Контрольно-измерительные приборы предназначены для оперативного информирования водителя о состоянии важных узлов и агрегатов автомобиля, текущем скоростном режиме, наличии топлива, количестве пройденного пути и др.
Приборы для контроля давления. Приборы для контроля давления масла (манометры) или воздуха можно разделить на указатели давления масла или воздуха и сигнализаторы аварийного давления, показывающие обычно включением или выключением лампочки понижение давления масла ниже допустимого предела. ^ТТо конструкции указатели делятся на указатели электрического действия (магнитоэлектрические и электротепловые) и с трубчатой пружиной.
Наибольшее распространение получили указатели электрического действия как наиболее точные и надежные в работе.
Магнитоэлектрические указатели давления масла или воздуха (рис. 12.6) состоят из реостатного датчика и магнитоэлектрического приемника, а указатели давления воздуха в тормозной системе автомобилей или автобусов, имеющей пневматический привод, состоят из такого же датчика и приемника. Датчик и приемник соединены между собой последовательно и включены в электрическую цепь выключателя зажигания. Датчик изменяет силу тока в цепи приемника в зависимости от давления масла в смазочной системе двигателя или давления воздуха в тормозной системе. Приемник показывает величину давления масла или воздуха.
Шкалы приемников отличаются друг от друга надписями «Масло» или «Воздух».
Между корпусом 5 (рис. 12.6, а) датчика и крышкой 9 помешена гофрированная диафрагма 4 со штырем 2. Рычажок 6 свободно качается на оси и отводится в исходное положение пружиной 13, действующей на двойной ползунок 8. Регулировочными винтами 3 и 7 рычажка обеспечивается установка стрелки 18 приемника в исходное положение. Обмотка 10 реостата соединена с контактной пластиной 11. Для лучшего контакта ползунок соединен с массой мягким медным проводником 12.
В зависимости от давления масла или воздуха в камере 1 изменяются прогиб диафрагмы 4 и положение ползунков 8 на обмотке реостата датчика.
В приемнике на основании, состоящем из двух пластмассовых колодок 17, намотаны три неподвижные катушки К\, /Сг, Кз (рис. 12.6, б), начала которых соединены между собой в точке Д
Резистор температурной компенсации Л!тк и добавочный резистор /?д, включенные в цепь катушек К\, Къ Кз приемника, служат для поддержания постоянного сопротивления этой цепи независимо от температуры обмоток. Кроме того, добавочный резистор ограничивает силу тока в цепи приемника при выключенном реостате датчика.
В кольцевом пространстве между колодками 17 (см. рис. 12.6, а) установлен диско-образный магнит 16 и ограничитель 14 угла поворота стрелки 18. Отогнутый конец ограничителя входит в прорезь 15 одной из колодок 17. В канавку одной из колодок заложен магнит 20.
Ось алюминиевой стрелки 18 вращается в двух подшипниках. Стальной магнитный экран 19 защищает приемник от влияния посторонних магнитных полей.
При отсутствии тока в цепи стрелка приемника отклонена до упора влево, что обусловливается взаимодействием постоянных дискообразных магнитов 16 и 20 и ограничителем 14.
При работе прибора токи в катушках, а следовательно, и магнитные потоки их зависят от положения ползунков 8 на обмотке 10 реостата датчика. Когда в камере / датчика нет избыточного давления, то ползунки 8 под действием пружины 13 находятся в крайнем левом положении, что обусловливает включение максимального сопротивления датчика в цепь приемника. В этом случае сила тока в катушке К\ будет максимальной, а в катушках /С2 и Кз — минимальной.
При включенной цепи и отсутствии давления масла или воздуха на диафрагму 4 ползунки 8 датчика включают большую часть сопротивления реостата в цепь приемника. Когда давление масла или воздуха возрастает, то диафрагма 4 прогибается вверх и через штырь 2 перемещает рычажок 6 вокруг оси. Рычажок через регулировочный винт 7 действует на ползунок 8 и перемещает его вправо. Сопротивление реостата датчика выключается, в результате чего увеличиваются токи в катушках Лг и /(з приемника. При этом изменяется положение магнита 16 и жестко связанная с ним стрелка отклоняется вправо в сторону большего значения.
Приборы для контроля температуры. Правильный режим работы двигателя возможен только при определенной температуре охлаждающей жидкости.
