Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МИССИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ



Определенная доля идеологии может быть идентифицирована практически в любой организации, но степень ее присутствия варьируется в весьма широких пределах. На одном полюсе находятся организации с сильной идеологией (религиозный орден или радикальное политическое движение), идентификация членов которых носит преимущественно естественный или селективный характер. Дж. Эдварде (Edwards, 1977) называет такие организации "стилистически богатыми", а Ф. Селзник (Seiznick, 1957) -"институтами". Именно наличие идеологии позволяет им "вести собственную жизнь", быть "живыми социальными институтами" (Seiznick, 1949 :10). На другом полюсе-организации со сравнительно слабыми идеологиями, "стилистически бесплодные". Иногда это коммерческие организации с сильной утилитарной системой подкреплений, в которых ценности, саги и традиции не имеют особого значения. В отсутствие естественных форм идентификации для части их членов для достижения интеграции индивидуальных и организационных целей такие организации делают ставку на процесс индоктринации, но, как правило, им приходится довольствоваться идентификацией по расчету и формальными методами контроля.

Нам представляется правомерным называть "стилистически богатые" организации миссионерскими, так как принятые в них системы убеждений во многом напоминают ценности религиозных организаций. Миссия - это прежде всего цель сохранять нечто, расширять или совершенствовать его. Такие миссии обычно: (1) ясны и фокусированы, а потому члены организаций легко самоидентифицируются с ними; (2) вдохновляют членов организации, а значит, процесс труда способствует углублению их самоидентификации; (3) имеют уникальный, отличный от других характер, а потому организация и ее члены оказываются в единственной в своем роде нише, в которой создаются условия для "процветания" идеологии. В силу приверженности миссии члены такой организации оказывают сопротивление любым попыткам изменить ее, пренебречь традициями. Организационные миссия и идеология должны сохраняться любой ценой.

Для миссионерской организации характерны высокая внутренняя интеграция и особая, отличная от всех остальных конфигурация структуры. Степень целостности такой организации и ее конфигурация задаются стандартизацией норм деятельности ее членов, т. е. общностью их ценностей и убеждений. Как мы отмечали, такая общность может развиваться посредством таких неформальных методов и процессов, как естественный отбор или социализация. Однако, с точки зрения перспектив дизайна структуры, ключевым моментом является индоктринация - формализованные программы, направленные на создание или подкрепление идентификации сотрудников с определенной идеологией. И коль скоро новый член был отобран, подвергся социализации и индоктринации, он становится полноправным партнером. Таким образом, в предельных своих формах миссионерская организация достигает наиболее полной децентрализации: все ее члены в полной мере разделяют объем властных полномочий.

Что отнюдь не означает отсутствия контроля. Скорее, наоборот. Вне зависимости оттого, сколь тонкими методами он осуществляется, контроль у "миссионеров" отличается исключительной жесткостью. Но организация контролирует не столько поступки людей, сколько их души. Если механистическая организация "покупает" внимание "рабочих" через ряд налагаемых правил, то миссионерская - подчиняет себе сердца своих членов через систему общих ценностей. Как отмечает в работе "Менеджмент и Макиавелли" А. Джей, наставление к молодым иезуитам "возлюбить Господа и делать, что нравится" не означало бесконтрольности; напротив, они обязаны были действовать в строгом соответствии с принятыми в ордене правилами (Jay, 1970:70).

А потому естественным завершением развития миссионерской организации является аморфная масса объединенных общей идеологией членов при минимуме специализации в исполняемых функциях, дифференциации частей и различий в статусе. В предельном случае все-менеджеры, вспомогательный персонал и операторы, однажды отобранные, прошедшие социализацию и индоктринацию, - все выглядят на одно лицо и попеременно занимают позиции друг друга (в организации осуществляется постоянная ротация).

Классический пример миссионерской организации - израильские киббуцы. В зависимости от сезона днем все их члены выполняют рабочие задания, а вечером участвуют в решении административных вопросов. Должность менеджера существует, но обычно ее занимают на ротационной основе, так что никто не остается без формальных обязанностей слишком долго. Аналогичным образом периодически замещаются и должности вспомогательных работников (каждый время от времени работает не только в поле, но и на кухне). Однако развитие промышленности в значительной степени подрывает идеологию киббуцев. Эгалитарная идеология прекрасно совместима с сельскохозяйственным трудом, но современное промышленное производство немыслимо без постоянного повышения технологического уровня, специализации и особой роли высококвалифицированных работников, что определяет потребность в административной иерархии и функциональной дифференциации. Впрочем, члены движения киббуцев постепенно преодолевают возникающие проблемы.

М. Рознер проводит сравнение "принципов организации-киббуца" (классический пример миссионерской организации) и "бюрократической организации", или, в наших терминах, механистической организации (Rosner, 1969).

Мы можем выделить некоторые особые формы чисто миссионерских организации. Прежде всего, это организации-реформаторы, члены которых собираются изменить мир. Причем предметом реформ может быть что угодно: от свержения правительства до призыва обеспечить всех домашних животных "приличной" одеждой. Других миссионеров можно назвать шлифовщиками, поскольку их кредо состоит в опосредованном изменении мира через привлечение новых членов и работу с ними. Разницу между этими двумя типами организаций иллюстрирует пример Союза трезвости христианок и Общества "Анонимные алкоголики". Итог их развития оказался схожим, но если первые пытались бороться с алкоголизмом через всеобщий запрет на продажу спиртных напитков, то вторые - через индивидуальную работу с новыми членами организации. Еще один тип миссионерских организаций - монастыри, которые нацелены не столько на изменение миропорядка, сколько на предоставление своим членам возможности ведения желаемого образа жизни. Есть множество примеров полностью отгороженных от внешней среды монастырей, равно как и примеров групп, отправляющихся в удаленные районы и основывающих в них изолированные колонии.

Конечно, ни одной организации не удастся "закрыться" полностью. В действительности все организации-миссионеры испытывают двойственное давление: одно - в сторону изоляции, а другое - в сторону ассимиляции, что увеличивает их уязвимость. С одной стороны, им угрожает опасность изоляции, роста внутрь, цель которого - защита уникальной идеологии от давления мира профанов до тех пор, пока организация, в конце концов, не умрет от отсутствия притока "свежей крови". С другой стороны, их подстерегает опасность ассимиляции, возможности слишком далеко зайти при продвижении идеологии, когда организация рискует пасть жертвой собственных компромиссов. В этом случае сама организация, быть может, и уцелеет, но ее идеология, как правило, обречена, а конфигурация подвергается изменениям (обычно в сторону механистической организации).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.