Инновация — это экономическая категория. Как категория (греч. kategoria — высказывание, суждение) инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.
Сущность категории проявляется в ее функциях. Функция (лат. functio — исполнение, совершение) экономической категории выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.
Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию. При реализации инновации денежные средства, полученные предпринимателем в результате обмена, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, приносят прибыль выступают стимулом к созданию новых инноваций.
инновация выполняет следующие три функции:
4 воспроизводственную;
♦ инвестиционную;
♦ стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.
Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.
Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности.
Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, Использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бранд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Процесс внедрения нового продукта состоит из нескольких этапов.
1. Систематизация имеющихся идей: сбор информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающей от подразделений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, служб маркетинга, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потребителей; определения степени риска;
сбор информации о целевых рынках, долгосрочных тенденциях их развития.
2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта: степень технологической общности новых и традиционных изделий; соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития.
3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга: техническая разработка продукта - идея приобретает вид конкретного проекта;
определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств;
оценка рыночного спроса и объема продаж, определение расходов на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции;
наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции: технологических, машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансовых; сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок; анализ и оценка рентабельности, разработка программы маркетинга по продукту.
4. Создание нового продукта:
разработка конкретной программы создания нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям организации; создание образца и проведение технических испытаний;
определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.
5. Тестирование на рынке: по цене и другим коммерческим условиям;
выбор оптимальных каналов реализации; средств и методов рекламы;
организация технического обслуживания.
6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство на основе программы маркетинга по продукту, отражающей: объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров; известность фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;
производственные возможности фирмы — использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;
финансовые возможности — общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты на расчетный период;
соответствие нормативным показателям — стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции; обеспечение патентной защиты нововведения.