Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приобретенные пороки сердца



Пороки сердца это патологические нарушения в строении кла­панов сердца. Наиболее частой причиной возникновения приобре­тенных пороков сердца являются воспаления эндокарда (внутрен­ней оболочки сердца), чаще всего ревматического характера. Значи­тельно реже встречаются врожденные пороки сердца, возникающие вследствие внутриутробных аномалий развития.

Пороки сердца обычно приводят к недостаточности кровооб­ращения. Характер нарушений зависит от вида порока: недоста­точность клапанов или сужение (стеноз) отверстия. При недоста­точности клапанов из-за укорочения и сморщивания его створок последние не закрывают полностью отверстие при смыкании, поэтому часть крови через образовавшуюся щель проходит в об­ратном направлении. Чтобы перекачать необходимое для организ­ма количество крови, сердечной мышце приходится затрачивать дополнительные усилия. Однако укрепление сердечной мышцы с ее постепенной гипертрофией может компенсировать этот порок.

Большую помощь в достижении стойкой компенсации оказывают физические упражнения. При стенозе, который образуется вслед­ствие рубцового сращения створок клапана или сужения фиброз­ного кольца, при прохождении крови возникает препятствие в су­женном отверстии; это более тяжелая форма порока. Сердечной мышце также приходится работать с дополнительной нагрузкой, хотя достичь хорошей компенсации часто не дается. Кровь через суженное отверстие проходит в недостаточном количестве и час­тично задерживается перед препятствием.

Возможно сочетание стеноза и недостаточности клапанов — такие пороки называются сложными. При комбинированных поро­ках поражено несколько клапанов (или отверстий).

При стенозе (сужении) какого-либо отверстия, сложных и ком­бинированных пороках следует осторожно увеличивать физиче­ские нагрузки на занятиях ЛФК.

Основные задачи ЛФК:

- общеукрепляющее воздействие на организм;

- развитие компенсаций сердечно-сосудистой системы;

- адаптация к физическим нагрузкам;

- для детей — создание благоприятных условий для нормализации физического и психомоторного развития.

Основное лечебное действие физических упражнений при по­роках сердца заключается в совершенствовании компенсаций, что достигается за счет постепенного увеличения физической нагрузки на занятиях ЛФК, укрепляющей миокард и улучшающей его функ­цию. Активизация кровообращения способствует нормализации трофических процессов.

Методика ЛФК. Зависит от состояния кровообращения, его компенсированности или степени недостаточности.

Задачи ЛФК при недостаточности кровообращения IIБ степени (постельный режим):

- обеспечение более экономной функции сердечной мышцы за счет улучшения периферического кровообращения и утилизации тканями кислорода;

- снижение повышенного давления в малом круге кровообра­щения;

- активизация функции экстракардиальных механизмов кровообращения;

- развитие компенсации кровообращения;

- выработка правильного дыхания грудного типа с удлинен­ным выдохом.

На занятиях используются ЛГ, УГГ и индивидуальные задания. Занятия ЛГ проводятся в положении лежа, с высоко поднятым изголовьем. Применяются упражнения для малых и средних мы­шечных групп конечностей с большим мышечным усилием, вы­полняемые в среднем темпе, с ограниченной амплитудой; дозировка — 8 — 10 раз. Используются дыхательные упражнения груд­ного типа с удлиненным выдохом. Для улучшения течения окис­лительно-восстановительных процессов в занятия включаются па­узы отдыха при полном расслаблении мышц. Продолжительность занятия — 10—15 мин; плотность занятия — 40 — 45% общего времени.

Задачи ЛФК при недостаточности кровообращения IIА степени (палатный режим):

- адаптация сердечно-сосудистой системы к измененным условиям кровообращения;

- улучшение вентиляции легких и утилизации кислорода тканями;

- укрепление миокарда и повышение его сократительной спо­собности.

Больным предлагаются ЛГ, УГГ, индивидуальные задания. За­нятия ЛГ проводятся в и. п. лежа, с высоко поднятым изголовьем, сидя и стоя (ограниченно). Применяются простые по координа­ции упражнения для верхних и нижних конечностей, с умеренным мышечным усилием, выполняемые в медленном и среднем темпе, с полной амплитудой; дозировка — 8 — 10 раз. Используются так­же элементарные упражнения для мышц туловища без выражен­ного мышечного усилия, выполняемые в медленном темпе, с огра­ниченной амплитудой; дозировка — 2 — 6 раз. Дозированная ходьба (1 — 5 мин) включается в середине основной части занятия. При­меняются дыхательные упражнения грудного и смешанного типа с удлиненным выдохом, с паузами отдыха при полном расслаб­лении мышц. Продолжительность занятий — 15 — 20 мин; плот­ность занятия — 50 —60 % общего времени.

