Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стилистика текста делового письма



Чтобы составить убедительное аргументированное деловое письмо, нужно уметь правильно использовать некоторые лингвистические приемы. В частности, необходимо обращать внимание на употребление залога, смысловую функцию порядка слов, правила построения предложения и соединение предложений в единый текст.

1. Выбор залога

Действительный залог употребляется тогда, когда следует выделить субъект действия. При употреблении действительного залога фраза, как правило, начинается с подлежащего. Например: «Юридическая часть Министерства образования РФ разъясняет…», «Старший технолог Дмитриева Н.Н. грубо нарушает правила техники безопасности».

Если субъект действия не указывается, а подразумевается, то подлежащее отсутствует. Например: «Высылаю Вам наложенным платежом…».

Страдательный залог употребляется тогда, когда факт свершения действия имеет большее значение, чем указание на лиц, свершивших действие. Например: «Оплата гарантируется. Письмо отправлено. Сроки выполнения работ срываются. Ваше предложение одобрено».

Составителям деловых писем нужно помнить, что с помощью залога выражается этическая оценка предпринимаемых действий[1]. Например:

 

Действительный залог Страдательный залог
Вы не выполняете моего указания по производству текущего ремонта в сети наружного освещения.   Цель высказывания – невыполнение указания вменяется в вину конкретному человеку. Мои указания по производству текущего ремонта в сети наружного освещения не выполняются.   Цель высказывания – внимание концентрируется лишь на факте невыполнения указаний, а конкретный виновник прямо не называется.

 

2. Роль порядка слов в передаче информации

Составление деловых писем требует учета информационной роли порядка слов в предложении. В письменной речи она возрастает к концу предложения, поэтому сначала до сказуемого идет вспомогательная информация, а затем – основная.

Смысл фразы меняется в зависимости от того, где расположена информация: в начале или в конце предложения.

Например:

По решению арбитражного суда задолженность необходимо погасить до 12 августа 2007 года. Цель выказывания – указать срок погашения задолженности.

Задолженность необходимо погасить до 12 августа 2007 года по решению арбитражного суда. Цель высказывания – указать на организацию, которая вынесла решение.

3. Правила построения предложений

Выделим лишь некоторые из них.

1. При построении сложных предложений не следует соединять в одно предложение несколько самостоятельных законченных простых предложений.

Например:

Транспорт и строительство – отрасли развивающиеся, все время что-то меняется, нужны профессионалы для работы в новых условиях. – Вариант редакции – Транспорт и строительство – отрасли развивающиеся и поэтому подвержены постоянным изменениям. Нужны профессионалы для работы в новых условиях.

2. При построении сложноподчиненных предложений с союзом «который» следует помнить, что слово «который» формально соотносится со словом, стоящим в главном предложении перед придаточным. Нужно стараться исключить наличие в главном предложении двух или более слов, соотносящихся со словом «который», чтобы исключить возможность двоякого прочтения предложения.

Например:

Проект возвращен на доработку автору, в котором было много спорных вопросов. – Предложение составлено неправильно, т.к. неясно, в ком (или в чем) было много спорных вопросов (в проекте или в авторе?). Правильный вариант – Проект, в котором было много спорных вопросов, возвращен на доработку автору.

3. Составление предложений с параллельными синтаксическими конструкциями, позволяющими представить в виде одного распространенного предложения значительный объем информации.

Например:

Справочно-информационный фонд проводит следующие виды работ: готовит экспресс-информацию по тематике отрасли; комплектует фонд новейшими материалами в соответствии с отраслевым рубрикатором; проводит комплекс мероприятий.

4. Соединение предложений в единый текст

Смысл предложения во многом определяется контекстом. Несет информацию и характер соединения предложений в единый текст.

Между предложениями, входящими в один абзац, может устанавливаться цепная связь: плавное, последовательное развитие мысли от «известного» к «новому».

Например:

На всероссийской вставке, проходившей с 20 по 27 марта 2006 года в Москве, к сожалению, не были представлены Ваши предложения. Но при посредничестве третьих лиц удалось узнать о них много хорошего. Отзывы о Вашем стремлении к освоению новых рынков сбыта вселяют оптимизм.

