от 2 марта 1994 г. №42 (в редакции Указа Президента
Российской Федерации от 1 июня 1995 г. №554)
Буквы Э и Е
Упражнение 3.Прочитайте предложения вслух, обращая внимание на правильное произношение отмеченных сочетаний. Выпишите заимствованные слова, в которых выделены согласные с е, в следующем порядке: 1) слова, в которых согласные перед е произносятся твердо (как перед э); 2) заимствованные слова, в которых согласные перед е произносятся мягко (см. ключ в конце упражнения).
1. Как денди лондонский одет (П.). 2. Память моя - точно музей редких откровений (Купр.). 3. Они сняли маленькую комнатку в мезонине и устроили ателье. 4. Она входит ко мне умытая, пахнущая цветочным одеколоном (Ч.). 5. Углубляя подбородок в шерстяное кашне, он с нахмуренным видом следовал за художниками (Григ.). 6. В мире все темыпрекрасны, музу смелее зови (Н.). 7. Григорий долго не мог усвоить сложной техники удара (Шол.). 8. К стволу дерева была прибита фанерная дощечка. 9. Теннис - отличная игра. 10. На стендах стояли новые модели самолетов.
Упражнение 5.Выпишите в две колонки слова с сочетанием букв йо и ио, запомните их написание.
Иордания, Йоркшир, Иордан, йог, ионит, ионизатор, ионизация, Йемен, академик Иоффе, Йокосука, йотация, праздник святого Йоргена, Иоганнесбург, йод, йогурт, Нью-Йорк.
Употребление Ъ и Ь
Упражнение 6.Внимательно прочитайте таблицу и запомните употребление ь после шипящих. Выполните задание, которое предлагается в конце упражнения (устно).
Мягкий знак после шипящих (ж, ш, щ)
На конце
В глаголах
В повели-
В неопре-
В наречиях
На
сущ. ж.р.
2-го лица
тельном
деленной
после ши-
конце
в им. и вин
ед. ч. наст.
наклонении
форме
пящих ж,
частиц
пад. ед. ч.
и буд. вр.
глаголов
глаголов
ш, щ
молодежь
читаешь
спрячь
беречь
точь-в-точь
лишь
сушь
пишешь
спрячьте
беречься
навзничь
вишь
тишь
говоришь
спрячься
стричь
прочь
бишь
помощь
умываешь
спрячьтесь
стричься
наотмашь
умываешься
намажь
развлечь
невмочь
обожжешь
намажьте
развлечься
настежь
обожжешься
намажься
жечь
вскачь
вернешь
намажьтесь
испечь
Исключение:
вернешься
ешь
лечь
уж, замуж,
ешьте
невтерпеж
Задание.Объясните, почему ь пишется или не пишется в словах:
Упражнение 7. Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы. Объясните, для чего служат буквы ъ и ь.
1. Вот нам и еще один компан...он (Купр.). 2. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько любимых его п...ес (Гонч.). 3. Среди большой чистой площадки на высоком п...едестале высился слепок могучей фигуры Давида (Вер.). 4. Письма любимого стали неотъемлемой частью ее жизни. 5. Настал день прем...еры.
Упражнение 8.Измените слова по образцам. Перепишите. Поставьте, где надо, ь и подчеркните его. Составьте по три предложения со словами каждой группы.