Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рабочий чертеж зубчатого колеса. Нормы точности и степени точности. Обозначение точности цилиндрических зубчатых колес на чертежах



В зубчатой передаче передача движения осуществляется за счет непосредственного контакта зубьев колеса и шестерни. Зубчатое колесо с меньшим числом зубьев называется шестерней, а с большим числом — колесом. Основным элементом зубчатого колеса являются зубья. На рис. 256 дано изображение зубчатого колеса с указанием его элементов, терминов и обозначений. Диаметры окружностей впадин df, вершин d3 и делительной окружности d находятся в зависимости от числа зубьев z и шага зацепления Pt. Шаг зацепления определяется длиной дуги делительной окружности между одинаковыми точками двух соседних зубьев. Длина делительной окружности равна лd = zP1, откуда диаметр делительной окружности d = (P1/л) z. Отношение P1/л— Называют модулем зубчатого колеса, обозначают буквой т и измеряют в миллиметрах, т. е. т = P1/л, тогда d = mz. Модуль является основным параметром зубчатого колеса, его величины установлены СТ СЭВ 310—76. Многие размеры зубчатого колеса зависят от величины модуля. Обычно высоту h зуба принимают равной 2,25т, при этом высоту головки ha зуба принимают равной т, а высоту ножки hf зуба — 1,25т. Диаметр окружности вершин da = m(z + 2), диаметр окружности впадин df= m(z + 2,5).

Условные обозначения зубчатых колес определяются ГОСТ 2.402—68.

Окружности и образующие поверхностей выступов зубьев показываются сплошными основными линиями, делительные окружности показывают штрихпунктирными тонкими линиями, окружности и образующие поверхностей впадин зубьев на видах не показывают или изображают сплошной тонкой линией. В разрезах и сечениях образующие поверхностей на всем протяжении изображают сплошными основными линиями (рис. 257, а, б).

Зубья зубчатых колес вычерчивают только в осевых разрезах, условно совмещая их с секущей плоскостью, и показывают нерассеченными. Если необходимо показать профиль зуба, то его показывают на ограниченном участке изображения колеса или применяют выносной элемент (рис. 258).

Рабочие чертежи зубчатых цилиндрических колес выполняются согласно ГОСТ 2.403—75. На чертеже помещают изображение зубчатого колеса и таблицу параметров. На изображение колеса наносят те данные, которые указаны в стандарте. На изображении цилиндрического зубчатого колеса (рис. 259) указывают: диаметр окружности вершин зубьев, ширину венца, размеры фасок и радиусы округлений, шероховатость поверхностей вершин, впадин и боковой поверхности зубьев, а также наносят размеры всех конструктивных элементов детали (обода, ступицы, колеса).

Таблицу параметров размещают в правом верхнем углу чертежа.

Таблица параметров на чертеже цилиндрического зубчатого колеса состоит из трех частей, отделенных друг от друга сплошными основными линиями. В первой (верхней) части содержатся данные для изготовления, во второй — для контроля, в третьей — справочные данные для зубчатого колеса.

Рабочие чертежи деталей зубчатых передач других видов выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 2.405—75 — ГОСТ 2.406—76.

На чертеже зубчатого зацепления вычерчивают не менее двух изображений (рис. 260). На главном виде зацепление может быть показано в разрезе. Тогда зуб ведущего колеса показывается перед зубом ведомого. Контур видимого зуба вычерчивается сплошными основными линиями, а контур невидимого зуба — штриховыми линиями. На чертеже зубчатого зацепления наносят обычно только один размер — величину межосевого расстояния. Правила условных обозначений остальных данных для передач различных типов определяются ГОСТ 2402—68.

