Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. пых домах, необходимо удерживать в уме следующую схему:




ИСТОК И ПРИЧИНЫ


237


 


пых домах, необходимо удерживать в уме следующую схему:

МУЖЧИНА = пенис = клетки спермы

ЖЕНЩИНА = вагина= яйцеклетки

Ребенок — видимое свидетельство родительской сексуальности, которая привела к его зачатью. Поэтому он будет мишенью всех чувств, которые связаны в уме родителей с сексуальностью. Чувства могут быть различ­ными, в зависимости от взаимоотношений родителей и, конечно, в зависимости от пола ребенка: чувства к сыну отличны от чувств к дочери. Различие часто выражается в реакции, которой приветствуется новорожденный маль­чик или девочка. Первый ребенок встречается иначе, не­жели второй, третий или четвертый. Если учесть разли­чие этих откликов, можно понять, почему один ребенок в семье демонстрирует более сильные отклонения, чем другой.

Родители часто не понимают, какую роль они иг­рают в этом отклонении. Они уверены, что откликаются одинаковыми чувствами на каждого своего ребенка. Это не так, конечно, и результатом их уверенности становит­ся тот факт, что у ребенка развивается чувство провала хороших взаимоотношений. Родители уверены, что по­скольку они делают для всех детей одни и те же вещи, то можно ожидать одних и тех же результатов. Они упуска­ют из виду тот факт, что делать-то они делают, но в том, как они это делают, как раз и состоит разница между принятием и отвержением. Большая часть родителей не­способна или не имеет желания увидеть, насколько важ­ны их бессознательные позиции, к которым так чувстви­телен ребенок.

Совершенно очевидно, что исследователи, изучав­шие фон шизофреника, обнаруживают семейные ситуации, которые привели к открытому конфликту или заряду не­выраженной ненависти. Т.Лидз и С.Флек, обследовав до­машнюю жизнь шизофреников, не обнаружили ни од-


машнюю жизнь шизофреников, не обнаружили ни одной хорошо интегрированной семьи. Они отметили, что «сте­пень и распространенность семейной патологии была со­вершенно неожиданной».57 В таких семьях налицо сексу­альные проблемы, особенно связанные с инцестом.

Хотя открыто сексуальное поведение кого-то из родителей по отношению к собственным детям не ред­кость в семьях пациентов-шизоидов или шизофреников, причинным психологическим фактором при таком откло­нении является бессознательная сексуальная идентифика­ция с ребенком. В этих семьях мать видит ребенка в об­разе своей собственной сексуальности. Пытаясь освобо­диться от глубокого ощущения, что ее женская сексуаль­ность унижена, что она рассматривает как подчиненность, зависимость и неполноценность, она проецирует эти ка­чества на ребенка, надеясь таким образом реверсировать свои собственные инфантильные переживания и получить власть, которая для нее была невозможна.

Эта проекция относительно легка, если ребенок — девочка. Принадлежность к одному и тому же полу фаси-литирует перенесение чувства. Дочь становится воплоще­нием отвергнутой сексуальности матери. Мать может бла­гоговеть перед ребенком или презирать его, отрицать или развращать ради собственного удовлетворения. Она будет реагировать на дочь точно так, как реагировала на соб­ственную сексуальность, со стеснением и амбивалентны­ми чувствами. В этом процессе дочь и мать отождествля­ются, и граница, которая устанавливается между ними, никогда не может быть разбита без того, чтобы не разру­шить друг друга.

Мать развращает ребенка (мальчика или девочку), когда бывает открыто соблазнительна, создавая таким об­разом инцестуозные отношения между собой и ребенком. Как правило, такое соблазнение начинается, когда ребе­нок еще мал. Мать создает эротическое острое ощуще­ние, дотрагиваясь до тела ребенка или гладя его руками. Крайний пример такого поведения выражен в следующем сообщении пациентки: «Меня так соблазняет мой ребе-



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ИСТОК И ПРИЧИНЫ


239


 


нок. Я могу прикоснуться к его пенису. Я могу взять его пенис в рот. Я могу поцеловать его попку, даже пробрать­ся в его анус. Конечно, я этого не делаю. Он так пахнет! Его тело так красиво устроено».