«Новое» предыдущего предложения становится «известным» в последующем, способствуя появлению новой информации. При этом один из членов предшествующего предложения употребляется в последующем предложении. Цепная связь между предложениями осуществляется повторением одного и того же слова, заменой слова на местоимение, введением синонимов, использованием связок однако, вместе с тем, несмотря на это.

Другой тип связи между предложениями в тексте – параллельная связь. Она предполагает однотипность грамматического построения предложений, самостоятельных по содержанию.

Например:

Сроки публикации рекламы мы обсудили с Вами при первой встрече. Ваше электронное письмо свидетельствует о желании Вашего руководства поставить рекламу книги. Ваш ответ о месте получения книги для фотографирования говорит о признании сроков публикации.

4.2.2. Выполните тест

Задания Варианты ответов
1. Какой документ вам необходимо будет представить в деканат, если вы не пришли на экзамен? а) объяснительную записку б) расписку в) служебную записку  
2. Какой документ вы должны будете составить при поиске работы? а) заявление б) характеристику в) автобиографию г) резюме  
3. Основной особенностью языка деловых документов является … а) использование слов с эмоционально-экспрессивной окраской б) использование причастных и деепричастных оборотов в) использование готовых языковых формул-клише  
4. Ходатайство – это документ, который содержит … а) просьбу какого-либо лица б) просьбу в оказании содействия при решении каких-либо сложных или спорных вопросов в) письменное изложение каких-либо фактов г) объяснение какого-либо факта
Задания Варианты ответов
5. Текст какого документа состоит из двух частей: констатации сложившейся сложной ситуации в каком-либо учреждении и предложений по изменению этой ситуации?     а) ходатайства б) отчета в) служебной записки г) объяснительной записки  
6. Определите тип приведенного ниже делового письма. В ответ на Ваш запрос сообщаем, что ООО «Кольмекс» осуществляет поставки в Россию концентрата циркониевого порошкообразного. Поставки осуществляются в г. Ростове автомобильным транспортом. а) письмо-извещение б) письмо-ответ в) письмо-подтверждение г) письмо-напоминание
7. Документ, закрепляющий правовые отношения юридических лиц или физического лица с юридическим лицом, - это … а) заявление б) резюме в) заявка г) договор
8. В каком документе указываются следующие сведения: представление сторон, обязательства сторон, условия и порядок расчетов, ответственность сторон, юридические адреса сторон. а) в заявке б) в служебной записке в) в гарантийном письме г) в договоре
9. Приведенные ниже формулировки, используемые в деловых письмах; в связи с неполучением счета фактуры; ввиду несоответствия ваших действий ранее принятым договоренностям; вследствие изменения цен на энергоносители указывают а) на цель обращения б) на причину обращения в) на мотивы создания документа
Задания Варианты ответов
10. Фразы «надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество», «примите наши поздравления», «мы будем благодарны, если вы сможете», являются … а) этикетными фразами б) канцеляризмами в) общеупотребительными фразами
11. Коммерческий документ, содержащий претензии к стороне, нарушившей принятые на себя обязательства, и требование возмещения убытков представляет собой … а) информационное письмо б) письмо-напоминание в) письмо-рекламацию г) сопроводительное письмо
12.При составлении деловых писем в современной деловой корреспонденции не используются формы обращения … а) уважаемые коллеги б) товарищи в) уважаемый господин Иванов г) гражданин Смирнов
13. Заканчивается деловое письмо формулой вежливости: «С уважением», если начинается …   а) с личного обращения б) с коллективного обращения
14. В каком случае вы употребите в деловом письме стандартную конcтрукцию «В соответствии с …» ? а) если хотите выразить претензии к стороне, нарушившей принятые на себя обязательства б) если те или иные мероприятия вытекают из ранее предпринимаемых действий
15. Назовите вид письма, в котором употребляются следующие фразы: «К сожалению, мы должны поставить Вас в известность, что мы не удовлетворены качеством изделий, выпускаемых вашим предприятием»; «Акт экспертизы показывает, что качество втулок не соответствует ГОСТу». а) сопроводительное письмо б) информационное письмо в) письмо-рекламация
16. Приведенные профессиональные идиомы «в порядке оказания помощи»; «согласно Вашей просьбе»; «в соответствии с достигнутой договоренностью» используются … а) в личных документах б) в деловой переписке в) в распорядительных документах
Задания Варианты ответов
17. Разнообразие содержания деловых писем обусловлено тем, что … а) деловые письма являются особым типом документов б) с помощью деловых писем регулируются экономические и социальные отношения между корреспондентами в) с помощью писем решаются многочисленные разнообразные вопросы, возникающие в управленческой деятельности    
18. Составление современной деловой корреспонденции связано с соблюдением требований … Укажите не менее двух вариантов ответа а) к структуре письма б) к использованию стандартных языковых клише в) к оформлению текста с использованием слов с эмоционально-экспрессивной окраской г) к использованию терминов
19. Последовательное расположение составных частей документа – это … а) содержание документа б) структура документа в) реквизиты документа