Можно выделить несколько причин из-за которых возникают сложности:

· Способы базирования зубчатых колёс не регламентируются общеупотребительными стандартами и слабо разъяснены в технической литературе;

· конструкторам и технологам, не имея достаточных знаний и опыта, часто сложно назначить требуемую степень точность и комплекс параметров для контроля, сложно перейти от заданных показателей точности готового зубчатого колеса к требованиям точности базирования при обработке;

· Часто обработку приходиться производить с перебазированием на разных станках и подготовке технологических баз не оказывается достаточного внимания;

· На многих производствах отсутствуют необходимые измерительные средства для контроля зубчатых колёс. Часто обеспечить качество можно только пооперационным контролем непосредственно при обработке, либо по результатам сборки передачи. Это, разумеется, требует дополнительых усилий и времени;

· Часть проблем связана не только с установкой детали на станках, но и с наладкой и и точностью самих станков;

· желание сэкономить на оснастке.

Показатели точности.

У зубчатого колеса можно выделить несколько показателей точности наиболее сильно зависящих от точности базирования при обработке и монтаже (см. ГОСТ 1643 (приложение №1), ГОСТ 16530-83, ГОСТ 16531-83) :

· радиальное биение Fr и накопленная погрешность Fp,

· погрешность направления зуба Fβ

· пятно контакта

Радиальное биение и накопленная погрешность относят к кинематическим нормам точности. т.е. они определяют погрешность передаточного отношения в передаче. Погрешности направления, параллельности и перекоса осей, пятна контакта относят к нормам точности контакта, т.е. они определяют прилегание зубьев в передаче друг к другу.

Пятно контакта, в общем случае, комплексный показатель, зависящий от различных погрешностей возникающих при обработке (не только базирования, но и погрешность профиля). Но в данной теме пятно контакта будем связывать только с погрешностью направления. В этом смысле, пятно контакта - способ проверки погрешностей направления, часто единственно доступный на производстве. Требования к методике измерения и способ подсчёта пятна контакта даны в п.2.7-2.8 ГОСТ1643

· погрешности параллельности осей fx и перекоса осей fy колес в передаче - используются для назначения требований к сборке и обработке корпусных деталей и посадочных поверхностей на валах.

Существуют и другие показатели точности контакта ( погрешность осевых шагов, погрешность контактной линии), но они используются реже, менее наглядны, нормируются в редких случаях и требуют специальных измерительных инструментов.

Размерные цепи. Классификация. Основные понятия и определения. Методы решения размерных цепей.

При конструировании механизмов, машин, приборов и других изделий, проектировании технологических процессов, выборе средств и методов измерений возникает необходимость в проведении размерного анализа, с помощью которого достигается правильное соотношение взаимосвязанных размеров и определяются допустимые ошибки (допуски). Подобные геометрические расчеты выполняются с использованием теории размерных цепей.

Размерной цепью называется совокупность взаимосвязанных размеров, образующих замкнутый контур и определяющих взаимное положение поверхностей (или осей) одной или нескольких деталей.

Звеном называется каждый из размеров, образующих размерную цепь. Звеньями размерной цепи могут быть любые линейные или угловые параметры: диаметральные размеры, расстояния между поверхностями или осями, зазоры, натяги, перекрытия, мертвые ходы, отклонения формы и расположения поверхностей (осей) и т. д.

Любая размерная цепь имеет одно исходное (замыкающее) звено и два или более составляющих звеньев.

Исходным называется звено, к которому предъявляется основное требование точности, определяющее качество изделия в соответствии с техническими условиями. Понятие исходного звена используется при проектном расчете размерной цепи. В процессе обработки или при сборке изделия исходное звено получается обычно последним, замыкая размерную цепь. В этом случае такое звено именуется замыкающим. Понятие замыкающего звена используется при поверочном расчете размерной цепи. Таким образом, замыкающее звено непосредственно не выполняется, а представляет собой результат выполнения (изготовления) всех остальных звеньев цепи.

Составляющими называются все остальные звенья, с изменением которых изменяется и замыкающее звено.

На рис. 2.62 приведены примеры эскизов детали (а) и сборочного узла (б), а также размерные цепи для них (в виде размерных схем) - детальная (в) и сборочная (г), с помощью которых решаются задачи достижения заданной точности замыкающего звена АD.