Задачи ЛФК при стойкой компенсации кровообращения (свобод­ный режим):

- тренировка сердечно-сосудистой системы и всего организма
с целью восстановления физической работоспособности, укрепления миокарда, активизации периферического кровообращения;

- выработка правильного дыхания при ходьбе, при подъеме и спуске по лестнице.

Больным предлагаются ЛГ, УГГ, дозированные пешие про­гулки. Исходные положения — различные. Применяются простые по координации упражнения для всех мышечных групп с умерен­ным мышечным усилием, выполняемые с полной амплитудой; дозировка — 12—16 раз. Используются дыхательные упражне­ния статического и динамического характера умеренной глубины, с удлиненным выдохом; включаются паузы отдыха при полном расслаблении мышц. Тренировка в ходьбе по лестнице (подъемы и спуски) проводится в середине основной части занятия. Продол­жительность занятия — 20 — 35 мин; плотность занятия — 50 — 70 % общего времени.

 

Вопросы к коллоквиуму

1. Расскажите об эпидемиологии и основных симптомах заболеваний
сердечно-сосудистой системы.

2. Дайте характеристику степеней недостаточности кровообращения.

3. Механизмы лечебного действия физических упражнений при сер­дечно-сосудистых заболеваниях.

4. Основы методики занятий ЛФК при сердечно-сосудистых заболе­ваниях.

5. Дайте определение атеросклероза. Расскажите о задачах и методике
ЛФК при этом заболевании.

6. Дайте определение ИБС. Расскажите о методике ЛФК при ИБС
в межприступный период.

8. Дайте определение инфаркта миокарда. Расскажите о задачах и ме­тодике ЛФК на стационарном этапе реабилитации.

9. Расскажите о задачах и методике ЛФК на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации.

10. Дайте определение гипертонической болезни. Расскажите об этио-
патогенезе этого заболевания.

11. Классификация ГБ. Клиническая картина ГБ.

12. Клинико-физиологическое обоснование механизмов лечебного
действия физических упражнений.

13. Какие средства применяются для лечения ГБ? Показания и про­тивопоказания к применению ЛФК.

14. Задачи и особенности методики ЛФК при гипертоническом кризе
на стационарном этапе реабилитации.

15. Задачи и особенности методики ЛФК на санаторном этапе реабилитации.

16. Задачи и особенности методики ЛФК на поликлиническом этапе
реабилитации.

17. Расскажите о приобретенных пороках сердца и вызванных ими
нарушениях кровообращения.

18. Расскажите о методике ЛФК при пороках сердца в зависимости от
недостаточности или компенсированности кровообращения.

 

Вопросы к мини- контрольной работе

1.Расскажите о приобретенных пороках сердца и вызванных ими
нарушениях кровообращения.

2.Дайте определение гипертонической болезни. Расскажите об этио-
патогенезе этого заболевания.

3.Дайте определение инфаркта миокарда. Расскажите о задачах и ме­тодике ЛФК на стационарном этапе реабилитации.

4.Дайте определение ИБС. Расскажите о методике ЛФК при ИБС
в межприступный период.

5.Механизмы лечебного действия физических упражнений при сер­дечно-сосудистых заболеваниях.

6.Расскажите об эпидемиологии и основных симптомах заболеваний
сердечно-сосудистой системы.

 

Темы рефератов

 

1.Распространенность заболеваний сердечно- сосудистой системы и основные симптомы этих заболеваний?

2.Понятие о недостаточности кровообращения и ее степенях?

3. Механизмы лечебного действия физических упражнений при сердечно- сосудистых заболеваниях.

4.Раскройте основы методики занятий физическими упражнениями при сердечно- сосудистых заболеваниях.

5.Дайте представление о гипотонической болезни.

6.Охарактеризуйте гипертоническую болезнь.

7.Укажите степени и формы ГБ, ее клиническое течение.

8.Виды инфаркта миокарда.

9.Что такое ИБС, назовите ее клинические формы ?

10.Что такое стенокардия?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.