Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Острая и хроническая пневмония



Пневмония (воспаление легких) это тяжелое инфекционное заболевание, при котором поражается вся легочная доля (крупозная, долевая пневмония) или же отдельный участок легкого (очаговая пнев­мония, бронхопневмония).

Пневмония — наиболее распространенное заболевание легких; она может возникнуть самостоятельно либо как осложнение после других заболеваний.

Крупозная пневмония поражает большие участки легкого и по­этому тяжелее переносится больным. Заболевание начинается с озноба, затем достаточно быстро температура поднимается до 39 — 40 "С. У больного отмечаются колющие боли в груди, усиливающиеся при вдохе. Дыхание становится поверхностным, а потому частым; возникает инспираторный тип одышки. Кашель вначале сухой и болезненный. Возможна общая слабость. На 2 —3-й день появляется мокрота розового цвета. В разгар болезни состояние больного тяжелое, что связано с интоксикацией организма.

При очаговой пневмонии воспалительный процесс охватывает участки легочной ткани. Для нее характерен интенсивный кашель с обильной мокротой слизисто-гнойного характера.

Не излеченная полностью острая пневмония может перейти в хроническую стадию. При хронической пневмонии поражается не только легочная ткань, но и промежуточная. Патологический про­цесс может привести к разрастанию соединительной ткани в лег­ких (пневмосклерозу), а также к деформации бронхов (возник­новению бронхоэктазов). Постепенно снижается эластичность легочной ткани, появляются признаки дыхательной недоста­точности.

Крупозная и очаговая пневмонии характеризуются образова­нием в просвете альвеол легких экссудата, который либо расса­сывается в результате лечения, либо осложняется нагноением.

Лечение комплексное: антибактериальные, жаропонижающие, противовоспалительные и отхаркивающие препараты, витамины, усиленное питание, ЛФК.

Задачи ЛФК:

1)повышение общего тонуса организма больного;

2)усиление крово- и лимфообращения в малом круге — для ускорения рассасывания инфильтрата (экссудата) в легком;

3)увеличение легочной вентиляции, нормализация глубины дыхания, увеличение подвижности диафрагмы, выведение мо­кроты;

4)предупреждение образования спаек в полости плевры, про­филактика развития бронхита, бронхоэктазов (расширения и де­формации бронхов);

5)адаптация дыхательного аппарата к физической нагрузке.

Показания к назначению ЛФК: нормальная или субфебрильная температура, отсутствие тахикардии в покое.

Во время пребывания больных в стационаре ЛФК применяют в форме лечебной гимнастики.

Первые несколько дней занятия ЛГ проводятся на постельном режиме. Используются простые гимнастические упражнения ма­лой интенсивности, дыхательные упражнения и массаж. Исход­ные положения: лежа на спине, на боку, сидя в постели с при­поднятым изголовьем.

Начинают занятия с выполнения простых упражнений для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечно­стей; упражнения для мышц туловища выполняют с небольшой амплитудой.

Применяются статические и динамические дыхательные упраж­нения. Сначала не допускается углубленное дыхание, так как оно может вызвать болезненные ощущения в грудной клетке (в зоне воспаления); по той же причине нельзя увеличивать подвижность грудной клетки. Для нормализации учащенного дыхания, которое возникает у больного пневмонией, применяются упражнения в урежении дыхания. Выдох должен быть продолжительным, что спо­собствует улучшению вентиляции легких.

Усиление крово- и лимфообращения в легких с целью расса­сывания воспалительного экссудата достигается с помощью гим­настических упражнений для мышц верхних конечностей и пле­чевого пояса.

Для предотвращения образования спаек (сращений) в полости плевры применяются повороты и наклоны туловища в сочетании с дыхательными упражнениями.

Продолжительность занятия — 10 — 15 мин; количество повто­рений каждого упражнения — 4 — 6 раз. Темп выполнения — мед­ленный; для мелких мышечных групп — средний. Соотношение гимнастических и дыхательных упражнений — 1:1 или 2:1. Пре­бывание на постельном режиме зависит от состояния больного и в среднем длится 4 — 5 дней.

При полу постельном, или палатном, режиме нагрузка повыша­ется — за счет увеличения количества общеукрепляющих упраж­нений, участия более крупных мышечных групп, использования на занятиях ЛФК различных предметов, а также и. п. стоя.

Помимо ЛГ, используются такие формы ЛФК, как УГГ, мас­саж, а также ходьба по палате. Исходные положения — лежа на спине, на боку, сидя на стуле и стоя. Наряду с общеразвивающими упражнениями весьма целенаправленно применяются ды­хательные упражнения. Для выведения из дыхательных путей усиленно образующейся мокроты используются кашлевые движе­ния на выдохе и толчкообразный выдох. На занятиях рекоменду­ются дыхательные упражнения, укрепляющие вентиляцию по­раженных отделов легких, а также упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки (наклоны, повороты туловища); они же помогут предупредить образование плевральных спаек. Поми­мо дыхательных и гимнастических упражнений применяется ходьба в сочетании с дыханием. Продолжительность занятий возрастает до 18 — 20 мин; количество повторений каждого упражнения — 6 — 8 раз. Темп — средний, амплитуда движений — полная. Некото­рые гимнастические упражнения выполняются с предметами (гим-настическими палками, мячами, гантелями).

По окончании занятия рекомендуется массаж плечевого пояса грудной клетки.

