Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания



Методика ЛФК при заболеваниях органов дыхания предусмат­ривает применение как общеразвивающих, так и специальных упражнений.

Общеразвивающие упражнения улучшают функцию всех орга­нов и систем и оказывают благоприятное воздействие на дыхательный аппарат. В зависимости от состояния органов и степени патологических изменений в них применяются упражнения ма­лой, умеренной и большой интенсивности. Следует помнить, что выполнение непривычных физических упражнений может приве­сти к нарушению ритма дыхания. Выполнение упражнений в бы­стром темпе может вызвать увеличение частоты дыхания и гипер­вентиляцию, что неблагоприятно сказывается на самочувствии больных.

Специальные упражнения направлены на: улучшение функ­ции дыхания в покое и при мышечной деятельности; увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы; укрепление дыхатель­ной мускулатуры; растягивание плевральных спаек; очищение дыха­тельных путей от патологического содержимого (слизи, мокроты, гноя).

При поражении легких довольно часто возникает необходи­мость в избирательной (локальной) вентиляции определенных участков легкого.

Для улучшения вентиляции верхушек легких целесообразно ис­пользовать углубленное дыхание в и. п. сидя на низкой скамейке, при котором ограничивается диафрагмальное дыхание и компен­саторно усиливается «ключичное», или верхнегрудное, дыхание. При таком дыхании расширяется главным образом верхняя часть груд­ной клетки; это связано с работой мышц, поднимающих вверх плечи, ключицы, лопатки и ребра. При этом грудная клетка вытя­гивается вверх, но расширяется незначительно — только в верх­ней части. Поэтому расширение легких при вдохе минимально: только верхние их части заполняются воздухом. Тренировка верх­негрудного типа дыхания выполняется в и. п. сидя на краю стула, откинувшись на спинку (ноги вытянуты). На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается.

Для «реберного», или нижнегрудного, дыхания характерно рас­ширение грудной клетки преимущественно в стороны. В силу этого вдыхании участвуют главным образом срединно-расположенные сегменты легких. Тренировать его следует в и. п. сидя на краю стула или стоя (кисти плотно охватывают нижнебоковые отделы груд­ной клетки, пальцы направлены вперед). На вдохе нижнебоковые отделы грудной клетки расширяются в стороны, на выдохе груд­ная клетка спадается и возвращается в и.п.; при этом кисти сдав­ливают ее. Вдох — через нос, выдох — через рот (губы сложены трубочкой).

Вентиляция нижних отделов легких осуществляется с помощью диафрагмального дыхания, которое осуществляется при сокраще­нии диафрагмы и опускании ее вниз, в сторону брюшной полости; При этом грудная клетка расширяется лишь в нижней части, и эти Участки вентилируются лучше других. Диафрагмальное дыхание осуществляется в и. п. лежа на спине, ноги согнуты (под колени подложен валик). На вдохе брюшная стенка поднимается вверх; на выдохе живот втягивается, и лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох — через нос, выдох — через рот (губы сложены трубочкой).

Два первых типа дыхания — верхнегрудное («ключичное») и ниж­негрудное («реберное») — не физиологичны для организма и могут быть использованы либо для вентиляции слабо вентилируемых уча­стков легкого (после бронхолегочных заболеваний), либо для тре­нировки полного дыхания.

Дыхательные фазы — вдох и выдох — должны последовательно сменять друг друга без задержки дыхания или с минимальной па­узой между ними (обычно с удлинением выдоха). Акцент на уд­линенный выдох позволяет уменьшить количество остаточного воздуха и улучшить легочную вентиляцию при пониженной эла­стичности легочной ткани и при ухудшенной проходимости брон­хиального дерева.

Дыхание должно производиться через нос. При этом наряду с очищением и увлажнением вдыхаемого воздуха раздражение ре­цепторов верхних дыхательных путей рефлекторно приводит к рас­ширению бронхиол и углублению дыхания (А. Н. Крестовников).

В методике занятий ЛФК применяются статические (СДУ) и динамические (ДДУ) дыхательные упражнения. К статическим дыхательным упражнениям относятся упражнения, выполняемые в покое, без движений конечностей и туловища. СДУ направлены на тренировку отдельных фаз дыхательного цикла: продолжитель­ности вдоха и выдоха; пауз на вдохе и на выдохе; уменьшения глубины дыхания; удлинения выдоха, добавочного сопротивления на выдохе, толчкообразного выдоха; ровного, ритмичного дыхания; урежения дыхания. К статическим дыхательным упражнениям от­носятся и звуковые упражнения: произнесение звуков и звукосо­четаний на выдохе способствует удлинению фазы выдоха; произ­несение вибрирующих звуков (ммм, ррр и т.п.) и звукосочетаний («брак», «брр», «жук» и т.п.) вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол.

Для тренировки дыхательных мышц, увеличения внутриброн-хиального давления и вследствие этого — увеличения просвета бронхов используется добавочное сопротивление (выдох через сжа­тые губы или зубы, выдох в воду, надувание резиновых игрушек).

Скопление мокроты при воспалительных заболеваниях нару­шает проходимость бронхов; возникает необходимость освобож­дения дыхательных путей от патологического секрета. Это дости­гается с помощью дренажа бронхов в различных положениях тела, способствующих выделению секрета за счет собственной массы (постуральный дренаж). Сочетание постурального дренажа с фи­зическими упражнениями (дренажная гимнастика) весьма эффек­тивно для удаления мокроты из просвета бронхов.

При выполнении динамических дыхательных упражнений дыха­ние сочетается с различными движениями конечностей и тулови­ща. Цель ДДУ — облегчение или, наоборот, затруднение дыхания при движении. Так, например, поднимание рук вверх и прогиба­ние туловища назад способствуют более полному и глубокому вдо­ху; повороты и наклоны туловища с одновременным подниманием противоположной руки — растяжению плевральных спаек. ДДУ спо­собствуют формированию навыков рационального согласования дыхания с движениями. Обучение дыхательным упражнениям надо начинать в покое. Навыки ритмичного, ровного дыхания в процес­се двигательной деятельности лучше прививать во время ходьбы и бега.

Реабилитация больных с бронхолегочной патологией с по­мощью средств ЛФК проводится поэтапно.

На стационарном этапе (подострый период заболева­ния) на занятиях ЛФК в основном используются гимнастические и дыхательные упражнения.

Дальнейший процесс реабилитации осуществляется на санаторном или поликлиническом этапах. Применение средств и форм ЛФК заметно расширяется; наиболее эффективны циклические упражнения.

Показания к назначению ЛФК: подострый период, период вы­здоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита, межприступный период бронхиальной астмы.

Противопоказания к назначению ЛФК. резко выраженное обо­стрение хронических заболеваний легких; острый период бронхо-легочных заболеваний; легочно-сердечная недостаточность III сте­пени; частые приступы удушья.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.