Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ



Руководство любой компании обычно признает свою ответственность за развитие и распределение неких ограниченных активов и ресурсов, имея в виду финансы и технологии. Но зачастую в тени остается важнейший из ресурсов - работоспособные менеджеры. Если мы попытаемся выделить ключевой метод восстановления контроля над компанией в условиях стремительно изменяющейся среды, то это, безусловно, способность высшего руководства использовать восприятие, возможности и взаимоотношения отдельных менеджеров как организационные "строительные блоки".

Самой распространенной проблемой компаний, руководители которых лишены или не смогли в должной мере проявить такие способности, является их неумение дать почувствовать менеджерам, что их индивидуальные позиции влияют на корпоративное видение (в широком смысле). Возрастающая сложность внешней среды и развитие стратегического арсенала ускорили и увеличение физически и организационно изолированных друг от друга специалистов. А потому задачу преодоления неизбежной узости их интересов и определенной зашоренности нельзя возлагать на клерков, ответственных за реализацию и внедрение системы заработной платы и программ поощрения административных сотрудников. Высшее руководство организации должно быть лидером и в кадровой политике, открывать и развивать особый жизненный дух компании в отношении человеческих ресурсов.

Рекрутирование и отбор

Первый шаг на пути успешного управления сложными системами состоит в том, чтобы в полной мере задействовать все имеющиеся в организации таланты. Если исторически сложившиеся диспропорции в национальных и функциональных факторах менеджерской группы ограничивают возможности тех или иных людей при приеме на работу и последующем продвижении по служебной лестнице, это является серьезной ошибкой руководства. В условиях современного глобального рынка ориентация на собственные кадры при приеме на работу ограничивает возможности компании капитализировать мировой опыт менеджмента и оказывает негативное воздействие на принятый в ней процесс принятия решений...

Компании должны не только расширять круг сотрудников, которые могут получить назначения на высшие руководящие посты, но им придется пересмотреть сами критерии отбора наиболее перспективных специалистов. Поскольку в силу усложнения управленческих задач прошлые заслуги не являются более подтверждением квалификации менеджеров, отбор кандидатов на руководящие посты должен быть ужесточен. В компании Matsushita отбор кандидатов на высшие руководящие посты в различных международных подразделениях осуществляется в соответствии с методикой SMILE (Speciality, Management ability, International flexibility, Language facility, Endeavor). Имеются в виду специальность (необходимые навыки, способности и знания) сотрудника, его менеджерские способности (в особенности мотивационные), интернациональная гибкость (готовность учиться и способность адаптироваться), языковые способности и энергичность (жизненная стойкость, способность сохранять присутствие духа в трудных условиях). Предъявляемые в Matsushita требования к менеджерам во многом совпадают с критериями отбора руководителей в таких компаниях, как NЕС и Philips.

Тренинг и развитие

Определение кандидатов на руководящие посты ставит перед организацией новую задачу-развитие потенциала наиболее перспективных менеджеров. Цели, которые ставятся в наиболее удачных программах повышения личностного потенциала (внедрение общих ценностей и понимания целей организации, расширение перспектив и возможностей менеджеров, установление контактов и формирование взаимоотношений между ними), выводят их далеко за пределы задачи простого совершенствования навыков (как это принято в классических тренингах).

В течение первого этапа пребывания в компании, который длится шесть месяцев и называется "культурная и духовная подготовка", "белые воротнички" Matsushita уделяют значительную часть рабочего времени установлению общего понимания целей и ценностей, видения организации, изучают кредо компании -"Семь духов Matsushitay> - и философию ее основателя К. Мацушита. Затем они должны научиться использованию усвоенных принципов в повседневной практике и при принятии оперативных решений. Часть западных специалистов называют такого рода интенсивные культуросозидающие занятия японским "мумбо-юмбо", утверждая, что в других национальных контекстах они неэффективны. Однако как тогда оценить первоначальное обучение в компаниях Philips ("тренинг организационной сплоченности") и (Unilever ("индоктринация")?

Вторая задача - расширение перспектив менеджмента - предполагает обучение специалистов работе в сложных условиях. Для того чтобы в корне изменить традиции "двух- и трехголовых" менеджерских команд, состоящих из технических, коммерческих, а иногда и административных специалистов, Philips приняла решение о максимальной деспециализации программы подготовки стажеров на высших руководящих должностях. В дополнение к традиционному набору специальных курсов и функциональных программ в компании был введен интенсивный курс общего менеджмента, что позволило компании Philips приступить к замещению управленческих команд менеджерами, которые ценят и уважают мнение специалистов.

Третья цель - установление контактов и взаимоотношений - представляет собой нечто большее (как справедливо отмечает старший менеджер по кадрам компании Unilever), чем просто побочный продукт хорошего бизнес-образования:

Устраивая встречи менеджеров из разных стран и сфер бизнеса в нашей школе "Четыре акра" (международный колледж по переподготовке специалистов компании Unilever), мы помогаем им завязать контакты и установить связи, чего невозможно добиться каким-либо иным путем. Бюджет программ переподготовки компании равен расходам на ИИР, и не только потому, что обучение несет с собой непосредственную отдачу в форме повышения уровня навыков и знаний. Обучение играет ключевую роль в процессе индоктринации менеджеров в клуб Unilever, в котором личные взаимоотношения и неформальные контакты значат куда больше, чем формальные системы и структуры.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.