Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характерные типы менеджеров



Тип менеджера Основной принцип деятельности Характерные черты
Менеджер-патерналист Быть справедливым, но твердым Играя роль «главы семьи», по-отечески относиться к работникам. При положи­тельной реакции большинства работни­ков это приводит к повышению произ­водительности труда
Менеджер-маклер Делать все возможное, чтобы смягчить недо­вольство работников В условиях кризиса, когда предпри­ятия страдают от перепроизводства товаров, менеджеры, умеющие сбы­вать продукцию, обеспечивают дви­жение производства

 

Менеджер-организатгор Чтобы принимать решения, необходи­мо учитывать мне­ние большого круга людей Крупное предприятие делает невозмож­ным единоличное управление производст­вом. Возникает необходимость управлен­ческих советов. Руководителем зачастую становится не основатель производства, а специалист со стороны
Менед­жер-дипломат Основная часть ра­бочего времени ис­пользуется для ус­тановления и разви­тия человеческих контактов Велика роль менеджеров в посреднической деятельности. Большую часть времени ме­неджеры посвящают углублению деловых связей, заключению сделок, разрешению споров, улаживанию отношении с властями. Все это требует от менеджера дипломатиче­ских способностей
Менед­жер-лидер Чтобы эффективно управлять, нужно быть способным вес-га за собой людей, г.е. быть лидером Лидерские функции менеджера склады­ваются из двух компонентов - профессио­нально-технократических и эмоциональ­но-личностных
Менеджер-воспита- тель Степень воспитан­ности, высокая нравственность ра­ботников является одним из решающих условий роста эко­номического про­гресса По мере усложнения производственных про­цессов возрастают требования к персоналу. Возрастает потребность в повышении техно­логической эрудиции работников, совершен­ствовании нравственных сторон их жизне­деятельности. Обладание этими воспита­тельными способностями необходимо для менеджера, претендующего на успех
Менеджер-инноватор Внедрение иннова­ций в современных условиях является одним из важнейших условий успеха пред­приятия на рынке Значительно быстрее можно повысить про­изводительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и тех­нологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании» и экономить на введении новшеств
Менед­жер-человек Менеджер - не ма­шина, ничто чело­веческое ему не чу­ждо У каждого менеджера свой характер, состо­ящий из совокупности многих поведенческих черт, не все из которых способствуют вы­полнению менеджерских функций. Менед­жер должен обладать умом, образованно­стью, техническими знаниями, силой, так-гичностью, энергичностью, решительностью, честностью, рассудительностью и др.
Менеджер-управ-ляющий В условиях, когда власть не безраздель­на, от менеджера тре­буется проявление как твердости, так и известной мягкости Менеджер- управляющий должен быть чест­ным, верным своему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть на­выками делового общения, обладать мастер­ством оратора, консультанта, педагога и психолога

 

Многими психологами (А.В. Батрашев, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, X. Зиверт, Р.Л. Кричевский, А.П. Чернышев и др.) предпринята попытка разработать применительно к управ­ленческой деятельности динамическую функциональную модель структуры личности. На основе системного подхода в струк­турной модели личности руководителя выделены три уровня:

• психофизиологический, включающий особенности позна­вательных процессов;

• психологический, состоящий из мотивационной, эмоцио­нально-волевой сфер и свойств личности (темперамент, харак­тер, способности, интересы, направленность, интеллект);

• социальный, представляющий мировоззренческие, цен­ностные и нравственные качества.

Используя в исследованиях функциональную модель струк­туры личности и опираясь на нее, ряд психологов выделяют специальную структуру личности руководителя, которая вклю­чает пять подструктур, имеющих важные свойства личности человека для выполнения управленческой деятельности. Ее на­зывают нормативной структурой личности руководителя', она определяется функцией руководства как специфического вида деятельности. Такая нормативная структура личности вклю­чает идейно-политические качества, профессиональную компе­тентность, организаторские и педагогические способности, мо­рально-этические качества.

Интерес исследователей к вопросу изучения личности ру­ководителя довольно стойкий, но до полного его изучения еще далеко. В отечественной и зарубежной литературе суще­ствуют различные классификации личности руководителя. Наи­более удачна классификация личности хозяйственного руково­дителя (менеджера), предложенная американским психологом М. Шоу и значительно дополненная в отечественной психоло­гии Р.Л. Кричевским. По мнению М. Шоу, личность руководи­теля можно разделить на три составляющих: биографические характеристики, способности, черты личности.

