В пригородном сообщении ежедневно перевозятся до 2 млн пас, что составляет 90% всех пас жд транспорта. Несмотря на такой массовый потом тр обслуживание в пригородном сообщении является убыточным для жд тр. Принимаемые работниками жд тр меры по ликвидации убыточности сводятся в основном к устранению безбилетного проезда, субсидированию из местных бюджетов регионов и областей пригородных перевозок и увеличение стоимости проезда пас без изменения в целом качества перевозок. Эти направления не дают должного эффекта.
Более перспективным направлением в повышении рентабельности является улучшение условий проезда и качества обслуживания пассажиров. Как показывает анализ опроса пассажиров, ежедневно пользующихся пригородными электропоездами, 2/3 пас не удовлетворены условиями проезда по переполненности вагонов, скорости, расписанию, сервису и комфорту. Причем за удовлетворение своих потребностей в комфорте тр обслуживания 35% пас готовы платить выше на 30-40% существующей цены билета на проезд. С точки зрения сервиса пассажиры не получают жизненно необходимого уровня обслуживания его гигиенических и физиологических потребностей. Жд транспорт не обеспечивает соответствующими транспортными и сервисными услугами, платежеспособный поток пас теряет при этом финансовые доходы. Не удовлетворительное качество услуг и форма обслуживания заставляют пас обращаться к другим видам тр, уклоняться от оплаты за проезд и тд.
Сервисный подход в обслуживании пас в пригородном сообщении подразумевает индивидуальный подход в организации основной услуги, перевозки, массовых сегментов и создание для них соответствующих сопутствующих и доп услуг, которые придают основной услуге большую привлекательность, способствуют лучшему обеспечению комфортности поездки. Особенно большое значение сопутствующие и доп услуги приобрели в настоящее время в связи с развитием рыночных отношений, усилением конкурентности на тр рынке, изменением качества жизни пас. Выявление цели поездки, маршрутов следования, массовых сегментов пассажиропотока, потребностей в основной сопутствующей и доп услугах, их качества производится на основе опросов и анкетирования на каждом направлении курсирования поездов. Обычно в разряд массовых сегментов пас потока попадают студенты, гос служащие, работники массовых профессий.
Основным требованием этих сегментов к основной услуге перевозки является удобное время отправления и прибытия поездов с минимальным временем нахождения в пути при достаточном количестве предлагаемых мест.
Из сопутствующих услуг 96% массовых сегментов пас потока желают получить кондиционирование воздуха и поддержание комфортного температурного режима в вагонах электропоезда, а также оборудование вагонов санитарно гигиеническими узлами.
Доп услуги, предпочитаемые массовыми группами пас, более разнообразны, но более 80% всех потребителей тр услуг желают иметь общую доп услугу, охрану, особенно в вечернее время, праздничные и предпраздничные дни.
Для освоения гарантированного спроса на услуги массовых сегментов пас потока в пригородном сообщении необходимо вводить новые категории электропоездов с пуском в обращение вагонов 1-ого, 2-ого и 3-его классов, которые отличаются различным сервисным обслуживание пас в пути следования.
Дифференциация должна гарантировать пас 1-ого и 2-ого класса места для видения, кондиционирования, наличия умывальников и охраны. В вагонах этих классов пас должны предлагаться горячий чай, кофе, напитки и др услуги.
В зависимости от времени нахождения в пути и спроса на услуги должны быть разработаны схемы формирования электропоездов, удовлетворяющие интересы пас и обеспечивающие безубыточную эксплуатацию вагонов различного класса. Отсюда вытекает задача определения цены проезда в пригородных поездах на заданном участке, при которой целесообразно вводить в эксплуатацию вагоны 1-ого, 2-ого и 3-его класса соответствующей вместимости. Но при этом необходимо учитывать, что цена проезда на заданном расстоянии должна быть конкурентоспособной по сравнению с др видами тр, в первую очередь автомобильного. Для достижения конкур цен на коротких расстояниях при необходимости уменьшают количество остановок, увеличивая скорость двжиения, увеличивая набор доп сервисных услуг. Известно, что массовые сегменты пас потока не однородны и различаются в своих потребностях, имеют различные цели и в связи с этим разные требования поездки и сервисному обслуживанию. В то же время пассажиропотоки в течение недели на заданном направлении с понедельника по пятницу имеют общие закономерности, цели, связанные в основном с трудовой деятельностью и учебой. В субботу и воскресенье здесь уже другой пассажиропоток, имеющий другие цели в поездке. Поэтому необходимо учитывать потребности пас в зависимости от дней недели.
Учет потребностей в удобном времени отправления и прибытия поездов позволяет обеспечивать адресность поездов, их заполняемость при различных условиях эксплуатации. Если не учитывать цели поездки, режим работы или учебы, сегменты пас потока – это может привести к невостребованности поездов либо неоправданному ожиданию их отправления и, как следствие, переход пас на другие виды тр.
Преимуществом адресного составления расписания эл поездов является возможность отменять и назначать эл поезда в зависимости от меняющегося режима труда и отдыха по отдельным периодам времени и сезонам года. Например, на период начала школьных или студенческих каникул, можно отменить эл поезда, предназначенных, в первую очередь, для студентов и учащихся. А в момент окончания каникул восстановить это движение в прежнем объеме. Также можно регулировать перевозку пас количеством вагонов в составе эл поезда, уменьшая или увеличивая в зависимости от периода перевозки либо времени суток.
Важным фактором в организации сервисного обслуживания является интегрированные расписания, то есть расписания, согласованные по промежуточным, начальным и конечным жд станциям с расписаниями движения др эл поездов, городского транспорта, рейсовых автобусов, самолетов и тд.
Для реализации интегрирования расписания и совместной работы жд с авто транспортом возле станции пригородных эл поездов должны проектироваться и строиться автодорожные подъезди и площадки для стоянки автомобилей, павильоны для посадки и высадки пас.
Опыт эксплуатации пригородных эл поездов, автомобильных перевозок и авиаперелетов показывает наличие неудовлетворенных пассажиров организацией поездки из-за несогласованности расписаний различных видов транспорта. В таких случаях уже не конкуренция, а взаимодействие различных видов тр является предпочтительным для качественного и своевременного обслуживания пассажиров. В целом сервисные адресные услуги, создаваемые для массовых сегментов пас потока в пригородных перевозках, позволяют повысить качество тр обслуживания и увеличить доходы от пригородных перевозок на 10-15%.