При свободном режиме задачи ЛФК сводятся к ликвидации ос­таточных воспалительных явлений в легких, улучшению проходи­мости бронхиального дерева. Но главная задача — полное восста­новление дыхательной функции и ее адаптации к различным на­грузкам.

Применяются более сложные, чем в предыдущем режиме, уп­ражнения с возрастающей общей нагрузкой, с использованием быстрого темпа, что вызывает значительное усиление дыхания.

В комплекс ЛГ включаются много упражнений с предметами (гимнастическими палками, гантелями, набивными и волейболь­ными мячами), направленных на увеличение подвижности груд­ной клетки, а также смешанные висы на гимнастической стенке. Используется ходьба в среднем темпе, с периодическими ускоре­ниями. Можно включать в занятия и элементы спортивных игр: передачи и броски мяча в баскетбольную корзину. При выполне­нии всех этих упражнений нужно следить за дыханием, добиваясь его выравнивания и ритмичности.

Для восстановления механизма полного и правильного дыха­ния выполняются упражнения для тренировки отдельных фаз ды­хательного цикла, а также дыхательные упражнения на избира­тельную вентиляцию пораженных участков легких:

При выполнении дыхательных упражнений больной должен акцентировать внимание на постепенном углубленном вдохе и медленном равномерном выдохе. Сначала выполняются статиче­ские дыхательные упражнения; в результате тренировки больной должен научиться произвольно изменять амплитуду дыхания, со­знательно удлиняя выдох и паузу после него, и постепенно углуб­лять вдох. Он должен также уметь ограничивать степень расшире­ния определенной части грудной клетки и усиливать дыхательные движения другой ее части (И.С.Дамскер и др.).

Продолжительность занятий увеличивается до 25 — 30 мин.

После выписки из стационара больным рекомендуется про­должать занятия ЛФК либо в поликлинике и дома, либо в сана­торно-курортных учреждениях. Используемые средства ЛФК и фор­мы занятий зависят от назначенного двигательного режима: ща­дящего, щадяще-тренирующего или тренирующего.

Основными формами занятий являются УГГ, ЛГ, оздорови­тельные ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах и т. д.

Хроническая пневмония это воспалительный процесс в легоч­ной ткани, являющейся результатом не излеченной острой пневмо­нии с повторными вспышками воспалительного процесса в поражен­ном участке легкого.

Хроническая пневмония характеризуется определенной пери­одичностью течения с обострениями и ремиссиями (затихающее обострение) воспалительного процесса в легочной паренхиме, с постепенным сморщиванием пораженного участка легочной ткани.

Хроническая пневмония может привести к развитию либо пнев-москлероза, либо хронического бронхита, либо астмоидного со­стояния (бронхиальной астмы). Независимо от формы этих проявлений развивается дыхательная недостаточность, которая нередко сочетается с сердечно-сосудистой. Состояние больного может ухуд­шаться также за счет развивающейся интоксикации.

Задачи ЛФК:

- общее оздоровление и укрепление организма, повышение его иммунологической устойчивости;

- улучшение вентиляции и газообмена за счет выработки пра­вильного механизма дыхания;

- улучшение трофики, крово- и лимфообращения в легких с целью ликвидации воспалительного процесса;

- развитие компенсаторных реакций аппарата внешнего дыха­ния и кровообращения с целью их адаптации к бытовым и производственным нагрузкам;

- увеличение подвижности ребер, диафрагмы, позвоночника,
силы мускулатуры грудной клетки;

- восстановление полного дыхания с преимущественной тре­нировкой продолжительного выдоха.

ЛФК назначается во время стихания воспалительных явлений и улучшения общего состояния больного.

При лечении больного в поликлинике или на дому методика ЛФК мало чем отличается от методики при острой пневмонии в стационаре. Особое внимание необходимо уделять специальным дыхательным упражнениям, которые способствуют развитию пол­ноценного дыхания, диафрагмального дыхания, подвижности груд­ной клетки и позвоночника.

Систематическое применение небольшого комплекса специаль­ных физических упражнений способствует уменьшению, а иногда и полной ликвидации как инспираторной, так и экспираторной одышки.

На занятия в кабинете ЛФК поликлиники следует широко ис­пользовать упражнения с предметами (гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями и т.п.), а также на гимнастиче­ской скамейке, которые способствуют укреплению мышц брюш­ного пресса и грудной клетки и увеличению подвижности позво­ночника.

Для улучшения функции кардиореспираторной системы допол­нительно рекомендуется дозированная ходьба — вначале по ров­ной, а затем по пересеченной местности, с варьированием длины Дистанции и темпа ее прохождения.

Тренирующий эффект физических нагрузок может быть с ус­пехом достигнут при тренировках на велоэргометре.

При составлении программ тренировок предварительно опре­деляют степень (уровень) двигательных возможностей.

При / (самой низкой) степени одышка возникает при ходьбе в среднем темпе. Пороговая нагрузка на велоэргометре составляет 50 Вт.

При // степени одышка возникает при ускоренной ходьбе. Пороговая мощность у мужчин — 51— 100 Вт, у женщин — 51 — 85 Вт.

При III степени одышка возникает при подъеме по лестнице в ускоренном темпе. Пороговая мощность у мужчин — 101 — 150 Вт, у женщин — 86—125 Вт.

При IV степени одышка возникает при подъеме по лестнице в быстром темпе и при беге.

Тренировки на велоэргометре осуществляются следующим об­разом. Вводная часть — педалирование с мощностью 25 —40 % от пороговой, продолжительность — 3 — 5 мин; основная часть — мощ­ность на уровне 75 % от пороговой, с периодическим снижением до 50 %, продолжительность — 20 мин; заключительная часть — мощность 25 —40 % от пороговой, продолжительность — 5 —6 мин. Темп педалирования — 40 — 60 об/мин.

Плеврит.

Плеврит это воспаление плевральных листков, покрывающих легкие, внутреннюю часть грудной клетки и диафрагму.

Плеврит всегда вторичен, т.е. проявляется как осложнение при пневмонии, туберкулезе и других болезнях.

Различают два вида плеврита: 1) сухой, или фибринозный; 2) выпотной, или экссудативный.

При сухом плеврите на поверхности плевры образуется фибри­нозный налет. Поверхность плевры становится шероховатой; в ре­зультате при дыхательных движениях затрудняется дыхание, воз­никают боли в боку, усиливающиеся при углублении дыхания и кашле.

При экссудативном плеврите в полости плевры постепенно на­капливается выпот (серозный, гнойный, геморрагический), ко­торый начинает оттеснять податливую ткань легкого, тем самым ограничивая его дыхательную поверхность и затрудняя дыхатель­ные движения. Наиболее часто скопление экссудата происходит в нижнебоковых участках грудной клетки.

Ограничение экскурсии грудной клетки, оттеснение диафраг­мы экссудатом книзу, наличие болезненных ощущений при ды­хании и сдавливание экссудатом легкого — все это приводит к поверхностному дыханию, уменьшению ЖЕЛ. У больного возни­кает одышка, особенно при движении.

В период обратного развития процесса могут образоваться плев­ральные спайки — в виде тяжей между листками плевры. При выраженных спайках у больного появляется одышка, усиливаю­щаяся при физической нагрузке. Длительное время его беспокоят боли в боку: при глубоком дыхании, смене положения тела, движениях. Возможно западение части грудной клетки и ухудшение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Занятия ЛФК начинают в стадии выздоровления, когда воспа­ление стихает, температура тела нормализуется либо становится субфебрильной, экссудат исчезает либо уменьшается, интенсив­ность болей снижается, а общее состояние улучшается.

Задачи ЛФК:

1)общеоздоровительное и укрепляющее влияние на организм больного;

2)усиление крово- и лимфообращения в грудной клетке, способствующее рассасыванию экссудата и ликвидации воспалительного процесса;

3)предупреждение образования плевральных спаек и сращений либо их растягивание;

4)восстановление правильного механизма дыхания и нормальной подвижности легких.

На постельном режиме в процессе занятий необходимо щадить зараженную область, поэтому упражнения выполняются в и.п. лежа на спине или на больном боку. Применяются несложные упражнения для мелких и средних мышечных групп, выполняе­мые в медленном темпе. На этом режиме дыхание не углубляется и специальные дыхательные упражнения не используются. Про­должительность занятия — 8 — 10 мин. Спустя 2 — 5 дней больной переводится на палатный режим.

На палатном режиме используется и. п. лежа на здоровом боку, чтобы разгрузить больную сторону, усилить там вентиляцию лег­ких и тем самым предотвратить образование плевральных спаек, их сращение и превращение в соединительно-тканевые тяжи.

Помимо и.п. лежа на здоровом боку, в котором больной вы­полняет статические дыхательные упражнения, используются так­же и. п. сидя и стоя. При выполнении упражнений руки либо под­няты вверх, либо вытянуты за голову (особенно на стороне пора­жения).

Применяются упражнения с предметами (гимнастической пал­кой, набивными мячами весом 1 — 3 кг). Дозировка упражнений и темп их выполнения увеличиваются.

Для профилактики формирования плевральных спаек или для растягивания уже образовавшихся используются наклоны и пово­роты туловища в сочетании с дыхательными упражнениями; при этом вдох и выдох постепенно углубляются. Продолжительность за­нятий увеличивается до 20 — 25 мин.

На свободном режиме используются специальные упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки. В зависимости от того, где сформировались спайки или сращения, изменяется специфика применяемых упражнений. Так, для растягивания спаек в боковых отделах необходимо выполнять наклоны и повороты туловища в сочетании с акцентированным выдохом. При растягивании спаек в нижних отделах грудной клетки наклоны и повороты туловища сочетаются уже с глубоким вдохом. Если же спайки расположены в верхних частях грудной клетки, то для их растягивания необхо­димо зафиксировать таз и нижние конечности, что достигается в и. п. сидя на стуле.

Растягивающий эффект упражнений может быть усилен при использовании различных предметов и снарядов (гимнастической палки, булав, набивных мячей, гимнастической стенки).

Помимо этого можно рекомендовать ходьбу в сочетании с ды­хательными упражнениями, постепенно изменяя ее темп.

Для достижения положительного результата количество заня­тий, включающих упражнения, направленные на растягивание плевральных спаек и увеличение подвижности грудной клетки, должно составлять 8 — 10 раз в течение дня.

Бронхиальная астма.

 

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, сопровождающееся изменением чувствительно­сти и реактивности бронхов и проявляющееся периодически возни­кающими приступами затрудненного дыхания или удушья в резуль­тате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоспазмом, отеком бронхов и гиперсекрецией слизи.

