Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ



Диспансерное наблюдение школьников проводят согласно приказам МЗ РФ (приказ МЗ РФ № 60 от 19.01-83 г.; приложение 24 приказа МЗ РФ № 151 от 07.05.98 г.; приказ № 154 от 05.05.99 г.). Его осуществля­ют школьный врач и медсестра с привлечением Узких специалистов. Углубленный осмотр проводят в школах с 1-го сентября по 15-е ноября (первоклассников осматривают в коНЦе учебного года) с привлечением специалистов детской поликлиники, в районе деятельности которой на­ходится школа. Врач школы должен составить график медосмотров учащихся, который утверждают заведующий детской поликлиникой и директор школы. Директор школы обеспечивает своевременную явку всех учащихся на медосмотр. По результатам медосмотров составляют комплексное заключение о состоянии здоровья каждого школьника, оп­ределяют медицинскую группу для занятия физкультурой и назначают лечебно-оздоровительные мероприятия. Все данные по диспансериза­ции вносят в индивидуальную каРтУ развития школьника (форма 026/у-2000).

Детей диспансерной группы осматривают узкие специалисты 2 раза в год. Подготовку к осмотру и проведение параклинических обследова­ний осуществляет заведующий ООМПДП поликлиники, /lei и диспан­серной группы, страдающие хроническими заболеваниями, и реконва-лесценты острых заболеваний осматривают и обследуют ирачи ООУ в сроки, обусловленные соответствующими рекомендациями для каждой формы патологии.

АДАПТАЦИЯ ДЕТС-Й К ОБУЧЕНИЮ

В младшем школьном возрасте изменяются ба-юиые механизмы ор­ганизации всех физиологических И психофизиологических функций, увеличивается напряжение адаптационных процессов. Происходит из­менение всей жизни ребенка - появляются новые контакты, новые ус­ловия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требова­ния и так далее. Напряженность этого периода определяется, прежде всего, тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, тре­бует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических резервов.

Интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением оп-


ределенной позы при работе в классе. Статическая нагрузка для детей 6-7 лет наиболее утомительна, так как при удержании определенной позы необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточ­но развитых у детей этого возраста, и длительное статическое напряже­ние мышц руки (сгибателей и разгибателей пальцев).

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ

Она представляет собой довольно длительный этапный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Этапы адаптации к школе

• Первый этап — ориентировочный (фаза острой адаптации), когда
на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом системати­
ческого обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным нап­
ряжением практически всех систем организма. Эта «физиологическая
буря» длится достаточно долго (от 10 дней у здоровых детей до 2-3-х
нед и более у детей, имеющих морфофункциональные отклонения). На
первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма говорить не
приходится, организм тратит все, что есть, поэтому так важно помнить,
какую высокую «цену» платит каждый ребенок в этот период.

• Второй этап — неустойчивое приспособление (фаза подострой
адаптации), когда формируются оптимальные или близкие к оптималь­
ным варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе эта «цена»
снижается, «буря» начинает затихать.

• Третий этап — период относительно устойчивого приспособления
(компенсаторная фаза), когда организм находит наиболее оптимальные
варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения
всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умствен­
ная работа но усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую
испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе или психоло­
гическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, каж­
дая из систем организма реагирует напряжением. Длительное же функ­
циональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление
могут привести к нарушению здоровья.

Длительность периода адаптации детей к обучению индивидуальна, и все три фазы адаптации длятся приблизительно 5-6 нед, т.е. этот пе­риод продолжается до 10-15 октября. Наибольшие сложности возника­ют на 1-4-й нед.

Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой и симпатоад-реналовой систем, а также низким показателем координации (взаимо-


действия) различных систем организма между собой. По интенсивнос­ти и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в первые недели обучения, учебные занятия можно сравнить с влиянием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагру­зок.

Только на 5—6-й нед обучения постепенно повышаются и становят­ся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается нап­ряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма и наступа­ет относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагру­зок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фа­за (относительно устойчивого приспособления) затягивается до 16 нед. И хотя считают, что период острой физиологической адаптации орга­низма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6-й наделе обучения, весь первый год учебы (если сравнить его со следующими периодами обуче­ния) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма ребенка.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.