- основные характеристики языка и речи, их функции;
- основные особенности функциональных стилей русского языка, их жанровое разнообразие и сферу функционирования;
- правила построения и исполнения публичной речи;
- правила речевого этикета.
уметь:
- правильно выбирать языковые средства в разных речевых ситуациях;
- анализировать и создавать тексты разных функциональных стилей и профессиональных жанров устной и письменной речи;
- ориентироваться в речевых ситуациях, связанных с особенностями национальной культуры.
владеть:
- навыками речевого этикета: правилами слушания и говорения;
- методикой выбора языковых средств, предназначенных для той или иной речевой ситуации, тех или иных коммуникативных условий;
- методикой анализа речи и поведения собеседников;
- навыками построения публичной речи;
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций(коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)
№
п/п
Наименование раздела/темы дисциплины
Кол-во часов
Коды компетенций
ОК-6
ОК-16
ОПК-3
Раздел 1. Понятие о языке и речи
1.
Предмет и задачи курса. Понятие Современного русского литературного языка и культуры речи. Понятие языковой нормы.
+
2.
Норма на всех языковых уровнях: орфоэпические нормы; нормы словоупотребления; морфологические нормы; синтаксические нормы.
+
3.
Речь: формы, типы, особенности.
+
+
4.
Готовность оратора к речевой деятельности
+
+
Раздел 2. Стилистика
5.
Функциональные стили русского языка.
+
Раздел 3. Речевой этикет
6.
Речевой этикет и типы речевого поведения.
+
+
Итого:
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Направление «Педагогическое образование»
Вид учебной работы
Количество часов по формам обучения
Очная
Номера семестров:
Аудиторные занятия (всего):
В том числе:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинарские занятия (СЗ)
Не предусмотрено программой
Лабораторные работы (ЛР)
Не предусмотрено программой
Самостоятельная работа (СРС) (всего)
В том числе:
Подготовка к практическим занятиям, выполнение упражнений
Написание рефератов
Выполнение творческих работ
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы
72/2
Входной контроль(вид, № семестра)
тест – 3 семестр
Форма промежуточной аттестации(зачет) - 3 семестр
Зачет – 3 семестр
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Направление «Педагогическое образование»
№
п/п
Раздел/ тема
Неделя семестра
Всего час.
Виды учебной работы студентов
и трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа
Сам. Работа
Лек.
Сем.
Пр.
Лаб.
Обяз.
Доп.
Раздел 1.
Понятие о языке и речи
1.
Предмет и задачи курса. Понятие Современного русского литературного языка и культуры речи. Понятие языковой нормы.
2.
Норма на всех языковых уровнях: орфоэпические нормы; нормы словоупотребления; морфологические нормы; синтаксические нормы.
3.
Речь: формы, типы, особенности.
4.
Готовность оратора к речевой деятельности
Раздел 2. Стилистика
5.
Функциональные стили русского языка.
Раздел 3. Речевой этикет
6.
Речевой этикет и типы речевого поведения.
ИТОГО:
Содержание дисциплины
Программа дисциплины
Понятие о русском национальном языке. Формы русского национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны). Язык литературный – высшая форма национального языка, его признаки. Понятие культуры речи.
Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Динамичность и историческая изменчивость норм, причины изменчивости, источники изменения норм. Виды норм современного русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические).
Лингвистические словари как основные средства кодификации языковых фактов. Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.
Понятие речи. Её формы. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Речевое общение. Основные единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие (вербальное и невербальное). Коммуникативный акт, его модель. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Коммуникативные качества речи (точность, понятность, логичность, целесообразность, чистота, богатство и выразительность).
Понятие функционального стиля русского языка.
Научный стиль, функции научного стиля (основная – передача логической информации, доказательство ее истинности, новизны и ценности; вторичная – активизация логического мышления адресата). Условия функционирования научного стиля и его языковые особенности. Разновидности научного стиля (подстили) в зависимости от адресата и целей общения:
Понятие официально-делового стиля, сфера его обслуживания. Языковые особенности и нормативные требования официально-делового стиля. Основные разновидности официально-делового стиля: собственно официально-деловой стиль (канцелярский), юридический (язык законов и указов), дипломатический. Понятие публицистического стиля, сфера применения, его функции (информативная, воздействующая), характерные черты (оценочность, побудительность, полемичность), языковые особенности. Жанры публицистики: статьи периодических печатных изданий, очерки, памфлеты, фельетоны, репортажи, заметки, воззвания и т.п.
Понятие разговорного стиля, сфера применения, основные функции (общение, воздействие). Особенности разговорной речи (неподготовленность, спонтанность, непосредственный характер речевого акта, ведущая роль диалога в общении, преобладание эмоционально-оценочной информативности). Особенности языковых средств. Роль невербальных средств общения в разговорной речи.
Речевой этикет: понятие и факторы, определяющие его формирование.
Правила слушания и правила говорения. Основные группы формул речевого этикета (приветствия, расставания и прекращения общения, приглашения, поздравления, выражения благодарности, замечаний и предупреждений, согласия и разрешения, отказа, комплиментов), их использование в зависимости от конкретных коммуникативных ситуаций.