Название этой болезни происходит от греч. слова asthma («тя­желое дыхание, удушье»). Несмотря на многочисленные исследо­вания, астма до настоящего времени остается до конца не изучен­ной. В мире этим заболеванием страдает 100 млн чел., в России — от 7 до 10 % взрослого населения. Обнаруживается тенденция к постоянному росту числа заболевших.

Этиология и патогенез. Наследственная предрасположенность рассматривается как основополагающий фактор формирования этого заболевания.

Этиологические факторы могут быть распределены на несколько групп: неинфекционные аллергены (пыльцевые, пылевые, про­изводственные, пищевые, лекарственные, аллергены клещей, на­секомых, животных, табачный дым); инфекционные агенты (ви­русы, бактерии, грибки); химические воздействия (пары кислот, щелочей и т.п.); физические и метеорологические факторы (из­менения температуры и влажности воздуха, колебания атмосферного давления, магнитного поля Земли); нервно-психические воз­действия.

В большинстве случаев возникновению астмы предшествуют многократно повторяющиеся инфекции органов дыхания — рес­пираторные заболевания, бронхиты, пневмония и т.д., вызываю­щие нарушение барьерной функции бронхов и облегчающие про­никновение через их стенку аллергенов.

Многие исследователи склонны выделять как самостоятельный вариант бронхиальной астмы «астму физической нагрузки» — со­стояние, при котором обструкция дыхательных путей, развившаяся после физической нагрузки, самостоятельно ликвидируется в те­чение 30 — 45 мин после физической активности.

В патогенезе бронхиальной астмы важное значение отводится функциональным нарушениям в деятельности центральной и ве­гетативной нервных систем. Под влиянием интероцептивных без­условных рефлексов в головном мозгу формируется застойный до­минантный очаг патологического возбуждения, который преоб­разуется затем в условный рефлекс; этим и объясняется повторение приступов астмы.

Ведущим механизмом патогенеза является хронический воспа­лительный процесс в бронхиальном дереве. Важной патофизио­логической стадией является спазм гладких мышц бронхов и брон­хиол, отек слизистой оболочки за счет резкого повышения про­ницаемости капилляров и гиперсекреции слизистообразующих желез. При этом формируются основные клинические симптомы болезни.

Клиническая картина. Втечении заболевания выделяют период обострения и межприступный период (период ремиссии).

Основным клиническим проявлением астмы считается одышка экспираторного характера, сопровождающаяся ощущением зало­женности бронхов и хрипами в грудной клетке.

При возникновении приступа удушья больной не может выдох­нуть воздух: грудная клетка расширена и приподнята; дыхание шум­ное; зрачки расширены; кожные покровы бледные; умеренный цианоз; пульс учащен; часто бывает сухой мучительный кашель.

При тяжелых приступах удушья все перечисленные симптомы выражены резче. Больной принимает исходное положение сидя, опираясь на локти или ладони, что способствует включению в акт Дыхания вспомогательной мускулатуры. Кожа бледная и влажная; грудная клетка зафиксирована в положении глубокого вдоха; дыха­ние вначале учащенное, а затем происходит его урежение, хрипы в легких слышны на расстоянии.

Признаки нарушения функции внешнего дыхания обнаружи­ваются не только во время приступа, но и в межприступном пе­риоде (правда, менее выраженные). В результате снижаются ЖЕЛ, объем выдоха; нарушается газообмен; развивается дыхательная недостаточность. Частые приступы неблагоприятно сказываются на функции сердечно-сосудистой системы и могут стать причиной сердечно-сосудистой недостаточности. Возможны такие осложне­ния, как ателектаз и эмфизема легких.

Различают легкую, среднюю и тяжелую степени тяжести астмы.

Механизмы лечебного действия физических упражнений. Физи­ческие упражнения при лечении бронхиальной астмы нормализу­ют деятельность ЦНС и аппарата внешнего дыхания. Под влияни­ем специальных физических упражнений снижается тонус глад­кой мускулатуры бронхов, уменьшается отечность слизистой оболочки, т.е. устраняются основные патофизиологические меха­низмы нарушения бронхиальной проходимости. При этом восста­навливаются и закрепляются нормальные моторно-висцеральные и висцеро-висцеральные рефлексы, ликвидируются источники па­тологической импульсации.

Так, действие некоторых дыхательных упражнений связано с «нособронхиальным рефлексом». При дыхании через нос раздра­жение рецепторов в верхних дыхательных путях рефлекторно при­водит к расширению бронхов и бронхиол, а последнее — к умень­шению или прекращению приступа удушья.

При выполнении дыхательных упражнений с произнесением звуков вибрации от голосовых связок передаются на легкие, тра­хею и от них — на грудную клетку, что способствует расслабле­нию гладкой мускулатуры спазмированных бронхов и бронхиол по так называемому принципу вибромассажа.

Как известно, при бронхиальной астме наблюдается экспира­торная одышка — затруднение фазы выдоха. Поэтому особо важно применять динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом; при этом необходимо тренировать именно удлиненный нефорсированный выдох.

Во время приступа бронхиальной астмы увеличенное сопро­тивление воздушному потоку (особенно на выдохе) вызывает за­держку воздуха в легких и увеличение функциональной остаточ­ной емкости. Происходит уплощение диафрагмы, которое сопро­вождается увеличением работы органов дыхания, так как мышечные волокна уплощенной диафрагмы функционируют не в оптималь­ном режиме (возникает верхнегрудной тип дыхания).