Биографические характеристики включают возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителей. Наиболее значимой характеристикой для руководителя являет­ся возраст. По данным исследований Т. Коно, чем выше ранг руководителя, тем старше его возраст. Очень значим для уп­равленческих работников высокого ранга возрастной предел, так как многие страны вводят ограничения по срокам занятия должности, руководства компанией и т.д. Большинство иссле­дований показывают, что между возрастом и уровнем руковод­ства нет прямой зависимости, хотя возраст во многом опреде­ляет эффективность руководства.

Следующая биографическая характеристика — пол руко­водителя. В основном исследователи описывают руководителей мужчин и довольно редко — женщин. По статистике, руково­дителей женщин намного меньше по сравнению с мужчинами. При сравнительном изучении руководителей мужчин и руково­дителей женщин они не отличаются по эффективности и каче­ству руководства, отличия существуют лишь в выборе форм руководства.

Такие характеристики, как социально-экономический ста­тус и образование, чрезвычайно важны для деятельности руко­водителя и не нуждаются в специальном анализе. По данным исследований, до 90% корреляций обнаружено между этими переменными. Руководители всегда выступают как достаточно образованные люди, имеющие высокий социально-экономичес­кий статус.

Способности как характеристика личности руководителя имеют связь с руководством и эффективностью. Среди множе­ства способностей наибольшее влияние на эффективность дея­тельности руководителя оказывает интеллект, причем зачас­тую его средний уровень. Для достижения успеха в работе ру­ководитель, особенно высокого уровня, должен обладать дос­таточно высоким интеллектом, хотя и не чрезмерным. На ин­теллект влияет достаточно большое количество факторов, ко­торые затрудняют его проявления. Помимо интеллекта, выде­лены специальные умения, знания, компетентность, информи­рованность.

Черты личности руководителя — третья составляющая ха­рактеристика. Многие исследования, изучая личность руководителя, не разделяют черты и качества. Характеризуя лич­ность руководителя, они перечисляют наиболее употребляемые термины, которые используют разные специалисты, что за­трудняет понимание. К наиболее часто употребляющимся чер­там личности, которые обусловливают эффективность руковод­ства, ряд авторов относят доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креа­тивность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независи­мость, общительность.

Как показывает практика, личностные особенности эффек­тивно и успешно работающих руководителей остаются мало раскрытыми в научных исследованиях, приводится чаще всего лишь их перечисление.

Современная экономическая ситуация, реформы, измене­ние права собственности, появление частного предприниматель­ства значительно изменили требования к личности руководителя и его качествам. В настоящее время любое предприятие, учреж­дение можно рассматривать как формальную и неформальную организацию и в соответствии с этим типы отношений людей — как формальные, должностные, функциональные и неформаль­ные — психологические, эмоциональные. В соответствии с этим руководство является феноменом в системе формальных или официальных отношений. Лидерство — феномен, возникающий в системе неформальных психологических отношений.

Анализ литературы показал, что основные черты руково­дителя довольно часто описываются в должностных инструк­циях. Предполагается, что если руководитель их добросовест­но выполняет, то это ему гарантирует успешность деятельнос­ти.

Сегодня остро стоит вопрос аттестации руководящих кад­ров. Появляется потребность регулярно проводить аттестацию руководителей (особенно государственных служащих), а кри­терии аттестации — личностные качества руководителей — не разработаны и мало используются на практике. Все это еще раз подчеркивает необходимость изучения личности руководи­теля и его качеств на современном этапе.

Рассмотрим подробнее вопрос, связанный с организаторс­кими способностями руководителя.

Организаторские способности руководителя наиболее под­робно изучены Л.И. Уманским и составляют основу для приме­нения в практике. К ним относятся:

1) организаторское чутье, под которым понимают психоло­гическую избирательность, способность быстро и глубоко вни­кать в психологию подчиненных; психологический ум, включа­ющий умение найти для каждого подчиненного свое место в соответствии с его особенностями, заинтересовать его; психо­логический такт, выражающийся в способности находить под­ход к подчиненным, выбирать верный способ отношений с ними;

2)эмоционально-волевая сфера личности руководителя, представляющая способность воздействовать на подчиненных своим отношением к делу, требовательностью к себе и другим, проявлением критичности и самокритичности. Как мы видим, данная подструктура совсем не включает волевые качества ру­ководителя, без которых невозможна управленческая деятель­ность.

3)склонность к организаторской деятельности руководите­ля, которая представлена наличием у него знаний, умений и навыков организаторской деятельности.

