Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ



Политическую деятельность в организациях иногда описывают как своего рода "игры". Политолог Грэхем Аллисон, например, характеризует их как "тонкие и запутанные, существующие одновременно и накладывающиеся друг на друга", но, тем не менее, подчиняющиеся определенным правилам. "Некоторые из этих правил носят эксплицитный, другие - имплицитный характер; одни правила ясны и понятны, другие - весьма туманны. Одни из них остаются неизменными в течение длительных периодов времени, другие - непрерывно изменяются. Однако набор таких правил определяет характер игры" (Allison, 1971 :170). Ниже приводится краткое описание организационных политических игр вместе с их ключевыми игроками, причинами возникновения и возможными путями воздействия на остальные системы влияния.

• Мятеж предполагает противостояние официальному руководству (иногда противоборство с представителями экспертной системы или устоявшейся идеологией) и в некоторых случаях способствует осуществлению организационных перемен. Диапазон подобных игр - от "протеста до восстания" (Zaid and Berger, 1978: 841). Как правило, в них принимают участие "младшие партнеры" и рядовые сотрудники (Mechanic, 1962), т. е. именно те, кто в наибольшей степени ощущает на себе недостатки формального руководства.

• Контрмятеж. Обладающие легитимной властью менеджеры используют его для подавления инсургентов (например, проведение процедуры отлучения в церкви).

• Спонсорство. Цель игры состоит в создании индивидом основы власти, для чего он обращается к сотрудникам с более высоким социальным статусом, предлагая им свою лояльность в обмен на предоставление дополнительных полномочий.

• Создание альянсов. Игра равных - часто рядовых менеджеров, иногда экспертов. Заключается в выстраивании имплицитных обязательств по поддержке каждого из участников, что позволяет им развивать базу собственной власти и продвижения внутри организации.

• Построение империи. Игра рядовых менеджеров, цель которой - развитие основ собственной власти, но не в сотрудничестве с равными себе по статусу сотрудниками, а путем индивидуальных усилий и при помощи подчиненных.

• Игра в бюджетирование направлена на выстраивание фундамента власти. Отличается открытым характером и четко сформулированными правилами. Напоминает предыдущую, но не связана с таким количеством распрей и конфликтов, поскольку выигрышем в ней являются ресурсы, а не должности или подразделения как таковые, по крайней мере, не должности равных себе игроков.

• Экспертиза. Несанкционированное использование экспертных возможностей для создания собственной базы власти либо через симуляцию, либо через выпячивание себя напоказ. Иногда в нее играют действительно высококвалифицированные специалисты, эксплуатирующие свои технические навыки и знания, подчеркивающие уникальность, значимость и незаменимость проводимых экспертиз (Hickson et al., 1971). Возможно, они предпримут также попытку избежать жесткого программирования своих действий и использовать экспертные знания в собственных целях. Лжеэксперты стремятся к тому, чтобы выполняемые ими обязанности воспринимались окружающими как требующие высочайшей квалификации, в идеальном случае - как профессионально уникальные (так, что лишь они одни способны оценить их истинное значение).

• Игра в лордов. Попытка выстроить базу власти на основе легитимных полномочий, когда игрок неправомерно использует в своих интересах тех, кто такой власти лишен или обладает ею в меньшей степени (т. е. использование легитимной власти незаконным образом). Например, обладающий формальной властью менеджер может помыкать подчиненными, а чиновник- простыми гражданами. Члены миссионерской конфигурации нередко используют идеологию для того, чтобы помыкать всеми остальными, а эксперты применяют свои технические навыки, игнорируя интересы неквалифицированных работников.

• Линейные менеджеры против штатных экспертов. Игра соперников-близнецов, цель которой - отнюдь не расширение личной власти, а полный "разгром" противника. Предполагает инициацию конфликтов между линейными менеджерами, обладающими формальными правами на принятие решений, и штатными советниками-экспертами. При этом каждая из сторон пытается использовать легитимную власть незаконным образом.

• Соперничество равных. И вновь игра на поражение. Разворачивается в случаях, когда игры в "альянс" или в "построение империи" заканчиваются образованием двух мощных блоков власти (превращаясь из игры с n числом участников в игру по типу "два индивида", игра с "нулевой суммой"). Она, как правило, связана с наибольшим количеством распрей, а ее последствия носят самый разрушительный характер. Конфликты возникают между организационными единицами (например, отделами маркетинга и производственным в фирме), между соперничающими индивидами или конкурирующими миссиями (как, например, в тюрьме, когда персонал разделяется в зависимости от двух базовых вариантов понимания своей задачи: наказание заключенных или их реабилитация).

• Стратегические кандидаты. Цель игры состоит в инициации организационных перемен. Индивиды или группы используют политические средства для того, чтобы способствовать наиболее выгодным для себя переменам в стратегии организации. Обычно игроки(аналитики, операционный персонал, рядовые менеджеры и даже старшие менеджеры и высшее руководство, особенно в конфигурации профессионального типа) продвигают своих кандидатов политическими средствами до тех пор, пока не получат возможность придать им "ускорение" с помощью формальных средств. Игра часто сочетает в себе элементы других игр - "построение империи" (в отношении цели игры), "альянс" (для достижения победы в игре), "соперничество равных блоков", "линейные менеджеры против штабных", "экспертиза" (возникает по ходу игры), "мятеж" (следующая игра) и т. д.

• Игра в «свистелки» - обычно простая и короткая игра, цель которой также состоит в инициации перемен в организации. Один из сотрудников - обычно один из простых служащих - использует привилегированную информацию для того, чтобы "просигналить" влиятельному игроку со стороны о сомнительных или незаконных действиях организации.

• Младотурки - игра с самыми высокими ставками. В нее играют не для того, чтобы вызвать незначительные перемены или же противостоять легитимной власти как таковой, а для того, чтобы создать последней серьезные проблемы вплоть до ее свержения, что приводит к радикальным изменениям в организации. Небольшая группа "радикалов", близких к власти, но не входящих в ее центр, пытается переориентировать базовую стратегию организации, сменить основной состав ее экспертов, изменить идеологию или избавиться от засилья последней. М. Зальд и М. Бергер рассматривают одну из форм этой игры, которую они назвали "организационный переворот", цель которой состоит в том, чтобы "установить непредусмотренный порядок наследования власти" - заменить обладателей власти и сохранить при этом систему власти (Zald and Berger, 1978:833).

Некоторые из этих игр, такие как "спонсорство" или "в лордов", будучи формально алегитимными, могут сосуществовать вместе с сильными законными системами влияния (в организациях миссионерского типа и механистических). Более того, они просто не могут осуществляться вне подобных систем влияния. Другие политические игры - "мятеж" и "младотурки" - обычно ведут к повышению уровня конфликтности. Игроки занимают антагонистическую позицию по отношению к легитимной власти, стремятся кее разрушению или, по крайней мере, ослаблению. Третьи игры, такие как "соперничающие блоки", часто возникают тогда, когда легитимная власть ослаблена, и пытаются заменить ее собою (в организациях профессионального и инновационного типа).

В качестве вывода из наших рассуждений отметим, что конфликты разворачиваются, а политическая деятельность осуществляется на двух уровнях организации. Они могут присутствовать, но не доминировать, выступая как своего рода дополнение к организациям традиционного типа - что-то вроде "пятой колонны", действующей в интересах какой-либо влиятельной силы. Другой вариант- политика как доминантная система влияния и высокий уровень конфликтности, что приводит к ослаблению легитимных систем (возможна их активизация в период некоторой утраты влияния законных систем). Именно на этом втором уровне и возникают организации политического типа.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.