В связи с этим необходимо в занятия ЛГ включать тренировку диафрагмального дыхания для улучшения работы сердца, сниже­ния артериального давления, стимуляции пищеварения, регули­рования деятельности органов брюшной полости и малого таза.

При бронхиальной астме рефлекторный механизм кашля сни­жен. Поэтому необходимо использовать дренажные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищение слизистой дыхательных путей от патологического экссудата, ук­репление дыхательной мускулатуры (прежде всего мышц, производящих выдох). Мокрота, достигая бифуракции трахеи, рефлекторно вызывает непроизвольный кашель.

Методика ЛФК. Курс ЛФК в стационарных условиях имеет различную продолжительность и включает подготовительный и тренировочный периоды.

Подготовительный период обычно непродолжителен — 2 — 3 дня.

Задачи подготовительного периода:

1)исследовать состояние больного и его функциональные возможности;

2)разучить больным специальные упражнения для восстановения механизма правильного дыхания.

Методика занятий ЛФК строится индивидуально, в зависимости от состояния кардиореспираторной системы больного, возраста, степени тяжести заболевания, уровня физической подготовлен­ности и др.

На занятиях ЛГ упражнения выполняются в различных исход­ных положениях: лежа на спине на кровати с приподнятым изго­ловьем; сидя на стуле (лицом к спинке), опираясь предплечьями согнутых рук на спинку и положив на них голову, что обеспечи­вает свободную экскурсию грудной клетки; сидя на краю стула, свободно откинувшись на спинку.

Занятие начинают и заканчивают легким массажем или самомас­сажем лица, плечевого пояса и грудной клетки. Используются дыха­тельные упражнения с удлиненным выдохом, упражнения с произ­несением различных звуков, тренировка диафрагмального дыхания, упражнения на расслабление мышц верхнего плечевого пояса и груд­ной клетки. Продолжительность занятия — 5 — 10 мин (в зависимо­сти от состояния больного). Темп выполнения упражнений — мед­ленный; количество повторений каждого упражнения — 3 — 5 раз.

Тренировочный период длится 2 — 3 недели.

Задачи тренировочного периода:

- нормализовать тонус ЦНС (ликвидация застойного патологического очага), снизить общую напряженность;

- уменьшить спазм бронхов и бронхиол, улучшить вентиляцию легких;

- восстановить механизм полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха;

- укрепить мышцы, участвующие в акте дыхания, а также увеличить подвижность диафрагмы и грудной клетки;

- обучить больного произвольному расслаблению мышц и основам аутогенной тренировки;

- обучить больного управлению своим дыханием во время приступа.

В межприступном периоде при лечении бронхиальной астмы используются разнообразные средства и формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные индивидуальные задания, тренировки с дыхательными тренажерами и на велоэргометрах, дозированные ходьба, плавание, лыжные прогулки, спортивные игры и др. Активные мышечные уси­лия при выполнении упражнений (наклонов туловища, бросков мяча и т.д.) осуществляются на выдохе; после нескольких повторений упражнений больной обязательно должен расслабиться.

В занятия лечебной гимнастикой с детьми включают подвиж­ные игры и упражнения с большими гимнастическими мячами.

Продолжительность занятия лечебной гимнастикой — 20 мин и более (1 раз в день). Темп выполнения упражнений — медлен­ный или средний. Количество повторений каждого упражнения — 4 — 5 раз; постепенно оно увеличивается до 8 — 10 раз.

Помимо занятий ЛГ больные должны ежедневно (2 раза в день) самостоятельно выполнять комплекс специальных физических упражнений.

Больным с бронхиальной астмой рекомендуется ежедневно заниматься дозированной ходьбой. При ходьбе следует обращать вни­мание на удлиненный выдох, который должен быть в 1,5 — 2 раза длиннее вдоха, и постепенно увеличивать дистанцию.

Возможно также применение дозированного бега. На первых этапах тренировки выполняется бег на месте с невысоким под­ниманием бедра, в медленном и среднем темпе. Начинают бег с 30 —60 с (3 раза в день: утром — после сна; в обед — за 30 мин до еды; вечером — за 2 ч до сна), ежедневно прибавляя по 10 —15 с и постепенно увеличивая продолжительность бега до 15 мин (3 раза в неделю). Важным условием является сочетание бега с правиль­ным дыханием: вдох — через нос, удлиненный выдох — через рот (губы сложены трубочкой). Желательно проводить занятия дози-рованным бегом на свежем воздухе.

Больным с легкой и средней степенью тяжести заболевания Показано также дозированное плавание — к занятиям приступают через 2 — 3 недели после обострения. Во время плавания выдох осуществляется в воду, преодолевая сопротивление воды; при этом происходит тренировка дыхательной мускулатуры.

Для больных бронхиальной астмой с редкими приступами ре­комендуют спортивные игры (волейбол, баскетбол, настольный и большой теннис, бадминтон), с несколько облегченными услови­ями и правилами их проведения; продолжительность — 15 — 60 мин (индивидуально), чередуя игру с паузами отдыха.

В практике лечения бронхиальной астмы применяются дыха­тельные тренажеры. Элементарными тренажерами могут быть воз­душные шары и надувные игрушки; выдох необходимо осуществ­лять в медленном темпе.

В процессе реабилитации детей-астматиков важное место зани­мают закаливание и ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Помимо традиционных методик лечебной гимнастики для реа­билитации больных с бронхиальной астмой используют методику волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко и парадок­сальную гимнастику А.Н.Стрельниковой.

