Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного педагогического университета
Составитель: О.В. Финогенко, ст. преподаватель кафедры германских языков и МКК
Рецензент:
Ответственный за выпуск: М.В. Стехина, к. филол. н., доцент кафедры германских языков и МКК
А 72 Античная культура: Курс лекций для студентов гуманитарных факультетов университета. – Красноярск: РИО КГПУ, 2013. – 142 с.
Содержит краткое изложение основных сведений по истории и культуре древней Греции и Рима, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к занятиям и зачетам, тематику рефератов. Предназначен студентам гуманитарных факультетов университета для самостоятельной и аудиторной работы.
Тема 1. Античная культура – определение понятия …………………. 5
Тема 2. Древняя Греция: страна и народ ……………………………… 11
Тема 3. Периоды развития древнегреческой культуры ………………. 13
Тема 4. Выдающиеся люди античности: Греция……………………… 15
Тема 5. Древняя Италия. Основание Рима ……………………………. 29
Тема 6. Периоды развития древнеримского государства.
Царский период……………………………………………………………31
Тема 7. Римская республика …………………………...............................34
Тема 8. Рим и Карфаген …………………………………………………..39
Тема 9. Рим: I век до н.э.: переход от республики к империи ……….…43
Тема 10. Римская империя. Цезари древнего Рима………………………47
Тема 11. Выдающиеся люди античности: Рим …………………………..57
Тема 12. Воспитание и образование в античности ………………………71
Тема 13. Философская мысль древней Греции и Рима ………............
Тема 14. Римское право …………………………………………………..
Тема 15. Падение Западной римской империи и возникновение
новых государств ……………….………………………………….……….
Тема 16. Влияние античной цивилизации на культуру
западноевропейских стран………………………………………………
Тема 17. Место латыни среди языков мира. Влияние латинского языка на языки и культуру народов западной Европы …………………
Тема 18. Театральное искусство ……………………………….
Тема 19. Античная литература ………………………………………….
Тема 20. Античная мифология …………………………………
Тексты на латинском языке с комментариями………………………………
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика рефератов………….……………………………………
Библиографический список …………………………………………………40
Введение
Данный курс предназначен для студентов гуманитарных факультетов университета. Он знакомит с основными сведениями по истории и культуре древней Греции и древнего Рима. Программа курса предполагает чтение «концентрированных» лекций. За ними следуют мини-семинары, написание студентами рефератов, чтение докладов и другие практические работы.
Курс выдвигает следующие требования к уровню освоения содержания дисциплины:
1) получить системные представления об истории, культуре, политике, искусстве древних Греции и Рима;
2) приобрести навыки работы с дополнительной литературой по изучаемой тематике;
5) получить практику устных выступлений перед слушателями по заданной теме;
6) усовершенствовать навык чтения и перевода латинских текстов.
Тема 1. Античная культура – определение понятия
Определение понятия «культура»
Античность – от. лат. аntiquus – древний. В широком смысле – термин, равнозначный русскому слову «древность». В узком и более употребительном значении – греко-римская древность (история и культура древней Греции и древнего Рима).
Понятие «античный мир» было введено итальянскими гуманистами XV века для обозначения культуры древней Греции и древнего Рима, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой европейской цивилизации.
Предметом курса выступает «античная культура» во всем многообразии. Объектом курса являются люди, творцы и носители древней культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура – совокупность достижений общества в производственном, социальном и духовном отношении.
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:
1) определенная сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление (министерства культуры, специальные учебные заведения, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д.);
2) совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т. д.);
3) высокий уровень качественного развития духовных достижений. «Уровневый» смысл вносится в понятие «культура», когда оно противопоставляется бескультурью – отсутствию культуры.
В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (лат. cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Только в XVIII-XIX веках для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения.
Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917) – выдающийся английский этнограф:
«Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.»
Другими словами можно сказать так: культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа – это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, язык и многое другое. В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор – все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение.