К.И. Чуковский написал замечательную книгу о словах русского языка «Живой как жизнь», которую предварил словами Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи». Конечно, чтобы слова зазвучали в нашей речи по-настоящему, во всю силу нужно соблюдать определённые правила, которые называются лексические нормы.
Лексические нормы, или нормы словоупотребления, это: 1) правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности, логичности, чистоты речи и её правильности.
Правильный выбор слов для выражения своих мыслей всегда позволяет точно выразить смысл высказывания. К примеру, в сочинении «Однажды…» студент пишет: «За мной гналась толпа деревенских собак», - о том, что же всё-таки хотел сказать автор, можно только догадываться. Слово «толпа» толкуется в словаре так: «скопление людей, сборище». Как видим из пояснения, сочетание слов «толпа» и «собак» невозможно. Здесь ошибка произошла в результате незнания точного значения слова.
Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова
Эти ошибки, как правило, вызваны незнанием лексического значения слова. Употребление слова без учёта его значения может стать причиной нелогичности и абсурдности высказывания: Самолёт заправили удобрениями (самолёт заправляют бензином или керосином). Декада якутской кухни будет проходить пять дней (декада должна длиться десять дней).
Неправильный выбор слова может стать причиной анахронизма, то есть нарушения хронологической точности при употреблении слов, связанных с определённой исторической эпохой. Например: В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. (Название города на Неве, которое употребил автор, было присвоено ему в годы Советской власти).
Неправильное употребление слов может привести и к логическим ошибкам. В числе их назовём алогизм – сопоставление несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Получается, что синтаксис сравнивается с научными статьями.
Другой причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Конечно, демонстрируется фильм, а не его название
Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение и(или) сужение понятия, возникающее в результате смешения видовых и родовых понятий: В любое время суток наша медицина готова прийти на помощь ребенку. Следует: В любое время суток наша медицина готова прийти на помощь больному (в нашей стране медицинской помощью пользуются не только дети). Замена же видовых понятий родовыми делает нашу речь бесцветной, казенной. Не случайно большой художник слова С.Я.Маршак обращался к своим современникам с горьким упреком: «Обеды, ужины мы называем пищей, а комната для нас жилплощадью была».
Причина нелогичности высказывания, искажения его смысла кроется и в нечётком разграничении отвлечённых и конкретных понятий. Например: Дворянин – в феодальном и, позднее, капиталистическом обществе привилегированный господствующий класс. В данном случае употребить нужно было слово дворянин – лицо, принадлежащее дворянству, так как не сам класс, а его представители встретили гостя.
Нарушение логичности допустимо в разговорной речи, в которой сами условия общения – непосредственность, неподготовленность, контактность – позволяют в случае необходимости исправить ошибку. Однако в других стилях это невозможно. Вот что пишет И.Б. Голуб в пособии по стилистике современного русского языка для журналистов: «Логические ошибки в речи, возникающие вследствие неправильного словоупотребления, - большое зло: они не только порождает неясность высказывания, искажают его смысл, но и ведут к абсурдности, неуместному комизму речи. Пародийное звучание тех или иных утверждений в подобных случаях сводит на нет их информативную ценность и наносит серьёзный ущерб идейной стороне текста».
Неправильный выбор слова может быть обусловлен смешением слов-паронимов. Паронимы – это слова, сходные по звучанию, но имеющие разные значения, напр.: рыбий – относящийся, принадлежащий рыбе: рыбий жир; и рыбный – сделанный из рыбы: рыбный пирог.
Слова-паронимы имеют общий корень, близки по звуковому составу, но различаются по значению и, следовательно, по сочетаемостным возможностям. Паронимы не взаимозаменяются в речи, потому что это приводит к искажению смысла высказывания: Здесь будут выставлены различные подделки из дерева, пригодные для дома или дачи (верное слово – поделки).
Следует обратить особое внимание и на лексическую сочетаемость слов, т.е. их способность соединяться друг с другом. Например, прилагательное «обильный» может сочетаться не со всеми словами, обозначающими атмосферные осадки: можно сказать обильные дожди, обильные осадки, но нельзя: обильный снег, обильный град.
Нередко слова с одинаковым значением (т.е. синонимы) могут иметь разную сочетаемость: истинный друг – подлинный документ.
Некоторые слова часто употребляются в речи в неправильных сочетаниях: встреча созвана, беседа прочитана, завершить обязательства, усилить внимание, повысить кругозор, справиться с указаниями и т.д.
От речевой ошибки следует отличать специальное нарушение сочетаемости, например: Трудно прощать чужие недостатки, но ещё труднее прощать чужие достоинства. Умышленное сочетание не сочетаемых между собой слов называется оксюмороном – один из видов тропов (изобразительно-выразительных средств языка). Оксюморон нередко используется в художественном и публицистическом стилях, чаще всего в названиях произведений и в заголовках статей: «Живой труп», «Мёртвые души», «Обыкновенное чудо», «Жанр, обречённый на успех», «Воспоминания о будущем», «Наедине со всеми» и др.