Основным методическим приемом К. П. Бутейко является по­верхностное дыхание через нос, с задержками на выдохе; по мне­нию автора, это снижает дефицит углекислого газа в легких.

В парадоксальной гимнастике А.Н.Стрельниковой акцент де­лается на вдох, который должен быть коротким и активным, с большим количеством повторений в высоком темпе. Вдох выпол­няется при сжатии грудной клетки, а выдох — при разведении рук (в традиционной методике — наоборот). Это способствует раз­витию и укреплению дыхательных мышц, а также мышц грудной клетки и верхних конечностей.

При выписке из стационара больному рекомендуется продол­жать занятия лечебной гимнастикой под наблюдением врача — в кабинете ЛФК поликлиники или во врачебно-физкультурном диспансере.

Санаторное лечение проводится как в специализированных пульмонологических санаториях, расположенных на юге страны, так и в местных санаториях. Основными лечебными факторами, используемыми для восстановления здоровья больных, являются воздушные и солнечные ванны, занятия лечебной гимнастикой, массаж, закаливание и др.

В специализированных санаториях для лечения бронхиальной астмы используется бальнеотерапия (грязевые аппликации, нар­занные ванны). При лечении больных бронхиальной астмой на курортах одним из факторов терапевтического воздействия явля­ется климатотерапия.

Оценка эффективности применяемых средств ЛФК осуществ­ляется на основании самочувствия больного (частота приступов, их продолжительность), показателей функции внешнего дыхания (частоты дыхания, форсированной ЖЕЛ и др.) и кровообраще­ния (ЧСС, АД).

Бронхиты.

Бронхит это воспаление слизистой оболочки бронхов. Различа­ют острые и хронические бронхиты.

При остром бронхите происходит острое воспаление трахео-бронхиального дерева. Основные причины — инфекции (бактерии, вирусы), воздействие механических и химических факторов. Факто­ры, способствующие развитию заболевания, — охлаждение, куре­ние, употребление алкоголя, хроническая очаговая инфекция в верхних дыхательных путях и др. Острый бронхит проявляется кашлем — чаще сухим, реже влажным, со скудно отделяемой мокротой, а также ощущением сжатия за грудиной; порой — появлением разбитости и общей слабости; температура невысо-1Я. В последующем кашель усиливается, появляется мокрота; порой отмечается одышка, возникают боли в груди, голос стано­вится хриплым.

Хронический бронхит — это хроническое воспаление бронхов, которое преимущественно является следствием острого бронхита характеризуется длительным течением.

Патологические явления при бронхитах не ограничиваются поражением бронхов, а распространяются и на легкие (пневмо-склероз, бронхоэктазы, эмфизема).

Анатомически в бронхиальной стенке иногда наблюдаются ги-тертрофические или атрофические процессы; последние способ­ствуют развитию бронхоэктазов. При бронхитах имеют место гиперемия и набухание слизистой бронхов, нередко со скоплением них вязкой, трудно отделяющейся мокроты, затрудняющей ды­хание и усиливающей кашель. Наиболее частой формой хронического бронхита является слизисто-гнойная. Заболевание имеет определенную периодичность, т. е. периоды обострения сменяются периодами ремиссии (обострения, как правило, связаны с инфек­ционным фактором).

При хроническом бронхите основным функциональным при­знаком является степень обструкции (непроходимости) бронхов, при которой нарушается их дренажная функция.

Лечение комплексное: антибактериальные, отхаркивающие и противокашлевые препараты, физиотерапия, климатолечение.

Применение ЛФК наиболее эффективно в начальной стадии бронхита, когда он не осложнен другими заболеваниями.

Основные задачи ЛФК.

- укрепление и закаливание организма больного, а также профилактика возможных осложнений;

- улучшение вентиляции легких;

- укрепление дыхательной мускулатуры;

- облегчение откашливания и отхождение мокроты.

При остром бронхите ЛФК назначается при улучшении состо­яния больного и соответствует методике, применяемой при пнев­монии в периоды палатного и свободного режимов. Дополнитель­ными являются специальные дыхательные упражнения в различ­ных дренажных положениях.

При хроническом бронхите ЛФК применяется в форме лечеб­ной гимнастики. Широко используются упражнения для верхних конечностей, плечевого пояса и туловища, чередующиеся с дыха­тельными упражнениями (с акцентом на усиление выдоха), а так­же корригирующие упражнения (для правильного положения груд­ной клетки) и элементы самомассажа грудной клетки. При за­труднении выведения мокроты используют элементы дренажной гимнастики и постуральный дренаж. В целях усиления вентиляции легких и улучшения проходимости воздуха по бронхиальному де­реву используется «звуковая гимнастика», т. е. упражнения с про­изнесением звуков и звукосочетаний.

Туберкулез легких.

Туберкулез хроническое инфекционное заболевание, поража­ющее различные органы и системы человеческого организма; наи­более часто возникают стойкие патологические очаги в легких. Для этого заболевания, помимо специфического воспаления по­раженной ткани, характерна выраженная общая реакция орга­низма.

Возбудителем являются бактерии туберкулеза — палочки Коха. Заражение происходит в основном аэрогенным путем — при вды­хании с воздухом выделяемых больными мельчайших капелек мок­роты, в которых содержатся бактерии. Инфекция распространяет­ся гематогенным, лимфогенным или бронхогенным путем, затем в легочной ткани образуются туберкулезные бугорки или более крупные очаги.

