Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ



Тело шизоида раньше описывали как астеническое, то есть слабо выстроенное, с недостаточно развитой муску­латурой. Слово «астения», от которого происходит термин «астеничный», означает слабость и расслабленность. В каж­дом шизоиде, независимо от типа его тела, присутствует не­кая фундаментальная слабость. Это — неспособность моби­лизовать энергию и чувства и направить их на удовлетворе­ние своих потребностей. Невзирая на видимость силы, ши­зоиду не хватает энергии, чтобы поддерживать агрессивную позицию по отношению к миру.

Отсутствие или недостаток агрессии шизоидной структуры влекут за собой «застывание» чувств и подвиж­ности. Я часто ссылался на тот факт, что тело шизоида «заморожено». Слово «замороженный» или «застывший» лучше отражает конституциональный фактор шизоидной структуры, нежели термин Кречмера «линейный» (linear), и более полно, чем слово «слабый». Заморожена естествен­ная подвижность организма. Это верно даже в тех случа­ях, когда в модели поведения доминирует «отыгрывание» негативных и деструктивных тенденций. Такие тенденции можно понимать как безнадежную попытку пробиться к свободе из внутреннего напряжения и скованности, кото­рые вызвала «замороженность», появившаяся, когда орга­низм еще находился в утробе.

В третьей главе я говорил о том, что заморожен­ное состояние шизоидного тела порождено внутренним ужасом. Очень важно, что это безымянный и бесформен­ный ужас, и что он ассоциируется с тьмой. Когда я про­водил анализ со многими шизоидными индивидуумами, мне не удалось отыскать какое-то единое переживание, инспирировавшее этот ужас. Это привело меня к заклю­чению, что он уходит корнями во внутриутробную жизнь, которая «безымянна и бесформенна».

Текущие исследования этиологии шизофрении больше сфокусированы на изучении семейной почвы, где главную роль играют личности матери и отца, а также взаимодействия между ними. Клаузен и Кох отмечают, что


ранние исследователи этого предмета описывают матерей детей-шизофреников как «холодных, взыскательных, тре­вожных, чрезмерно контролирующих и ограничивающих — то есть тип личности, неспособный дать ребенку спон­танную любовь и принятие».17 Хилл считает, что «матери шизофреников амбивалентны и склонны «застывать» при упоминании о чем-либо неприятном»."1

Наиболее неприятная и чаще всего вызывающая это застывание тема — секс. В своих профессиональных встречах с матерями шизофреников я обнаружил, что они сексуально незрелы и ненавидят мужчин, хотя эта пози­ция часто бывает скрыта за фасадом сексуальной иску­шенности. Хилл в большинстве случаев находит, «что та­кие матери — фригидные или незрелые личности, не спо­собные выдержать зрелую психосексуальную близость с другим человеком».19 Он отмечает также, что их собствен­ные матери доминировали над ними, «противопоставля-ясь сексу и мужчинам».50 Два других исследователя этой проблемы, М.Дж.Ботман и С.А.Журек, описывают таких матерей как сексуально аппатичных и безответных, и ут­верждают, что они «крайне напуганы и скованы», чтобы вызвать какое-нибудь сексуальное желание у своих му­жей54 Многие из них находятся в алкогольной зависимо­сти, часто используют транквилизаторы или снотворные препараты.

Основной недостаток в личностях этих женщин — уклонение от реальности. Их настигают собственные кон­фликты, которые они не могут разрешить. Охваченные собственным чувством безнадежности, они реагируют на ребенка как на образ или объект. Мне приходилось много раз интервьюировать как таких матерей, так и их детей, а также работать с ними. Меня всегда удивляло, когда я видел, как плохо мать понимает трудности своего ребен­ка, который всегда жаловался на это непонимание и по этой причине негативно реагировал на мать. Хилл иссле­довал этот феномен и пришел к заключению, что «они (матери) не сознают реальности своих детей».52



Александр Лоуэн ПРЕДАТРЛЬСТВО ТЕЛА


ИСТОК И ПРИЧИНЫ


231


 


