Тема 1. Предмет и задачи курса. Понятие Современного русского литературного языка и культуры речи. Понятие языковой нормы.
Основные понятия: современный русский литературный язык, система языка, норма, признаки нормы, кодификация языка.
Содержание темы
Язык как знаковая система. Единицы языка. Уровни языка. Основные функции языка.
Понятие о русском национальном языке. Формы русского национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны). Язык литературный – высшая форма национального языка, его признаки.
Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Динамичность и историческая изменчивость норм, причины изменчивости, источники изменения норм. Виды норм современного русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические). Система языка и норма: взаимодействие языковых подсистем (фонетической, морфологической, лексической, синтаксической) и соответствующих этим системам норм.
Лингвистические словари как основные средства кодификации языковых фактов. Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.
Тема 2. Норма на всех языковых уровнях: орфоэпические нормы; нормы словоупотребления; морфологические нормы; синтаксические нормы
Основные понятия:фонетика, орфоэпия, законы произношения, редуцированные гласные, акающее произношение семантика, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия, тавтология, плеоназм, метафора, метонимия, синекдоха; грамматика,морфология,система частей речи, словоформа, морфологические норм; синтаксис, словосочетание, согласование, управление, примыкание, координация подлежащего и сказуемого.
Содержание темы
Орфоэпия как наука о правильном произношении, основанном на фонетических законах. Правила произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний. Акающий характер русского литературного произношения. Характеристика русского словесного ударения. Интонация.
Лексические ресурсы русского языка. Вопрос о лексической норме. Нормы словоупотребления: паронимы, тавтология, плеоназм.
Морфологические нормы, отражающие правильное словообразование и словоизменение на уровне отдельных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол и глагольные формы, наречие).
Синтаксические нормы: координация между главными членами предложения; построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. Взаимоотношения между семантикой предложения и знаками препинания.
Тема 3. Речь: формы, типы, особенности.
Основные понятия:язык и речь,формы речи, типы речи, типы высказывания, коммуникативные качества речи, вербальные и невербальные средства речи.
Содержание темы
Понятие речи. Её формы. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Речевое общение. Основные единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие (вербальное и невербальное). Коммуникативный акт, его модель. Коммуникативные качества речи (точность, понятность, логичность, целесообразность, чистота, богатство и выразительность). Монолог, диалог, полилог. Виды монологов и диалогов.
Тема 4. Готовность оратора к речевой деятельности.
Основные понятия: эрудиция, элокуция, эпистема плана, квантовый выброс информации, типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, эмпатия.
Три классических составляющих в подготовке оратора (чтение, эрудиция, элокуция). Типы ораторов. Основные требования к личностным характеристикам оратора. Специальные навыки и умения оратора. Индивидуальный речевой стиль оратора.
Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей: однородность/неоднородность аудитории, количественный и качественный состав, мотивы восприятия оратора. Основные приемы организации аудитории. Помехи в организации аудитории.