Основные формы туберкулеза легких — очаговая, инфильтра-тивная, кавернозная.

Очаговая форма характеризуется ограниченным участком пора­жения; это наиболее часто встречающаяся форма.

Инфилыпративная форма — в основном экссудативное перифо-кальное воспаление вокруг старых или вновь образованных тубер­кулезных очагов в легких.

При прогрессировании различных форм туберкулеза легких происходит распад легочной ткани с образованием полостей (ка­верн) — это кавернозная форма.

Возможно и благоприятное течение процесса, когда происхо­дит рассасывание экссудата с разрастанием соединительной тка­ни — возникает уплотнение, в котором в дальнейшем могут от­кладываться соли кальция.

Для туберкулеза легких характерен общий токсикоз организма, что отрицательно влияет на деятельность различных систем орга­низма: центральной нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной (в частности, на образование адреналина) и т.д.

Но основные нарушения происходят в органах дыхания. Сни­жение легочной вентиляции в связи с уменьшением дыхательной поверхности, а также жизненной емкости легких (ЖЕЛ) до 25 — 50 % по сравнению с нормой заметно ограничивают функцию внешнего дыхания. У многих больных под влиянием интоксика­ции уменьшается содержание кислорода в артериальной крови и вследствие гипоксии снижается физическая работоспособность.

Больные также жалуются на общую слабость, субфебрильную температуру, кашель с мокротой, повышенную потливость, тахи­кардию. При прогрессировании патологического процесса темпера­тура тела стабильно превышает 38 °С; слабость нарастает, возника­ют кровохарканье, похудение и полная потеря трудоспособности.

В системе лечебно-профилактических мероприятий при тубер­кулезе легких активно используют различные средства и формы ЛФК, которые оказывают не только местное, но и общее воздей­ствие на макроорганизм, изменяют его реактивные свойства и повышают сопротивляемость.

Регулярное применение физических упражнений оказывает всестороннее и десенсибилизирующее воздействие на больного.

ЛФК применяется при всех формах туберкулеза, в период сти­хания острого процесса, активизируя процессы дезинтоксикации в организме, вырабатывая механизм правильного дыхания, уве­личивая жизненную емкость легких.

Задачи ЛФК:

- улучшение общего состояния здоровья больного, совершенствование координации деятельности всех систем и органов;

- повышение защитных свойств организма, а также его резистентности;

- улучшение функции внешнего дыхания (усиление легочной вентиляции, нормализация газообмена);

- восстановление механизма правильного дыхания;

- улучшение функции сердечно-сосудистой системы.

Методика ЛФК при туберкулезе легких.

К занятиям можно приступать после нормализации температуры тела, снятия симптомов интоксикации, исчезновения ночной потливости, озноба, повышенной утомляемости. Больным можно рекомендовать активный двигательный режим, с постепенным уве­личением физических нагрузок. Большие нагрузки исключаются даже при хорошей физической подготовленности.

Наиболее подходящими формами ЛФК для больных туберку­лезом легких являются УГГ и дозированная ходьба, позже — тер­ренкур; в условиях санатория — подвижные игры, а также спортив­ные игры (городки, настольный теннис, волейбол и бадминтон) по облегченным правилам. В зимний период применяются ходьба на лыжах, катание на коньках; при этом нельзя допускать переох­лаждения.

При туберкулезе легких нежелательны упражнения, связанные со значительным повышением внутригрудного давления, а также с повышенной эмоциональной возбудимостью.

Противопоказаниями к активным формам занятий являются признаки обострения болезни: появление или сохранение симп­томов интоксикации, недомогание, переутомление, снижение аппетита, появление или усиление кашля и тем более кровохар­канье.

Продолжение занятий ЛФК противопоказано также в случае острого инфильтративного воспаления.

При лечении различных форм заболевания показаны трудоте­рапия и элементы физической тренировки; при этом нагрузки должны быть строго дозированными, их продолжительность 1,5 — 2 ч в день.

Очень важно закаливание, которое необходимо начинать од­новременно с занятиями ЛФК; наиболее эффективен контраст­ный душ.

При диссеменированном туберкулезе легких или диффузном пнев-москлерозе, осложненном туберкулезным процессом, ЛФК назна­чают на ранних этапах лечения (при отсутствии проявлений ин­токсикации) в условиях стационара.

Чем более выражены нарушения легочной вентиляции и газо­обмена, тем больше места на занятиях ЛФК должны занимать специальные дыхательные упражнения — с тренировкой удли­ненного выдоха, диафрагмального дыхания и укреплением дыха­тельной мускулатуры.

По мере улучшения состояния к ним добавляются общеразвивающие упражнения, еще позже — дозированная ходьба. Проти­вопоказаны упражнения, сопряженные с натуживанием (висы, упоры, поднятие тяжести, сложнокоординационные упражнения); нежелательны также прыжки и ускорения.

Лица, излеченные от туберкулеза легких, с наличием остаточ­ных изменений (в виде пневмосклероза и неактивных очагов быв­шего туберкулезного воспаления) могут заниматься лечебной гим­настикой в кабинетах ЛФК поликлиник или врачебно-физкультурных диспансеров, в здравницах общего типа.