 

 

4.2.3. Проверьте правильность ответов

1-а; 2-г; 3-в; 4-б; 5-в; 6-б; 7-г; 8-г; 9-б; 10-а; 11-в; 12-б,г; 13-а; 14-б; 15-в; 16-б; 17-в; 18-а,б; 19-б.

Язык рекламы

4.3.1. Подготовьтесь к выполнению теста: уясните себе, какие признаки отличают рекламный текст, каковы его основные функции, а также в чем заключается языковая особенности рекламного текса.

Реклама – сфера маркетинговой коммуникации, реализующаяся в рекламных обращениях посредством рекламных текстов. Рекламный текст отличают следующие признаки: во-первых, он содержит информацию о различных объектах: товарах, услугах, предприятиях, учебных заведениях, отдельных личностях и т.д.; во-вторых, предназначен для неопределенного круга лиц; в-третьих, призван формировать интерес к товарам, идеям, физическому лицу и т.д.

Выделяют две основные функции рекламы: сообщение и воздействие. Реклама с ярко выраженной функцией воздействия называется проективной рекламой. Информация проективной рекламы, часто образная, имеет целью убедить покупателя, что данный товар жизненно необходим покупателю. Привлекательный образ товара создается с помощью особого использования языковых средств. В качестве примера проективной рекламы можно привести рекламный текст аэрогрилей.

 

Аэрогриль в рассрочку

И пусть доллар позеленеет от злости. Капризная бумажка. Но сколько же можно ее бояться? Все! Решение принято: «Сегодня! Сегодня вы покупаете аэрогриль в рассрочку. Вносите половину стоимости. В течение 2-х месяцев доплачиваете оставшуюся часть – и суперпечь XXI века у вас на кухне.

 

Преимущественное преобладание функции сообщения характерно для информативной (прагматической) рекламы: это объявления о различных курсах, приеме на работу, об услугах. Примером предельно лаконичной информативной рекламы может быть следующая: «Плетение африканских косичек. Т.314-43-92».

Разновидностью информационной рекламы является презентационная реклама, место которой определяется ее названием: презентация, т.е. представление публике фирм, творческих коллективов их работ и т.д. К презентационным текстам следует отнести и личное резюме как разновидность информативной саморекламы.

В презентационных текстах используется воздействие на адресата, целью которого является создание наиболее благоприятного впечатления об объекте или субъекте.

Функция сообщения и функция воздействия, характерные для большинства рекламных текстов, неразрывны, они отражают два встречных интереса: цели адресанта (автора рекламы) и цели адресата (потребителя рекламы). Частично они совпадают, а в чем-то расходятся. Адресант заинтересован в воздействии, а адресат – в информации.

Создатели рекламных текстов с целью привлечения внимания адресата обращаются к использованию различных стилистических приемов. Стилистическая задача авторов рекламных текстов нередко состоит в нарушении стандартной правильности, что обнаруживается в расширении границ лексической сочетаемости. Например, толстое преимущество в рекламе фирмы-производителя окон (предметное значение – преимущество толщины изготавливаемого стекла – воспринимается как метафорический эпитет), или вкусное кафе - о Сайгоне на Невском, или правильное пиво (реклама пива).