Составляющие звенья размерной цепи разделяются на две группы. К первой группе относятся звенья, с увеличением которых (при прочих постоянных) увеличивается и замыкающее звено. Такие звенья называются увеличивающими (на рис. 2.62, а звено А2).

Ко второй группе относятся звенья, с увеличением которых уменьшается замыкающее звено. Такие звенья называются уменьшающими (на рис 2.62, а звено А1и А3).

В более сложных размерных цепях можно выявить увеличивающие и уменьшающие звенья, применив правило обхода по контуру. На схеме размерной цепи исходному звену предписывается определенное направление, обозначаемое стрелкой над буквенным обозначением.

Все составляющие звенья также обозначаются стрелками, начиная от звена, соседнего с исходным, и должны иметь один и тот же замкнутый поток направлений (см. рис. 2.62, а). Тогда все составляющие звенья, имеющие то же направление стрелок, что и у исходного звена, будут уменьшающими, а остальные звенья цепи — увеличивающими.

Размерные цепи классифицируются по ряду признаков (табл. 2.15). Расчет и анализ размерных цепей позволяет: установить количественную связь между размерами деталей машины и уточнить номинальные значения и допуски взаимосвязанных размеров исходя из эксплуатационных требований и экономической точности обработки деталей и сборки машины; определить наиболее рентабельный вид взаимозаменяемости (полная или неполная); добиться наиболее правильной простановки размеров на рабочих чертежах; определить операционные допуски и пересчитать конструктивные размеры на технологические (в случае несовпадения технологических баз с конструктивными).

 

 

Классификационный признак Название размерной цепи Назначение, характеристика  
Область применения Конструкторская Решается задача обеспечения точности при конструировании изделий  
  Технологическая Решается задача обеспечения точности при изготовлении изделий  
  Измерительная Решается задача измерения величин, характеризующих точность изделий  
Место в изделии Детальная Определяет точность относительного положения поверхностей или осей одной детали  
  Сборочная Определяет точность относительного положения поверхностей или осей деталей, входящих в сборочную единицу  
Расположение звеньев Линейная Звенья цепи являются линейными размерами. Звенья расположены на параллельных прямых  
  Угловая Звенья цепи представляют собой угловые размеры, отклонения которых могут быть заданы в линейных величинах, отнесенных к условной длине, или в градусах  
  Плоская Звенья цепи расположены произвольно в одной или нескольких параллельных плоскостях  
  Пространственная Звенья цепи расположены произвольно в пространстве  
Характер звеньев Скалярная Все звенья цепи являются скалярными величинами  
  Векторная Все звенья цепи являются векторными погрешностями  
  Комбинированная Часть составляющих звеньев размерной цепи -- векторные погрешности, остальные -- скалярные величины  
Характер взаимных связей Параллельно связанные Размерные цепи (две или более), имеющие хотя бы одно общее звено  
  Независимые Размерные цепи, не имеющие общих звеньев  
       

Расчет размерных цепей и их анализ -- обязательный этап конструирования машин, способствующий повышению качества, обеспечению взаимозаменяемости и снижению трудоемкости их изготовления. Сущность расчета размерной цепи заключается в установлении допусков и предельных отклонений всех ее звеньев исходя из требований конструкции и технологии. При этом различают две задачи:

Прямая задача. По заданным номинальному размеру и допуску (отклонениям) исходного звена определить номинальные размеры, допуски и предельные отклонения всех составляющих звеньев размерной цепи. Такая задача относится к проектному расчету размерной цепи.

Обратная задача. По установленным номинальным размерам, допускам и предельным отклонениям составляющих звеньев определить номинальный размер, допуск и предельные отклонения замыкающего звена. Такая задача относится к поверочному расчету размерной цепи.

Решением обратной задачи проверяется правильность решения прямой задачи.

Существуют методы расчета размерных цепей, которые при внедрении результатов расчета обеспечивают полную и неполную (ограниченную) взаимозаменяемость. Кроме того, применяют теоретико-вероятностный метод расчета размерных цепей.





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.