По российскому законодательству несоблюдение правил безопасности при организации проведении тура влечёт ответственность туристской фирмы. Поэтому указанный вопрос находит своё отражение в различных федеральных нормативно-правовых актах России. Так, согласно ГОСТР 50690 (пп. 5.1, 5.9–5.13) общие требования к туристским услугам содержат положения о безопасности:
–туристские услуги должны учитывать интересы туристов, быть безопасными для жизни, здоровья туристов;
–туристские организации должны быть укомплектованы профессионально подготовленным персоналом, способным осуществлять деятельность в соответствии с требованиями туристских стандартов России;
–предоставление туристских услуг (внутренний и въездной туризм) должно осуществляться в соответствии с законодательством по охране окружающей среды;
–услуги при самодеятельном туризме должны обеспечивать приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях;
–туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями;
–средства размещения, транспортные средства для перевозки туристов и экскурсантов, туристское снаряжение и инвентарь, предоставляемые туристам, должны соответствовать требованиям безопасности, установленным нормативными (правовыми) актами страны (места) временного пребывания туристов.
По ГОСТР 50644 (п. 7.2) [4] перечень мер по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов) включает:
– информирование туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания;
–выполнение требований безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта, а также между юридическими лицами и частными предпринимателями, оказывающими туристские услуги;
– страхование жизни и здоровья туристов (экскурсантов) от несчастных случаев, включая прохождение ими маршрутов, представляющих повышенную опасность, страхование имущества и страхование от невыезда;
– обеспечение профилактики заболеваний, в том числе проведение профилактических медицинских прививок;
– оказание помощи туристам при возникновении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев (неотложная медицинская и правовая помощь, предоставление средств связи);
– обеспечение материально-технического состояния объектов туристской индустрии и оказание услуг, гарантирующих безопасность туристов (экскурсантов);
– обеспечение сохранности имущества туристов в стране (месте) временного пребывания (в средствах размещения, во время перевозок туристов и т.д.);
– обеспечение сопровождения туристских групп (караванов) специальными службами;
– защиту персональных данных туристов, охрану их чести и достоинства в стране (месте) временного пребывания;
– обеспечение квалификационной и профессиональной подготовки работников туристской индустрии;
– сертификацию (аттестацию, декларирование соответствия) оборудования объектов туристской индустрии и туристского снаряжения на соответствие заявленным требованиям;
– применение специальных средств индивидуальной защиты туристов (экскурсантов) и системы оповещения в случае возникновения угрозы безопасности;
– оказание помощи пострадавшим туристам (лечение, доставка потерпевших в медицинские учреждения и др.).
При формировании реализации туристского продукта туроператоры обязаны:
– провести анализ возможных рисков для туристов;
– предусмотреть меры для снижения возможных рисков до приемлемого уровня;
– создать необходимые условия для обеспечения личной безопасности туристов (экскурсантов), сохранности их имущества, беспрепятственного получения неотложной медицинской и правовой помощи;
– своевременно предоставлять туристам и экскурсантам необходимую, достоверную и полную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора и безопасность на туристском маршруте;
– обеспечивать услуги инструкторов-проводников, если организуемые путешествия (экскурсии) связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья в горной и трудно проходимой местности (спелеологические, водные и др. объекты);
– незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы местного самоуправления, специализированные службы МЧС, спасательные службы и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях на маршрутах или во время проведения экскурсий на территории Российской Федерации и за ее пределами;
– предоставлять туристам (экскурсантам) гарантии оплаты медицинской помощи, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования таких гарантий;
– предоставлять возможность дополнительного добровольного страхования жизни, здоровья, имущества и рисков туристов при наличии угрозы безопасности;
– при возникновении необходимости организовать эвакуацию пострадавшего туриста (экскурсанта) с места происшествия и из страны (места) временного пребывания;
– приостановить путешествие, экскурсию в случае возникновения риска чрезвычайного происшествия (ситуации);
– обеспечить проведение для туристов (экскурсантов) необходимых инструктажей по безопасности с учетом специфики вида туристского путешествия (маршрута) или экскурсии;
– предоставлять туристам (экскурсантам) информацию с реальной возможности спасения, эвакуациииоказаниянамаршрутеквалифицированноймедицинскойпомощи, схемах оповещения и сеансах связи: об аттестации маршрутов, о местах дислокации поисково - (аварийно) - спасательных служб МЧС Российской Федерации.
Источники:
4. ГОСТР 50644–2010 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. – М. : Стандартинформ, 2010. – 10 с.
5. ГОСТР 50681–2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. – М. : Стандартинформ, 2011. – 15 с.
6. ГОСТР 50690–2000 Туристские услуги. Общие требования. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2001. – 11 с.
8. ГОСТР 53522–2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения. – М. : Стандартинформ, 2010. – 8 с.