Особые гигиенические требования предъявляют к спортивному оборудованию физкультурных залов, открытых спортплощадок, школьных стадионов. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждений, за полосой зеленых насаждений. В ее состав должны входить школьный стадион с беговой дорожкой, комбинированное поле для футбола и ручного мяча и двумя секторами для прыжков в высоту и длину.
Спортивный зал следует размещать на первом этаже в пристройке. Площади спортивных залов обычно составляют 9x18 м, 12x24 м, 18x30 м при высоте не менее 6 м. Размеры и количество спортивных залов рекомендуют устанавливать из числа параллелей: при наличии 2-х параллелей — 2 зала 9x18 и 12x24, 3-х и более параллелей — 2 зала 12x24 и дополнительный зал 18x30. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные комнаты, раздевалки отдельно для мальчиков и девочек, душевые, уборные для мальчиков и девочек, комната для инструктора. Проходы в учебно-спортивные помещения через классные секции не допускаются. Вход в спортивный зал из раздевалки предусматривают непосредственно через обособленный коридор. В состав физкультурно-оздоровительных помещений необходимо включать тренажерный зал и, желательно, бассейн.
Контроль физического воспитания в школе проводит врач. После проведения ежегодных плановых осмотров к октябрю врач составляет поименный список учащихся с уточнением распределения их по медицинским группам для занятий физкультурой, передает его директору школы, который издает приказ с указанием медицинской группы по физкультуре для каждого ученика. Динамическое наблюдение за груп-
пами необходимо проводить до окончания учебного года. Выделяют различные медицинские группы для участия в учебных и внеучебных занятиях физической культурой и спортом. Для установления группы по физкультуре обязательно используют показатели физической подготовленности, определяемые по физическим тестам (проводит учитель физкультуры).
Группы по физкультуре
• Основная группа.К ней относят школьников без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной подготовкой. Занятия по школьным программам прово дят в полном объеме. Разрешены занятия в одной из спортивных сек ций школы или вне ее с участием в соревнованиях но одному из видов спорта.
• Подготовительная группа.К ней относят школьников с незначи тельными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без достаточной физической подготовки. Занятия проводят вместе с ос новной группой по школьным программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений. Ограничивают нагрузку в беге, силовых упражнениях, сокращают число повторных прыжков, уменьшают длительность подвижных игр и так далее. Контрольные ис пытания выполняют с разрешения врача.
• Специальная группа.К ней относят школьников, имеющих значи тельные постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья, которые не мешают выполнению обычной учебной работы в школе, но служат противопоказанием для занятий физкультурой. Занятия прово дят по особой программе или по отдельным видам школьных программ со сниженными нормативами. Можно проводить занятия индивидуаль ной гимнастикой типа лечебной физкультуры.
Школьникам с отклонениями в состоянии здоровья (параличи, парезы, врожденные пороки развития и пр.), как правило, лечебную физкультуру назначают в поликлиниках, физкультурных диспансерах или других лечебно-профилактических учреждениях.
Включение школьников в ту или иную группу непостоянно, группа может изменяться при повторном медицинском осмотре в случае восстановления здоровья. В связи с перенесенными острыми заболеваниями часть школьников могут быть временно отстранены от занятий по физкультуре. Возрастные нормы начала занятий спортом и сроки начала занятий физкультурой после заболеваний приведены в табл. 7-4 и табл. 7-5.
Таблица 7-4.Возрастные нормы начала занятий спортом и этапов спортивной подготовки
Наименование
Возраст допуска к занятиям спортом, г.
вида спорта
группа
учебно-
группа спор-
начальной
тренировочная
тивного совер-
подготовки
группа
совершенствования
акробатика
8-10
10-14
14-17
баскетбол и волейбол
10-13
12-17
16-18
бадминтон
10-13
12-17
16-18
бокс
12-15
14-17
17-19
борьба (все виды)
10-13
12-17
16-18
велосипедный спорт
12-14
14-17
17-18
водное поло
10-13
12-17
16-18
гимнастика спортивная
8-10
10-14
14-17
юноши девушки
7-9
9-14
14-17
i имнастика
художественная
7-9
9-13
13-17
гребля академическая
10-12
12-17
17-18
гребля на байдарках
и каноэ
11-14
13-17
16-18
конный спорт
11-13
13-17
17-18
конькобежный спорт
10-12
12-17
17-18
легкая атлетика
11-13
13-17
17-18
гонки и биатлон
9-12
12-17
17-18
лыжный спорт
8-11
10-15
14-17
горные виды двоеборье
9-12
11-17
16-18
прыжки с трамплина
9-11
12-17
17-19
парусный спорт
9-12
11-17
16-18
плавание
7-10
7-14
12-17
прыжки в воду
8-11
10-15
14-17
стрелковый спорт
11-14
13-17
16-18
теннис и настольный
теннис
7-10
9-15
14-17
тяжелая атлетика
13-14
14-17
17-18
фехтование
10-13
12-17
16-18
фигурное катание
7-9
9-13
13-17
футбол, хоккей с
10-12
12-17
17-18
шайбой и мячом
шахматы
9-13
11-17
15-18
Таблица 7-5.Сроки освобождения от занятий физкультурой после заболеваний
Заболевание
Освобождение от занятий с начала посещения школы, дни
Ангина в зависимости от тяжести
14-28
ОРВИ
7-21
Грипп
14-28
Острый отит
14-28
Бронхит
7-21
Пневмония
30-60
Острые инфекционные заболевания
30-60
Острый нефрит
Инфекционный гепатит
56-360
Аппендицит (после операции)
30-60
Перелом костей конечности
30-90
Сотрясение юловного мозга
60 и более, до 1 года
Уроки физического воспитания целесообразно проводить на 3-4-м ч занятий в школе не менее 3-х раз в нед С 5-го класса устанавливают дифференцированную нагрузку физических упражнений для мальчиков и девочек.
Цель урока физического воспитания — достижение определенного уровня нагрузки на организм посредством усложняющихся физических упражнений, постоянной тренировки и закаливания организма