Упражнение 36.Прочитайте слова, показывая оглушение звонких согласных в приставках перед глухими согласными и озвончение глухих перед звонкими согласными корня. Объясните несоответствие написания и произношения этих приставок.
Упражнение 37.Слова с приставкой рас- (раз-) запишите в одну колонку, слова с приставкой роз- (рос-) - в другую. При этом комментируйте особенности произношения и написания тех и других.
Пре- указывает на:
1) высшую степень качества или
действия (в этом случае вместо
приставки можно подставить слова
весьма, очень) -
предлинный предобрый пренеприятный
2)
пространственную
близость -
привокзальный приморье
неполноту действия -
привстать
2)значение, близкое к
3)
приставке пере- -
преграждать преображать
приоткрыть
4)
присесть
доведение действия до
конца -
приучить
привыкнуть
Упражнение 41. Запомните написание слов, в которых значение приставок при- и пре- не выступает с достаточной ясностью, а также заимствованных слов, в которых первая часть нетождественна русским приставкам. Составьте предложения с выделенными словами.
Упражнение 42.С данными словами и словосочетаниями составьте предложения. Сравните написания созвучных слов с разным значением.
Приклонить голову (найти преклонить колени (согнуть)
себе приют)
Ветер приклоняет к земле
преклонить на свою сторону
ветки.
(родственное понятие -
непреклонный)
придавать значение
предавать (совершать преда-
тельство)
приумножить (немного ум-
преумножить (сильно умно-
ножить)
жить)
приуменьшить (немного
преуменьшить (сильно
уменьшить)
уменьшить)
преувеличить
призреть (позаботиться о
презреть (выразить презрение)
ком-нибудь)
«Презреть бы твоё предсказа-
нье» (П.).
Мой сосед в вагоне притво-
План претворяется в жизнь.
ряется, что спит.
Он включил приёмник.
Он стал достойным преемни-
ком своего учителя.
прибывать, прибытие (куда-
пребывать, пребывание (нахо-
нибудь приезжать)
диться где-нибудь)
притерпеться (свыкнуться)
претерпеть гонения (перенес-
ти гонения)
Правописание ы - и после приставок
Упражнение 43. Прочитайте слова. При этом обращайте внимание на твёрдое произношение согласных в приставках. Сформулируйте правило правописания гласных ы-и после приставок, оканчивающихся на согласный.