Педагогические качества руководителя необходимы для организации обучения и воспитания подчиненных и представля­ют собой:

• быстрое овладение педагогическими навыками и умения­ми;

• умение анализировать собственную деятельность;

• умение сравнивать результаты собственной деятельности с результатами, достигнутыми другими;

• умение выделять достоинства и недостатки собственной деятельности, перестраиваться в зависимости от поставленных целей.

Морально-этические качества руководителя сегодня пре­терпевают существенные изменения. Этика бизнеса в настоя­щее время требует пересмотра некоторых устоявшихся прин­ципов. По мнению опрошенных руководителей, к таким каче­ствам относятся справедливость по отношению к другим людям, уважение других людей, умение держать слово, общительность, доброжелательность в общении и обращении с под­чиненными, сдержанность, уравновешенность.

Описанная гипотетическая модель личности руководителя проверялась четверть века назад на руководителях среднего и низкого уровня. Тогда были выделены несколько типов лич­ности:

специалист — наиболее выражена подструктура профес­сиональной компетентности руководителя;

организатор — преобладает подструктура организаторс­ких качеств;

наставник — выражена подструктура педагогических ка­честв;

специалист-организатор — выражены профессиональная компетентность и организаторские качества;

организатор-наставник — наряду с организаторскими ка­чествами выражены педагогические качества;

специалист-наставник — наиболее выражены профессио­нальная компетентность и педагогические качества руководи­теля;

гармоничный тип — все пять подструктур выражены по­чти одинаково по величине;

неэффективный — все пять подструктур почти не выра­жены.

Как показали исследования (А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин), выделенные типы личности руководителей имеют различную эффективность деятельности. Высокой эффективно­сти соответствуют организаторские качества личности, профес­сиональной — профессиональная компетентность, социально-психологическую же эффективность обеспечивают педагогичес­кие качества.

Наиболее эффективными являются типы личности руково­дителей, у которых наиболее развиты организаторские каче­ства в сочетании с профессиональной компетентностью или все подструктуры личности.

Таким образом, многие исследователи выделяют необходи­мость наличия целого ряда важных качеств для руководителя, называя их, например, волевые, организаторские, но при этом не раскрывают сущность выделенных качеств.

Имидж руководителя

Слово имидж переводится на русский язык как образ. Со­здание позитивного образа руководителя во многом определяет |успех его деятельности. Власть человека над людьми зависит , не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им : впечатления и его привлекательности. Одежда человека, его внешний облик влияют на отношение к нему подчиненных, кол­лег и т.д.

Телосложение, рост также могут иметь значение для ка­рьеры руководителя, но не определяющее. Это связано с не­которыми особенностями психологии восприятия человеком че-• ловека. Крупные люди воспринимаются как более значитель­ные, это способствует их более быстрому продвижению, они изначально выделяются. Имеются данные, показывающие, что люди маленького роста считают, что их рост — вызов судьбы, поэтому они много работают. Их жизнь посвящена трехступен­чатой схеме: работа, работа, работа. Главное для таких людей, чтобы на них не смотрели свысока, но заметили.

В деловом общении большое значение имеет пол руководи­теля.

Если мужчина не видит в собеседнице женщину, то это резко ухудшает ее имидж. Аналогично и женщина хочет ви­деть в деловом партнере мужчину, если этого нет — его имид­жу нанесен урон.

Твердость в отношении с партнерами, подчиненными пони­жает имидж, так как воспринимается как бездушие. Существу­ют принципы укрепления имиджа.

Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми.

Облекайте жесткие аргументы в мягкие выражения.

В деловом контакте достаточно примирить интересы, а не позиции. Имидж страдает, когда человек начинает отстаивать свои позиции, бороться за то, что не имеет значения для дела.

Имидж руководителя снижается, если он злоупотребляет Утверждениями, категоричностью суждений, безапелляционно­стью. Наоборот, задавая вопросы, руководитель демонстрирует Интерес к собеседнику, к его мнению. Психологическое пре­имущество на стороне задающего вопросы, а не отвечающего на них. Это является скрытым комплиментом, повышающим Имидж руководителя.

Успеху способствует имидж порядочного человека. Это давно усвоено в политической жизни: скомпрометировать кон­курента — значит уничтожить его. На любого политика всегда ищут компромат, и это стоит дороже любой предвыборной кам­пании.

Имидж руководителя повышается, если у него нет при­ятельских отношений ни с кем из сотрудников или подчинен­ных. Это способствует принятию такого руководителя как стро­гого, недоступного, занятого только делом и т.д. В нашей стра­не на имидже руководителя плохо сказывается приближение к себе своих родственников, наследников, членов семей, при этом во многих зарубежных странах это давно стало нормой.