Слово шизоид неизменно подразумевает, что мать такого человека была «холодной». Это не значит, что она не заботилась о нем, но ее забота была эгоистичной, ин­дифферентной к потребностям ребенка, в ней отсутство­вало эмпатическое понимание его чувств. Мой собствен­ный опыт работы с таким типом женщин показывает не­достаток теплого чувства к собственному ребенку. Их дей­ствия представлялись мне явно холодными и ненавистны­ми в какой-то момент, а затем, в другой, проступало чув­ство вины, тревоги и заботливости. Такая мать с одной стороны чрезмерно вовлечена в ребенка, а с другой — отвергает его. Эти реакции возникают из-за эмоциональ­ной холодности, которой постоянно подвержен ее ребе­нок. Можно предположить, что поскольку холодность яв­ляется частью личности матери, то ребенок чувствует ее, еще находясь в утробе.

Шизоидная личность развивается в «холодной» матке, которая является таковой, поскольку в ней отсут­ствуют чувства, ушедшие из-за диссоциации с нижней ча­стью тела. Уход чувств из этой области — это соматичес­кий собрат негативного отношения к сексу или негатив­ной сексуальной позиции. Женщина, которая боится сек­са и ненавидит мужчин, «умерщвляет» область таза, что­бы снизить тревожность, связанную с сексуальными чув­ствами. Это механизм сексуального вытеснения; в резуль­тате его действия возникает напряжение в тазовой и брюшной области, которое отрицательно сказывается на матке. Пациентки, страдающие таким отклонением, как правило, жалуются на чувство пустоты в животе, возника­ющее во время беременности. Плод служит для того, что­бы заполнить эту пустоту, но это не удается. Ему прихо­дится развиваться на относительно неплодородной почве, которая редко озаряется сексуальным возбуждением.

В результате с поверхности плода уходит энергия. В «Физической динамике структуры характера»53 я расска­зывал о том, что этот процесс можно сравнить с замерза­нием раствора жженого сахара. Когда такой раствор замо­рожен частично, коричневый цвет сосредоточен в центре


емкости, в которую он помещен, а на периферии сосуда можно увидеть чистый бесцветный лед. Центр обесцвечи­вается постепенно, по мере того, как холод проникает в нему с внешней стороны. Приблизительно то же самое происходит с плодом, находящемся в «холодной» утробе. Свободная энергия организма отходит к центру, а кожа и периферические структуры контрактируются. Мускулатура, которая расположена близко к поверхности и которая развивается в последнюю очередь, особенно уязвима. В результате замораживается подвижность организма.

К сожалению, наши познания о процессе рожде­ния не предусматривают описание физического облика и подвижности ребенка в родах. Без таких данных невоз­можно получить подтверждение тому, что было сказано выше. Студентом и ординатором я неоднократно ассисти­ровал при приеме родов. Различие между новорожденны­ми младенцами порой поражает. Одни из них появляются на свет полнотелыми, с настойчивым криком, они имеют упругий и чистый кожный покров. Другие — маленькие и высохшие, они выглядят, как старички. Им необходимо стимулировать дыхание. Конечно, последние гораздо поз­же набирают вес, и остается только удивляться, как смо­жет развиваться их личность. На основе таких исследова­ний можно сказать, что многие конституциональные осо­бенности очевидны с рождения.

Многие исследователи уделили внимание тому, на­сколько важен для развивающегося организма «родительс­кий» фактор. Л.В.Сонтаг утверждает, что «если конститу­ция является этиологическим фактором шизофрении, то несомненно, что подобные изменения в конституции... воз­можны под отрицательным влиянием среды, окружающей плод».51

Э.Монтегью говорит: «Происходящее подтвержда­ет гипотезу о том, что стрессовые эмоции женщины в период, предшествующий беременности и во время нее, могут оказывать различное влияние...

Материнская позиция, будь то принятие, отверже­ние или безразличное отношение к беременности, может


232


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.