Для рекламы мобильных телефонов Samsung АТС ТЕЛЕКОМ использовал каламбур, построенный на расширении границ лексической сочетаемости: У меня есть новый друг. / Это телефон Samsung. / Он со мною говорит. / У него мобильный вид.

Частью рекламного текста являются слоганы – краткие, броские фразы, которые являются словесным портретом фирмы или товара. В рекламном слогане с целью эмоционального воздействия часто используется прием языковой игры: «У нас не заржавеет» (реклама антикоррозийных покрытий); «Утри нос насморку» (реклама лекарственных средств); «У вас с крышей все в порядке?» (реклама фирмы по ремонту крыш); «Не дай себе засохнуть» (реклама прохладительных напитков).

Одним из способов выражения экспрессии и эмоциональности в рекламе является использование метафор: «Амбер – королевство сувениров», известных пословиц и выражений в трансформированном виде: «Готовь сани осенью», «Пролетарии всех стран, окомпьютеривайтесь».

Атмосферу некой вольности и непринужденности в рекламном тексте создает употребление таких экспрессивных лексических единиц разговорного характера, как жаргонизмы: «Пора крышеваться», «Паритесь, что подарить любимой?», «Московский комсомолец – самая убойная газета».

Наблюдения над языком рекламы показывают, что его важной особенностью является краткость, оригинальность, неповторимость, занимательность. Рекламный текст отличает целенаправленность, связанная с выполнением двух коммуникативных функций – информирования и убеждения. Главной цели – привлечению внимания потенциального потребителя - в рекламе служат разнообразие используемых стилистических приемов и выразительных средств.

4.3.2. Выполните тест

Задания Варианты ответов
1. Приведенные высказывания из рекламных объявлений «Срочно изготовим печать и штампы!», «Печати и штампы. Изготовим срочно!» являются … а) нейтральными б) эмоционально-экспрессивными
2. Данные рекламные клише «Надежно, выгодно, удобно!», «Качественно, прочно, долговечно», «Увлекательно и экзотично!» «Конфиденциально и деликатно!» подчеркивают, как фирма … а) поставит товар б) окажет услуги
3. Приведенные микротексты «Наши цены заинтересуют Вас! Экономия 30%»; «Фирма проводит юридические консультации по проблемам формирования рынка в России. Мы обеспечим Вам путь к успеху» являются … а) собственно рекламным текстом б) коммерческим объявлением
4. Слоган – в зависимости от функции – имеет большую или меньшую степень самостоятельности. Как самостоятельный текст чаще используются слоганы .. Укажите не менее двух вариантов ответов а) политические б) представляющие фирмы в) рекламирующие товар г) рекламирующие услуги  
5. Какой стилистический прием используется в слогане: «Открой проект – дойди до ручки» (Каталог рекламных сувениров) а) языковая игра б) метафора в) нарушение лексической сочетаемости  
6. Какой стилистический прием использован в слоганах: «Слабо посидеть по-царски?»; «Оттянись со вкусом» ?   а) просторечная лексика б) лексика разговорного харакиера в) жаргонизмы  
Задания Варианты ответов
7. Одним из механизмов воздействия рекламы на адресата является … а) эмоциональное воздействие б) психологическое воздействие
8. Реклама с ярко выраженной функцией воздействия называется … а) информационной рекламой б) проективной рекламой    
9. Резюме представляет собой вид … а) проективной рекламы б) презентационной рекламы в) информационной рекламы
10. Разновидностью информационной рекламы является … а) презентационная реклама б) проективная реклама

 

4.3.3. Проверьте правильность ответов

1 -б; 2 -б; 3 -а; 4 -в,г; 5 -а; 6 -в; 7 -а; 8 -б; 9 -б; 10 -а.

Устная деловая речь

4.4.1. Подготовьтесь к выполнению теста: ознакомьтесь с основными видами устного делового общения и принятой системой формул речевого этикета

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.