Эти чувства выражают бессознательную идентифи­кацию матери с собственным ребенком. Он тот, кем она хотела бы быть, и она готова «проглотить» его, чтобы он стал частью ее тела, или открыть для него свое тело, чтобы стать его частью. Это не только инцестуозное вле­чение со стороны матери, это гомосексуальная фантазия, в которой она овладевает ребенком, будто он является ее собственностью и подчиняет его своим потребностям.

Когда мать остается в стороне, когда она отступа­ет, когда она холодна со своим ребенком, это можно ин­терпретировать как защиту против бессознательного ин-цестуозного и гомосексуального чувства к нему. Хилл на основе своих наблюдений делает такой же вывод: «Она отвергает мальчика, его генитальность — возможно, из за­висти и под угрозой инцеста. Она отвергает дочь через разочарование и из страха соперничества».58 Однако, на каком-то глубоком уровне ребенок улавливает причину этого отвержения. Бессознательно он ощущает гомосексу­альную и кровосмесительную скованность, которая связы­вает его с матерью. Она сексуально соблазняет его, в то время как он ненавидит ее и печалится о ней. Он оказы­вается вовлеченным в такую же амбивалентность, которая характерна для ее позиции.

Мы можем понять дилемму ребенка, если усвоим, что оба процесса работают одинаковым образом. Уход или отступление от соблазняющей матери сопровождается риском пробудить в ней фурию; потянуться к отвергаю­щей матери — значит идти на риск спровоцировать ее тре­вожность и неприязнь. Ребенок попадает либо во внеш­нее подчинение, которое прикрывает внутреннюю дефи-антность, либо в открытый бунт, который маскирует внут­реннюю пассивность. В таких взаимоотношениях можно предвидеть взрыв ярости и насилия. Ребенок отвечает на враждебность матери собственными убийственными им-


пульсами. Однако он оказывается в ловушке между нена­вистью и зависимостью, между отрицанием и идентифи­кацией, и из-за этого он может застыть до полной непод­вижности.

------------ ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ ТРАВМА

Многие из вышеперечисленных проблем можно проиллюстрировать с помощью следующей истории болез­ни. Пациентке, которую я буду называть Хелен, было око­ло тридцати лет. Она пришла лечиться, потому что не могла установить стабильные отношения с мужчиной. Она снова и снова вступала в сексуальные связи, но разрывала отношения, как только сталкивалась с тем, что мужчина не может выполнить ее чрезмерные требования. Хелен была в глубоком замешательстве по поводу своей женской роли и страдала от сильной тревоги. У нее были типично ишзоидные черты лица; глаза были несфокусированны, а подбородок — решительно поджат. Ее тело было хорошо развито, но плохо скоординированно при движениях. В ее личности было много паранойяльных черт: она была гиперактивна, разговорчива и неустойчива.

В процессе терапии я попросил Хелен смягчить челюсть и позволить подбородку податься назад. Когда она сделала это, то вдруг заплакала мягко и глубоко. Она сказала: «Боль в сердце невыносима.» Когда плач затих, я предложил, чтобы она протянула губы, будто собирается сосать грудь. «Что толку?» — воскликнула Хелен, — «я умо­ляла о любви, но получала только унижение».

Чтобы предоставить ей возможность высвободить больше чувства, я попросил ее мобилизовать лицевые мышцы, чтобы выразить испуг. Она опустила челюсть, высоко подняла брови и широко раскрыла глаза. Эта экс­прессия сорвала маску. Когда Хелен поняла это, она испу­галась. Ее голова застыла. Она не могла двигать ею ка­кое-то время и не могла закричать. Расслабив лицо она сказала: «Чего я боюсь? Чего-то, что вижу? Боюсь ее глаз?



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.