На автомобилях и автобусах применяют термометры, принцип действия которых основан на изменении зависимости давления насыщенных паров жидкости от температуры, и термометры электрического действия.
Термометры электрического действия получили наибольшее распространение, так как обладают большей точностью измерения и повышенной надежностью в работе. Они могут быть магнитоэлектрическими и электротепловыми.
Магнитоэлектрический указатель температуры охлаждающей жидкости (рис. 12.9) по сравнению с электротепловым импульсным указателем более точен, надежен в работе и не создает помех радиоприему. Он состоит из датчика с полупроводниковым терморезистором и магнитоэлектрического приемника.
В латунный корпус 4 (рис. 12.9, а) датчика установлен тонкий круглый диск — термистер 1. Термистер 1 является полупроводником, сопротивление которого уменьшается с повышением температуры и увеличивается при его охлаждении. Термистер 1 соединен с массой через корпус 4 датчика. Пружина 3 соединяет термистер с выводным зажимом датчика, укрепленным в изоляторе 5. Бумажный патрон 2 изолирует пружину и боковую поверхность термистера от корпуса датчика.
В приемнике на основании, состоящем из двух капроновых колодок 9, намотаны три катушки К\, К% Кз, включенные в две параллельные ветви. В одну из ветвей последовательно включены катушка К\ и термистер /. В другую ветвь последовательно включены катушки К2 и Кз и резистор 13 температурной компенсации. В канавку одной из колодок заложен постоянный магнит 12, обеспечиваю щии удержание стрелки в нулевом положении при выключении прибора. На оси стрелки 6 приемника жестко укреплены постоянный магнит 8, выполненный в виде диска, и ограничитель 11 угла поворота стрелки. Отогнутой конец ограничителя входит в прорезь 10 верхней колодки 9. Магнит и ограничитель поворота стрелки устанавливают в кольцевом пространстве между обеими колодками. Стальной экран 7 защищает приемник от влияния посторонних магнитных полей.
При отсутствии тока в цепи стрелка приемника отклоняется до упора влево. Это положение стрелки обусловливается взаимодействием постоянных магнитов 8 и 12 и ограничителем //.
При работе прибора сила тока в цепи катушек Кг и Кз не изменяется, а поэтому и магнитные потоки, создаваемые этими катушками, остаются практически постоянными. Сила тока в катушке К\, а следовательно, и создаваемый ею магнитный поток зависят от температуры датчика. Так как магнитные потоки катушек К\ и Кг действуют навстречу, то величина и направление суммарного потока будут зависеть от тока, устанавливаемого датчиком в катушке Кх.
При температуре +40 °С сопротивление датчика велико, поэтому ток в катушке Кл и ее магнитный поток будут малы. В этот момент магнитный поток, создаваемый катушкой Кг, будет превышать магнитный поток катушки К\. Результирующий магнитный поток (всех трех катушек), действуя на постоянный магнит 8, повернет его и стрелка прибора установится против деления +40°С.
При температуре + 80 °С сопротивление термистера снижается, в результате чего увеличиваются сила тока в катушке К\ и создаваемый ею магнитный поток, который в этот момент будет равен магнитному потоку катушки Кг- Эти потоки, направленные навстречу друг другу, взаимно уничтожаются и результирующий магнитный поток трех катушек будет равен магнитному потоку катушки Кз, который, воздействуя на постоянный магнит, повернет его так, что стрелка прибора установится против деления +80 °С шкалы.
При температуре +110°С сопротивление термистера понижается, поэтому сила тока в катушке К\ увеличивается и ее магнитный поток будет в несколько раз больше магнитного потока катушки Кч. В это время результирующий поток трех катушек, воздействуя на магнит 8, устанавливает стрелку против деления 110 °С шкалы.
Сигнализатор аварийной температуры предупреждает водителя о недопустимом повышении температуры охлаждающей жидкости. Датчик 2 сигнализатора (рис. 12.10) ввернут в верхний бачок радиатора, а его сигнальная лампа 4 расположена на щитке приборов. При низкой температуре жидкости контакты / сигнализатора разомкнуты и цепь сигнальной лампы выключена. При повышении температуры увеличивается нагрев баллона, а следовательно, и биметаллической пластины 3, которая деформируется и при температуре +(107 +10) °С, в зависимости от типа датчика замыкает контакты /, включая сигнальную лампу 4.