Реализация программы позволила в основном обеспечить достижение целей реформирования и решить основные проблемы жд транспорта.
В соответствии с прогнозами экономического роста грузооборот увеличился на 33%, пассажирооборот на 26%.
Формирование единой транспортной системы страны создало условия для рационального распределения перевозок между различными видами транспорта, развитие и взаимодействие координации в смешанном сообщении, оптимального распределения гос поддержки между различными видами транспорта.
Повышение эффективности деятельности жд транспорта в результате реформы позволило обеспечить финансирования инвестиционных потребностей на сумму 30 млрд в год дополнительно финансированию, которое возможно было привлечь из проведения реформы.
Основные препятствия для развития конкурентного рынка жд услуг были устранены в результате разделения функций хоз деятельности и гос регулирования.
В настоящее время на жд транспорте развивается коммерческая деятельность, в том числе в сфере сервисных и туристических услуг.
Нормативная база, регламентирующая работу жд транспорта, была приведена в соответствие с основными принципами законодательства России. Повысилась мотивация и производительность труда работников жд транспорта.
Осуществление структурной реформы на жд транспорте позволило поднять его уровень в техническом и организационном планах и способствовало росту экономики страны в целом.
Стратегия развития жд транспорта до 2030 года
Утверждена постановлением Правительства РФ 17 июня 2008 г.
По итогам структурной реформы, несмотря на ее успехи остались проблемы, требующие своего решения для социально-экономического развития нашей страны. К ним можно отнести:
o Необходимость обновления основных фондов жд транспорта;
o Преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню жд техники;
o Необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры;
o Улучшение транспортной обеспеченности региона;
o необходимость улучшения безопасности функционирования;
o недостаточность инвестиционных ресурсов.
Реализация стратегии будет способствовать превращению жд транспорта в источник устойчивого развития экономики нашей страны.
Целью стратегии является формирование условий для устойчивого развития экономики возрастания мобильности населения, оптимизации товародвижения, укрепление экономического суверенитета национальной безопасности и обороноспособности страны, снижение совокупных транспортных издержек.
Стратегия направлена на решение след задач:
§ формирование доступной и устойчивой транспортной системы страны;
§ выполнение воинских и специальных жд перевозок;
§ повышение защищенности объектов жд транспорта от воздействия диверсионно-террористических актов;
§ реализация транзитного потенциала России на базе интеграции жд транспорта в международные транспортные системы
Этапы стратегии:
1. Модернизация жд транспорта 2008-2015 гг – предусматривает модернизацию объектов инфраструктура, обеспечение перевозок подвижным составом без истекших сроков службы, строительство первоочередных жд линий.
2. Динамичное расширение жд сети в период 2016-2030 гг – предусматривает развитие инфраструктуры в новых точках экономического роста страны, выход на мировой уровень технического и технологического развития жд транспорта, повышение глобальной конкурентоспособности РЖД.
Варианты развития жд транспорта
Прогноз развития жд транспорта до 2030 года разработан в соответствии со след сценариями соц-эконом развития нашей страны:
1) сценарий энергосырьевого развития России;
2) сценарий инновационного развития.
В связи в этим принят 2 варианта развития жд транспорта до 2030 г:
1. Минимальный
2. Максимальный
Минимальный основан на энергосырьевом сценарии развития. В рамках данного варианта предусматривается модернизация жд структуры и развитие провозных способностей на основных направлениях грузопотоков в соответствии с потребностями экономики и населения в перевозках по энергосырьевому сценарию развития нашей страны. К 2015 году обновляется подвижной состав с исключением техники с истекшим сроком службы. Производится закупка нового подвижного состава и коренная модернизация имеющегося подвижного состава. На этом этапе будет осуществлено строительство отдельной высокоскоростной линии на направлении М-СПб. Также предусматривается строительство ряда линий стратегического значения и линий, направленных на улучшение транспортной обеспеченности региона.
Максимальный вариант основан на инновационном сценарии развития России и характеризуется значительной концентрацией усилий на тех научно-технологических направлениях, которые позволят расширить применение отечественных разработок и улучшить позицию России на мировом рынке высокотехнологической продукции и услуг.
Особенностью инновационного развития является изменение структуры валового внутреннего продукта в сторону производства высокотехнологичной продукции.
Строительство необходимых жд стратегических линий будет обеспечивать повышение конкурентоспособности и национальной безопасности страны.
По максимальному варианту предусматривается строительство жд линий до Магадана.
Реализация максимального варианта приведет к координальным изменениям в мировых торговых связях евроазиатского и азиатско-тихоокеанского регионов, качественно усилив транзитную роль жд транспорта России. Для обеспечения транспортных связей, создания более привлекательных условий для пассажиров будут построены высокоскоростные магистрали.