Фиброзно-кавернозный туберкулез легких является противопока­занием к назначению ЛФК во всех его формах, так как в легких происходит распад легочной ткани либо развитие грубой рубцовой ткани; любая активизация больного может ускорить эти про­цессы. Лечебная гимнастика назначается больным, направляемым на операцию. Их обучают упражнениям, которые будут им необ­ходимы в послеоперационном периоде: откашливанию скаплива­ющегося после операции бронхиального секрета; диафрагмальному дыханию — для улучшения гемодинамики в грудной и брюш­ной полостях. Важны и корригирующие упражнения как средство профилактики возможного развития сколиоза в послеоперацион­ном периоде (вследствие развивающейся атрофии грудных мышц).

Туберкулезные плевриты (серозные). Туберкулезное поражение плевры характеризуется тем, что выпот в плевральной полости сохраняется дольше, чем при экссудативном (не туберкулезном) плеврите; он склонен к осумкованию, образованию вначале фиб­ринозных наслоений, а затем к развитию соединительной ткани в полости плевры. В результате структура плевры существенно меняется, что не может не сказаться на ее функции. В дальнейшем это приводит к плевро-пневмосклерозу с обызвествлением плевры и цирротической деформацией легкого, вследствие чего резко сни­жаются вентиляционная способность легких и газообмен, разви­вается дыхательная недостаточность.

Задача ЛФК — способствовать более быстрому всасыванию за­стоявшегося экссудата и тем самым предотвратить вышеописан­ные патологические процессы.

На первом этапе развития туберкулезного плеврита рекомендует­ся лечение положением: больному предлагается менять положение в постели — лежа на «больном» боку, затем с полуповоротом вперед и назад. В каждом из этих положений следует находиться по 20 мин несколько раз в сутки. Таким образом достигается расслоение внут­реннего (висцерального) и пристеночного (париетального) лист­ков плевры накопившимся в ее полости экссудатом. Это предотвращает осумкование полости плевры и образование спаек между плев­ральными листками, способствуя всасыванию экссудата. По мере Улучшения состояния больного его двигательный режим активизируется; можно приступать к специальным упражнениям для увеличения экскурсии грудной клетки на стороне плеврита.

В тех случаях, когда осумкование экссудата все же произошло, специальные упражнения назначаются для увеличения всасывания через малопроницаемую плевру. С этой целью применяютупражнения на «парадоксальное» дыхание — резко увеличивают внутригрудное, а следовательно, и внутриплевральное давление, что способствует проникновению жидкой части экссудата сквозь плевральные оболочки. Эффект действия этих упражнений возрастает при частом повторении. Далее в комплекс включают упражнения на растягивание, чтобы восстановить экскурсию ребер и диафрагмы на стороне плеврита.

Вопросы к коллоквиуму

1. Какие изменения в функции аппарата внешнего дыхания происходят при заболеваниях органов дыхания?

2. Механизмы лечебного действия физических упражнений.

3. Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Какие
типы дыхания в ней используются?

4. Значение статических и динамических дыхательных упражнений
после бронхолегочных заболеваний.

5. Дайте определение пневмонии.

6. Задачи и методика ЛФК при крупозной и очаговой пневмониях.

7. Какие двигательные режимы используются в методике ЛФК при воспалении легких?

8. Какие показатели позволяют судить о восстановлении функции внешнего дыхания?

9.Дайте определение хронической пневмонии, расскажите об особенностях ее течения.

10.Задачи и методика ЛФК при хронической пневмонии. Лечебно-восстановительная тренировка при хронической пневмонии.

11.Виды плеврита и их характеристика.

12.Задачи ЛФК при плеврите.

13.Специальные физические упражнения при плеврите.

14.Дайте определение бронхиальной астмы и расскажите о причинах
возникновения этого заболевания.

15.Этиология и патогенез бронхиальной астмы.

16.Клиническая картина бронхиальной астмы.

17.Методика ЛФК при бронхиальной астме (в подготовительном и тренировочном периодах).

18. Специальные упражнения для больных с бронхиальной астмой.

19. Дайте определение эмфиземы легких и расскажите об основных причинах возникновения этого заболевания.

20Этиопатогенез и клиническая картина бронхита.

21.Задачи и методика ЛФК при хроническом и остром бронхитах.

22. Назовите основные формы туберкулеза легких.

23. Клиническая картина туберкулеза легких.

24. Особенности методики ЛФК при различных формах туберкулеза легких.

25. Методы определения эффективности занятий ЛФК при заболеваниях органов дыхания.

 

Вопросы к мини-контрольной работе

 

1. Методы определения эффективности занятий ЛФК при заболеваниях органов дыхания.

2. Клиническая картина туберкулеза легких.

3. Задачи и методика ЛФК при хроническом и остром бронхитах.

4. Дайте определение эмфиземы легких и расскажите об основных причинах возникновения этого заболевания.

5. Дайте определение бронхиальной астмы и расскажите о причинах
возникновения этого заболевания.

6. Виды плеврита и их характеристика.

7. Дайте определение хронической пневмонии, расскажите об особенностях ее течения.

8. Дайте определение пневмонии.

9. Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Какие типы дыхания в ней используются?

10. Виды дыхательной недостаточности и ее осложнения.

 

Темы рефератов

 

1. Перечислите основные клинические проявления заболеваний органов дыхания.

2. Раскройте механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов дыхания.

3. Каковы этиология и патогенез бронхиальной астмы?

4. Виды бронхитов.

5. Охарактеризуйте пневмонию легких и ее виды.

6. Дайте понятие о плеврите и его видах.

7. Охарактеризуйте заболевание - бронхиальная астма.

8. Какова методика ЛФК в межприступном периоде бронхиальной астмы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.