Формирование положительного имиджа руководителя во многом определяется его умениями общаться с подчиненными. Для этого необходимо знать эффективные приемы, например, быстрого запоминания имен-отчеств. Чтобы быстро запомнить имя-отчество, необходимо несколько раз повторить его вслух: «Очень приятно, Николай Александрович!» Запомнить можно и по ассоциации с именами знакомых, видных деятелей и т.д. Можно мысленно повторить про себя имя и отчество или дать установку на запоминание (мне необходимо запомнить этого человека, этот человек мне очень нужен и т.д.).

Одним из приемов создания положительного имиджа руко­водителя является умение говорить как можно чаще компли­менты подчиненным (пословица «Не похвалишь — не поедешь»). Чаще всего руководители опасаются «захвалить», «перехва­лить» подчиненных. В нашей стране сложился крен в сторону жесткого обращения с подчиненными. Проявляется это в том, что у нас не принято хвалить подчиненных, в значительном преобладании наказаний над поощрениями. Психологами уста­новлено, что поощрения являются лучшим стимулом к труду по сравнению с наказаниями.

Чем более персонифицировано обращение к человеку, тем оно эффективнее. Самое приятное — назвать человека по име­ни. Ничто так не ласкает слух человека, как его имя.

При разговоре с подчиненным можно спросить о его само­чувствии, его делах дома — это повышает имидж руководителя.

В разговоре с подчиненными женщинами лучше всего спра­шивать о детях, интересоваться успехами детей. Это значительно повышает имидж руководителя как человека заботливо-то, внимательного и т.д. В отдельных случаях можно сделать комплимент женщине («Как хорошо вы выглядите»). Рассмот­рим влияние одежды и поведения на образ руководителя.

В последние годы интерес психологов к изучению влияния одежды и поведения на образ руководителя значительно воз­рос. Особенно значительные исследования накоплены в области визуальной психосемиотики. Выделены несколько особых фено­менов, которые могут значительно изменить представление о другом человеке или восприятие другого человека.

Человек в очках воспринимается в окружающем мире как более начитанный, образованный, так как очки несколько по­вышают имидж (некоторые люди специально носят очки без диоптрий, имея отменное зрение, особенно японские бизнес­мены). Дымчатые очки, скрывая глаза, являются препятствием для общения, так как они могут раздражать собеседника тем, что он не видит глаз говорящего.

Наличие автоответчика, факса, общего и прямого теле­фона, визитной карточки, секретарши повышает имидж их об­ладателя. Стоимость пишущей ручки, делового блокнота свиде­тельствует о благосостоянии человека. Руководители, деловые люди стараются пользоваться письменными принадлежностями от известных фирм, например, «Паркер».

Из украшений деловому человеку, руководителю лучше всего иметь только обручальное кольцо. Чем скромнее одежда, тем выше имидж руководителя. Забота о своей внешности — скрытый комплимент окружающим. Старомодно одетый руко­водитель может угодить в глазах окружающих в разряд консер­ваторов: костюмы вышли из моды и взгляды несовременны.

Имидж руководителя связан с теми местами, которые он посещает, с теми людьми, с которыми общается. Один свобод­ное время проводит в театре, библиотеке, в путешествиях, дру­гой — в пивном баре, забегаловке и т.д.

Имидж руководителя в глазах подчиненных имеет большое значение. Одежда — очень важная часть имиджа человека. Де­ловой костюм допускает более свободные сочетания. Необходи­мо учитывать гамму цветов: лучшее сочетание — оттенки ко­ричневого и синего цветов, они придают облику руководителя авторитарность. Самая простая реализация такого сочетания в галстуках. Для выступления на серьезных совещаниях, когда надо максимально привлечь внимание, выделиться среди дру­гих. Блеклые тона костюма и галстука не привлекут внимание и притупят интерес к выступающему. При длительном выступ­лении яркие тонна и детали одежды вызывают нарастающее раздражение.

Можно представить краткий портрет преуспевающего де­лового человека, опираясь на исследования невербального и экспрессивного поведения.

Одет в отличный модный костюм, всегда свежая рубашка, модный галстук. У него начищенные до блеска ботинки и акку­ратная прическа. Приветливая улыбка на лице, он внимателен к окружающим, быстро схватывает суть дела. Сразу запоминает имена-отчества новых знакомых и использует их в разговоре. Имеет все необходимые рабочие документы, которые выполне­ны на хорошей бумаге, и т.д.

Таким образом, внешние атрибуты для руководителя тоже имеют важное значение в формировании его облика как в гла­зах подчиненных, так и других окружающих.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.