Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Знаки препинания при прямой речи и цитировании



 

Упражнение 128. В отрывке из книги Т. Окуневской «Татьянин день» проанализируйте пунктуацию при передаче диалога и употребление кавычек. Укажите возможные варианты.

 

Петь не стала, читать тоже. Генерал вежливо обращается ко мне:

— Татьяна Кирилловна, а у вас жив браунинг, который наш полк вам подарил?

Четко вспомнился мой приезд с концертом в летный полк в Австрии <...>

Несколько летчиков скоро должны вылететь на важное задание и просят, умоляют спеть им только «Ночь над Белградом», и тихо добавляет: «И может быть, не все вернутся к завтрашнему концерту». Я вскочила, оделась, загримировалась...

Музыканты начали концерт с попурри всех летных мелодий, песен, а я, посмотрев в зал, чуть не расплакалась, глядя на этих юных, почти мальчиков, надевших парадные мундиры для концерта. Их было всего человек пятнадцать — крепких, ладных, красивых! Постичь, что кого-то из них на завтрашнем концерте может уже не быть, что кто-то из них не будет так лучезарно улыбаться...

Я спела дважды «Ночь», «Землянку», «Давай закурим», я спела все, что знала. Таких аплодисментов благодарности мне больше уже не услышать. Ко мне подошел юный офицер, видимо, их командир, поцеловал руку и поднял на меня детские, не сравнимые ни с каким небом голубые глаза и тихо сказал: «Спасибо вам от всех нас, нам будет легче, неся вас в сердце, выполнить задание...»

Генерал впился в меня глазами, вспомню ли я этот полк, этот браунинг.

— Скажите, генерал, а вы помните тот мой ночной концерт и молодого офицера, который от имени всех благодарил меня, с голубыми, как небо, глазами?

— Он погиб в ту ночь.

Упражнение 129.Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания и графически отделяя реплики говорящих. Дайте стилистическую оценку речи персонажей В. Пелевина в книге «Generation П».

 

Дверь открылась. Незнакомец грузно вошел в вагончик, поглядел сначала на Гусейна, потом на Татарского, а потом на прикованного к лавке. На его лице изобразилось изумление... Так вот ты где, сука! — надсаживаясь, выкрикнул вошедший, и его лицо побагровело еще сильнее. А мы тебя две недели по всему городу ищем. Что, спрятаться захотел? Бинтуешься, коммерсант... Татарский с Гусейном переглянулись. Эй, ты не очень, неуверенно сказал Гусейн. Он, конечно, коммерсант, базара нет, но это все-таки мой коммерсант. Чего? — спросил неизвестный, отпуская окровавленную голову. — Твой? Он моим коммерсантом был, когда ты еще коз в горах пас. Я в горах не коз пас, а козлов, спокойно ответил Гусейн. А если ты быковать приехал, так я тебе кольцо в нос продену, реально говорю. Как ты сказал? — наморщился неизвестный и расстегнул пиджак, под левой полой которого что-то бугрилось. Какое кольцо? Вот это, — сказал Гусейн, вынимая из кармана гранату. Вид сведенных усиков мгновенно успокоил неизвестного. Мне этот гад деньги должен, сообщил он. Мне тоже, сказал Гусейн, убирая гранату.

Упражнение 130.Проанализируйте пунктуацию при цитировании, отмечая также употребление прописных и строчных букв. Объясните все случаи употребления кавычек и отказа от них при цитации.

 

Слово «красноречие» означает умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. Так этот термин объяснил В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка». Современные словари указывают еще и другое значение слова: красноречие — это и «теория ораторского искусства».

Замечательный государственный деятель эпохи Александра I M.M. Сперанский (1772—1839) составил «Правила высшего красноречия», основываясь на своем педагогическом опыте. Он утверждал: «Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий».

Большое значение красноречию придавал известный русский историк B.C. Ключевский (1841—1911). Он справедливо замечал, что многие педагоги не умеют выразить свою мысль и подают ее так, «что она вянет и блекнет, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву». В пример беспомощным ораторам Ключевский ставил историка С.М. Соловьева, у которого «слово всегда было по росту мысли». «Слушая Соловьева, мы чувствовали, — писал Ключевский, — что с нами беседует человек, много и очень много знающий и подумавший обо всем ... и все свои знания сложивший в цельное миросозерцание». В этом отзыве — важнейший критерий красноречия — эрудиция оратора, глубокие знания в той области, которой посвящена речь.

Известный русский адвокат П.С. Прохоровщиков, выступавший под псевдонимом П. Сергеич, свои рекомендации формулировал кратко и четко: «Только точное знание дает точность выражения; Речь должна быть коротка и содержательна; Высшее изящество слога заключается в простоте; Неправильное ударение так же оскорбительно для слуха, как неупотребительное или искаженное слово».

А.Ф. Кони в «Советах лекторам» особо выделял необходимость серьезного обдумывания предстоящей речи, ссылаясь на такой пример. Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий физик ответил: «Я об этом много думал». Кони высоко ценил образность речи и рекомендовал использовать наглядные сравнения, выразительные эпитеты. Он советовал говорить «немонотонно, выразительно, громко, ясно, отчетливо» (имея в виду дикцию оратора), предостерегал против шаблонных выражений, утверждая: «Шаблон — совершенно недопустимое зло во всяком творчестве». Речь должна быть простой и понятной — вот условие успеха оратора. Важное требование красноречия — краткость, отсутствие всего лишнего, что «расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей», по утверждению А.Ф. Кони.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.