очерки, памфлеты, фельетоны, репортажи, заметки, воззвания и т.п.

Вопрос о церковном стиле.

Понятие разговорного стиля, сфера применения, основные функции (общение, воздействие). Особенности разговорной речи (неподготовленность, спонтанность, непосредственный характер речевого акта, ведущая роль диалога в общении, преобладание эмоционально-оценочной информативности). Особенности языковых средств. Некодифицированность разговорной речи. Влияние экстралингвистических факторов: личность адресанта и адресата, степень их знакомства и близости, фоновые знания, речевая ситуация. Роль невербальных средств общения в разговорной речи.

Раздел 3. Речевой этикет

Тема 6. Речевой этикет и типы речевого поведения

Основные понятия: этикет, речевой этикет, деловой этикет, формула этикета.

Содержание темы

Понятие речевого этикета как составляющей этикета в целом. Факторы, определяющие его формирование. Правила слушания и правила говорения. Основные группы формул речевого этикета (приветствия, расставания и прекращения общения, приглашения, поздравления, выражения благодарности, замечаний и предупреждений, согласия и разрешения, отказа, комплиментов), их использование в зависимости от конкретных коммуникативных ситуаций.

Деловое общение и деловой этикет. Типы делового общения и речевого поведения.

 

Содержание практических занятий

 

ТЕМА 1. Норма на всех языковых уровнях: орфоэпические нормы; нормы словоупотребления; морфологические нормы; синтаксические нормы (8 часов - 4 практических занятия)

Понятия: фонетика, орфоэпия, законы произношения, редуцированные гласные, акающее произношение семантика, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия, тавтология, плеоназм, метафора, метонимия, синекдоха; грамматика,морфология,система частей речи, словоформа, морфологические норм; синтаксис, словосочетание, согласование, управление, примыкание, координация подлежащего и сказуемого.

Вопросы для обсуждения

1. На чем основываются орфоэпические правила?

2. Почему русское литературное произношение называется акающим? Назовите орфоэпические правила в области гласных и согласных звуков.

3. Дайте характеристику русскому словесному ударению.

4. В чем значение интонации?

5. Что понимается под лексическими нормами?

6. Какие явления входят в понятие нормы словоупотребления?

7. Что понимается под морфологическими нормами?

8. Морфологические нормы в рамках имен существительных и прилагательных?

9. Морфологические нормы в рамках имени числительного?

10. Морфологические нормы в рамках глагола и его форм?

11. Типы связи в словосочетании? Связь управления как один из очагов нарушения синтаксической нормы?

12. Координация между подлежащим и сказуемым: нормы и очаги ошибок?

13. Нормативное употребление однородных членов?

14. Нормативное употребление причастного оборота?

15. Нормативное употребление деепричастного оборота?

Базовый учебник:

А.Ю.Кожевников и др. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов/А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, Под ред. Проф. В.Д.Черняк. – М.: Высш.шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – С. 137 – 164; 33 – 77; 164 – 258; 259 – 320.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.